Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1388

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Телевидение заимствовало у кино его язык. Но при этом прямое телевидение не утратило и никогда не утратит «эф­фекта присутствия», давно утраченного кинематографом. В са­мом деле, на киноэкране можно видеть те события, те предме­ты и тех людей, которые находились перед объективом в про­шлом. Телевидение способно показать на экране образ настоя­щего. Такова основная природная особенность телевидения, отличающая его от кино. Благодаря ей телезритель может иметь дело не с прошлым, а с настоящим, и, следовательно, его ^чувства носят совсем иной характер — это переживание, одно­временное с происходящими событиями.

Термином «одновременность» мы и будем пользоваться впредь для обозначения природной способности телевидения передать на расстояние звукозрительный образ события, дей­ствия — для его восприятия зрителем одновременно с этим самым действием.

Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, — условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Специфические условия просмот­ра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый раз­мером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по ха­рактеру к межличностному контакту, какой обычно существу­-

Теория и практика массовой информации____________________________259
­ет в жизни. (Это обстоятельство требует от телевизионного ком­муникатора особых качеств его духовной и физической личнос­ти.) Коротко говоря, условия восприятия программы есть при­чина особого характера общения между телеэкраном и аудито­рией. Кино функционирует дискретно, тогда как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства адресова­но массовому сознанию, в то время как телевидение адресова­но общественному мнению, не только отражая его, но и фор­мируя.

Итак, главное отличие телевидения от кино состоит в раз­ных общественных функциях: телевидению более свойственны функции журналистики, а кино — функции искусства.
* * *

Сравнение телевидения с другими средствами художествен­ного выражения и родами публицистики приводит нас к следу­ющим выводам.

Подобно театру телевидение использует произносимое слово и игру актеров; в силу своей физической природы прямое теле­видение обладает качеством подлинности времени и простран­ства.

В отличие от театра у телевидения иная аудитория и усло­вия просмотра. Кроме того, перед телезрителем предстает не материальный мир, а лишь его фотографическое двухмерное изображение; пространство кадрировано, расчленено рамой экрана, что -дает возможность пользоваться монтажом, планом и ракурсом; в силу вытекающего отсюда более сильного, чем в театре, воздействия изображения на сознание функция слова иная, нежели в театре.


Подобно кино телевидение воссоздает на экране зритель­но-звуковые движущиеся образы, смонтированные в непрерыв­ный поток изображений неодинаковой крупности, видимых с разных точек. Иными словами, телевидение подобно кино об­ладает способностью, пользуясь монтажом, кадром, планом, ракурсом, а также сочетанием изображения, слова и музыки, трактовать действительность, идейно осмысливать ее как в иг­ровых, художественных, так и в документальных, публицисти­ческих формах.

260_____________________________________________________А.Г.Киселев
Отличие телевидения от кино — в условиях просмотра и характере аудитории, откуда и вытекает различие их обще­ственных функций, ограничение в использовании некоторых изобразительно-выразительных средств кино, первостепенное значение других (например, звучащего слова или крупного плана).

Подобно радио телевидение обладает и одновременностью, и способностью прийти в дома людей. Поэтому оно и стало од­ним из главных средств информации. Характер аудитории, ус­ловия приема передач определяют также общность многих жан­ров и форм радиовещания и телевидения и, главное, совпаде­ние их общественных функций.

Главное отличие телевидения от радиовещания — в сред­ствах выражения. Единственное средство радио — звук; теле­видение воздействует и изображением.
6.5. Основы режиссуры прямого эфира
Понятия монтажа, кадра, плана и ракурса, точки съемки и угла зрения, применяемые в кино, вполне адекватны и в телевидении. Однако методы их использования часто различны. Особенно заметна разница между кино и телевидением при пря­мом эфире.

В кино дело обстоит следующим образом. «Почти всег­да, — пишет Вс. Пудовкин, — снимая динамический непрерыв­ный процесс, если мы хотим добыть из него нужные детали, мы должны либо его задержать, прервать либо должны повто­рять его несколько раз». Чтобы монтажно снять какой-то ку­сок действительности кинокамерой, необходимо тем или иным образом расчленить снимаемый процесс или действие, запечат­левая на пленке каждый раз различные его детали Иначе ки­нематографическое изложение на экране будет невозможным.

