Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1337

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определя­ется особенностями и возможностями жанров: функционально­-предметными, стилистическими, акустическими.

Таким образом, все выразительные формообразующие сред­ства радиовещания в комплексе помогают отразить звуковую картину действительности под определенного углом зрения, кон­кретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения.
Контрольные вопросы и задания


  1. В чем состоит специфика радиокоммуникации?

  2. Какова природа выразительных средств радиовещания? 3. В чем заключаются психологические особенности слухового восприятия?

4. Какова роль музыки в радиовещании? Опишите ее функции в журналистских текстах.

  1. Как взаимодействуют слово и музыка?

6. Назовите функции документальных шумов в звучащей радиопублицистике.

7.Какова роль монтажа (техническая, композиционная, художественная) в структуре радиотекста?

8. Что такое звуковой образ в радиопублицистике и как он создается?

9. Запишите сложную в структурном отношении радиопе­редачу. Рассмотрите монтажные «стыки». Чем они оправданы, как выполнены, с какой целью использованы различные компо­ненты?

Теория и практика массовой информации____________________________33

1.4. Основные функции радиовещания
Слово - «функция» словари трактуют как обязанносmи, назначение, рода, круг деяmельносmи. Опираясь на это оп­ределение, мы и рассматриваем разнообразные функции радио­вещания. Роль в обществе возложена на радиовещание доста­точно ответственная, кpyг деятельности очень широкий, на­значение обусловлено многообразием целей, задач и проблем, стоящих перед обществом.

Предварительно стоит обратить внимание на три фактора,

общих для массового вещания.

1. Радиовещание осуществляет разные функции одновре­менно, т.е. оно полифункционально.

2. В практике вещания очень сильно и постоянно проявля­ют себя дисфункциональные явления, когда реальная деятель­ность той или иной редакции (вещательной компании, инфор­мационного канала и т.д.) противоречит функциональному на­значению вещания данного подразделения, а порой и объяв­ленной им цели (например, вместо информационного обеспече­ния аудитории дается дезинформация).


3. Жизнедеятельность любого средства массовой информации, в том числе и радиовещания, никогда и нигде не суще­ствует вне определенных агитационно-пропагандистских тен­денций и тем более не свободна от них. В соответствии с конк­ретными социально-политическими, экономическими и иными задачами идет подбор информации и комментирование ее в вы­пусках новостей; с учетом рекламных, воспитательных и дру­гих не менее конкретных задач формируются разнообразные художественные и образовательные программы.

Наконец, важно подчеркнуть, что изменения государствен­ного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доми­нирующее положение, а другие исходя на нет.

Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруп­пировать следующим образом.

1. Информационные: собственно информационная функ­ция, рекламная.

11. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования
34_____________________________________________А.Г.Киселев
общественного мнения, общения, воспитательная, агитацион­но-пропагандистская, организаторская.

III Культурно-просветительские: эстетическая, просвети­тельская, функция развлечения - рекреативная.

Знание функций радиовещания необходимо для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании функций радиовещания.
1.4.1. Информационные функции
Радио распространяет информацию полнее, быстрее, дос­товернее и эмоциональнее других СМИ. Из лекций по «Теории и практике массовой информации за l-й курс» известно разно­образие толкований понятия «информация». Здесь мы употреб­ляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведом­ление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информаци­онную Функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в кон­текст радиопрограммы, любая передача обретает дополнитель­ную информационную окраску благодаря взаимосвязи с други­ми элементами программы и событиями дня.

Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Информационные выпуски, состоящие из репортажей и устных сообщений о том, что произошло В последние часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интер­валах между выпусками новостей.



В выпусках новостей принято сначала сообщать о наибо­лее существенных фактах из сферы политики, а также о со­бытиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни.

Доступность информации для широких слоев населения, возможность свободного выбора ее источников и уровень ин-

Теория и практика массовой информации____________________________35



формированности считаются признаками благополучия общества и цивилизованности. Спрос на определенную информацию дик­туется прежде всего общей политической ситуацией в стране. Во времена политических стрессов очень важно информиро­вать общество о том, когда и какие решения приняты, а какие отменены, кто у власти, а кто отстранен, как идут референду­мы, выборы, - все это влияет на поступки, действия и пове­дение людей.