В прямом телевидении эти же самые действия на экране могут быть воспроизведены только так, как они происходят — последовательно. Причина этого — в подлинности времени,

в одновременности передачи и действия.

Различия в методах монтажа в кино и прямом телевидении отчетливо видны на простом примере. В сценарии имеется та­кой эпизод: «Человек достает из кармана зажигалку. Закурива­-

Теория и практика массовой информации____________________________261
­ет сигарету и кладет зажигалку в карман». В кино этот эпизод был бы снят и смонтирован так: Кадр 1. Ср. план. Человек дос­тает из кармана зажигалку, щелкает ею.

Кадр 2. Кр. план. Рука подносит горящую зажигалку к си­гарете. Дым.

Кадр 3. Ср. план. Человек кладет зажигалку в карман.

Кадр 1 и 3 были бы сняты в кино следующим образом: актер — на среднем плане — вынимает зажигалку, закуривает и кладет зажигалку в карман.

Затем камера приближается к актеру, и он еще раз проде­лывает то же самое — закуривает сигарету. Но. на этот раз его снимают крупным планом, т. е. в кадре мы видим только руку с зажигалкой, сигарету и нижнюю часть лица (кадр 2).

Режиссер получает два куска пленки. На одном — средний план действия, на другом — крупный план того же действия. Ножницами режиссер разрезает первый кусок на три части: та часть пленки, где снято, как человек достает зажигалку и щел­кает ею, поднимая руку к сигарете, и есть кадр 1; часть плен­ки, запечатлевшую самый момент закуривания, он отбрасыва­ет; третья часть, где человек, закурив сигарету, кладет зажи­галку в карман, — это кадр 3. Из другого куска пленки, где человек снят на крупном плане, режиссер вырезает ту ее часть, когда человек закуривает, — это кадр 2; остальную пленку этого куска режиссер отбрасывает.

Как видим, действие было произведено дважды, и соот­ветственно камера работала, снимала это действие тоже дважды. На монтажном столе режиссер склеит куски пленки в указан­ной сценарием последовательности — 1, 2, 3, и зритель вос­примет их как показ действий, происходящих одновременно и непрерывно. А ведь в действительности, в реальном времени и пространстве, они не были ни одновременными, ни непрерыв­ными.

Посмотрим, как этот же эпизод был бы показан по телеви­дению.

В павильоне стоят две камеры (а не одна, как в кинопа­вильоне). Одна камера направлена на актера (ср. план, кадр 1), вторая — на него же, но на крупном плане (кадр 2), Ассис­тент, выполняя указания режиссера, включает первую камеру (в эфире кадр 1); в тот самый момент, когда человек закурива­-

262_____________________________________________________А.Г.Киселев
ет, включается вторая камера (кадр 2, зажигалка крупно); затем включается снова первая камера — кадр 3 (человек опус­кает руку). Действие (закуривание) производилось один раз, одновременно с показом, и было непрерывным.


Таким образом, в телеэкране точно то же изображение, какое получено на киноэкране проецированием пленки, скле­енной из кусков, т. е. из различных кадров, получается благо­даря одновременной работе двух (или более) камер. Обе эти камеры направлены на подлежащие показу объекты. В телеви­дении нет необходимости прерывать или повторять показывае­мое действие, ведь время действия равно экранному времени. По воле режиссера посылается в эфир и принимается на экра­нах изображение сначала с одной камеры, затем с другой.

Все отличия техники монтажа в прямом телевидении от монтажа в кино полностью отражены в описанном случае.