Во время изменений экономической ситуации в стране ин­формация становится жизненно важной. Необходимо освещать многие постоянно меняющиеся реалии жизни: уровень цен, пен­сий, зарплаты, курс рубля, уровень инфляции, правовые нор­мы. Таким образом, происходит расширение зон, сфер и тем информации, ее видов и направлений. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и пере работки.

К числу дисфункциональныx явлений в программах радио относятся идеологизированность информации; появление реци­дивов пресловутых запретных тем и зон, цензуры и самоцензу­ры; неудовлетворительное поступление информации из провинции; участие радио в информационной блокаде некоторых со­бытий и явлений. Основной порок такой практики соедине­ние факторов и мнений, подмена фактов мнениями. Был такой термин - «агитация фактами», т.е. замена фактов агитацией, что в информационном вещании совершенно недопустимо.

Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Ра­бота этой «стрелки», особенно в горячие часы, истории, во мно­гом определяет эффективность радиовещания и общественную потребность в нем.

Рекламная функция радио близка к собственно информа­ционной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо вы­деляют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от ра­диожурналиста профессионализма, специальных знаний, спо­собностей и навыков.


Средства, полученные от рекламы, помогают функциони­рованию вещательных редакций (станций, программ, рубрик).

36_____________________________________________А.Г.Киселев
Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.
1.4.2. Функции, обеспечивающие социальное управление обществом
Радио, обладающее уникальными возможностями воздей­ствия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обще­ством. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен ты­сяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможнос­ти радио стимулировать тот или иной поступок людей; а о воздействии на глубинные процессы развития общества, имен­но на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.

В работе по социальному управлению радиовещание имеет несколько функций.

Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функ­ция. Радио по природе своей обладает огромными интеграци­онными возможностями.

Уже сам факт регулярного и одновременного прослуши­вания программы разными людьми свидетельствует об их опре­деленной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания — выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевро­пейских, общегородских и т.п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям.

Чем крупнее и разнообразнее сообщество, на которое на­правлено вещание, тем внимательнее должны составляться про­граммы, чтобы ни одна часть аудитории не оказалась неохва­ченной группой людей с их специфическими интересами.

Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организатор­ской,

Теория и практика массовой информации_____________________________37
ской, образовательной и другими функциями. Для журналиста, осознанно реализующего интегративную функцию радио, пер­вейшим качеством можно назвать умение объединять в подхо­де к материалу потребности общества с заботами отдельного человека у радиодинамика.


Известны примеры, когда радио было единственным ре­ально доступным СМИ и служило своего рода социальным и психологическим связующим звеном общества. В советское вре­мя автономные республики России выпускали совместный ра­диожурнал «Между Волгой и Уралом» (о жизни Татарии, Башкирии, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии).

В передачах разной тематики, форм и жанров важнее всего сама идея

интегративности.

Кaк дисфункциональные можно отметить следующие яв­ления: размывание сложившейся системы ценностей; кримина­лизация, «дебилизация» сознания; понижение уровня культуры и как следствие - дезинтеграция общества.

Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения обществен­ного мнения в жизни общества и самой природой вещания, орга­ничecки связанной. с этим феноменом. Среди форм и механизмов проявления общественного. мнения следует назвать выборы и референдумы. Во времена политических перемен редакции ра­диoвeщaния не остаются в стороне от этих событий. А возмож­ности радио в разъяснении смысла, целей и задач подобных акций велики.

Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечи­вать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, ар­гументов, контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная задача очень часто· не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике;

Так, анализ значительного массива передач «Радио Рос­сии» показал, что в них очень слабо представлены, а иногда и просто отсутствуют целые регионы, слои, значительные соци­ально-демографические группы общества. Значит, и обществен-


38_____________________________________________________А.Г.Киселев
ное мнение, отражаемое в таких передачах, неполное, усечен­ное, неадекватное реальному.

Общественное мнение связано с дискуссионными ситуа­циями коллизиями и проблемами. Нет необходимости доказы­вать, что уровень дискуссионности в нашем обществе за послед­нее время возрос многократно. Радио отражает эту ситуацию не только содержанием передач, но и выбором форм и жанров. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглыe столы» привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, не­примиримых