Свойственная телевидению и определяемая «живой» приро­дой телевизионной передачи необходимость работать с несколь­кими камерами одновременно таит в себе много возможностей. В начале существования телевидения работа велась с одной камерой. Использовался такой прием: актеры подходили к непод­вижной камере (или удалялись от нее), тем самым изменяя крупность своего изображения и ракурс. Из опыта кино извес­тно было, что этого же эффекта можно достичь не передви­жением актера, а. перемещением камеры. Поэтому камеру по­ставили на подвижный штатив. Но выяснилось, что возможно­сти одной, даже самой подвижной камеры недостаточны. И очень скоро павильон телевидения получил вторую, третью, а затем четвертую и пятую камеры и т. д.

Два куска пленки в кино склеиваются друг с другом, что­бы на экране два изображения возникали одно за другим, без перерыва. Это, как уже известно, технический монтаж. Про­цесс выбора этих кусков пленки, процесс установления после­довательности их склейки есть. монтаж конструктивный, имею­щий целью верно воспроизвести на экране движение.

В прямой телевизионной передаче нет пленки, следова­тельно, нет технического монтажа как отдельного процесса, он слит с конструктивным монтажом.

Конструктивный монтаж осуществляется в телевидении переключением камер. Руководит этим процессом телевизион­ный режиссер. Он монтирует передачу еще во время работы


Теория и практика массовой информации____________________________263
над режиссерским сценарием, а в репортажных передачах — в процессе передачи, «в эфире».

Но конструктивный монтаж, т. е. воспроизведение движе­ния и выявление логической связи между кадрами, — не все­гда конечная цель режиссера; перед ним стоят еще и задачи творческие, художественные.

Возникает вопрос: можно ли, переключая камеру, достичь такого же эффекта, который дает склеивание, монтаж плен­ки? Способно ли телевидение монтажом создать художествен­ный образ?


Конечно, пространство, которое может быть изменено по­средством телевизионного монтажа, ограничено радиусом пе­редвижения камер, и в этом отличие от кино, где перемеще­ние камеры практически неограниченно. Но и в телевидении можно раздвинуть пространство весьма широко: включить в поток изображений на экране и кадры с камер, установленных в другом городе или даже в другой стране. И воздействие тако­го изображения многократно усилится (по сравнению с кино) эффектом одновременности происходящего события с переда­чей его в эфир.

Перечисляя изобразительно-выразительные средства язы­ка экрана, мы назвали, в ряду других, съемку с движения. Это средство имеет для телеэкрана особое значение, определяемое некоторыми из специфических свойств телевидения.

Напомним, что объяснение, оправдание киномонтажа — в его соответствии формам мышления человека, формам позна­ния окружающей нас действительности. Благодаря способности сознания к абстрагированию процесс мышления «монтажен», и поэтому психологически оправданно на экране (и в литературе) «сжатие» и «растягивание» времени и связанного с ним про­странства, «поворот» времени вспять и т. п., короче, оправдан­но существование не реального, а условного, т. е. экранного, времени и пространства (так называемый «эффект Кулешова»).

Но процесс мышления, познания действительности не все­гда, не во всех случаях таков. Он может быть и конкретен, ведь человек может мыслить и не абстрактно.

Человеческий глаз — аппарат неизмеримо более совер­шенный, чем камера: он способен мгновенно менять фокусное расстояние, мгновенно «выхватывать» в пространстве крупный

264_____________________________________________________А.Г.Киселев

­

план, изменять ракурс, точку и угол зрения. При визуальном, непосредственно чувственном познании материальной среды человек ощущает пространство в подлинном времени и видит его по преимуществу в процессе более или менее быстрого изменения направления взгляда (панорамирования) или собствен­ного перемещения в пространстве (тревеллинга). В этом психо­логическое оправдание, объяснение съемки с движения.

Кадр — часть фильма «от склейки до склейки» (или часть телепередачи от включения до отключения камеры) — содер­жит изображение материального пространства, фигуры или предмета, полученное за отрезок времени, равный реальному времени съемки. Иными словами, отдельный кадр мы видим на экране столько времени, сколько его в действительности сни­мали. Разрезая и склеивая кадры, мы можем изменить, преоб­разовать время и пространство. Но если мы этого не сделаем, время показа на экране будет равно времени съемки (и реаль­ному времени запечатленного в кадре действия, движения).