Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1392

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сорвать спектакль.

В телевидении же сценическое действие ограждено от та­кого вторжения зрителя. Единственное, что в его власти, — выключить телевизор. Но в этот момент он перестает быть зри­телем, что к тому же и не влияет на ход передачи.

Таким образом, на телевидении (как и в кино) зритель ли­шен важного преимущества, которое предоставляет ему театр: положения активного участника игры. Иными словами, на теле­видении, как правило, нет «обратной связи», т. е. воздействия зрителя на актера (если не считать таковой телефонную связь в некоторых передачах).

Здесь следует подчеркнуть различия в характере аудито­рии и условиях просмотра на телевидении и в театре. Телевизи­онная аудитория как количественно, так и качественно резко


Теория и практика массовой информации____________________________253
отличается от театральной. Ее эмоциональное состояние совер­шенно иное. Посещение театра для всех, даже для заядлых театралов, маленький. праздник — и к нему готовятся! Посеще­ние театра всегда приводит человека в определенное эмоцио­нальное состояние, отличное от того, в котором он пребывал в течение дня. Придя в театр, вы попадаете в иную атмосферу, чем та, в которой живете. Уже в сройе вы вливаетесь в поток нарядно одетых, незнакомых людей, собравшихся в этом зда­нии посмотреть спектакль и, в какой-то мере, себя показать. Ваше состояние резко отличается от того, в котором вы нахо­дитесь у себя дома, в кругу своей семьи, в комнате, где экран (а значит, зрелище) привычно располагается на тумбочке в углу, по соседству с домашними вещами. Телезрителя можно скорее сравнить с читателем, чем с театральным зрителем, — в том смысле, что он находится с глазу на глаз с предметом своего внимания.

Есть еще один фактор, разделяющий театр и телевиде­ние, — способность телевизионной камеры (как и кинокамеры) «вырезать» часть пространства. Отсюда происходит еще одно очень важное отличие театра от телевидения — то, к а к мы видим происходящее действие. Трех человек, сидящих на сце­не, мы видим, во-первых, все время в одной и той же крупно­сти, т. е. одним и тем же планом, во-вторых, все время в одном ракурсе, с одной точки зрения. Трех человек, сидящих перед телевизионными камерами, мы видим на экране не так. Вспом­ните, как режиссер, переключая камеры, меняя точки зрения и крупность, показывал зрителю то одного человека, то дру­гого, то сразу троих.


В театре вы видите все пространство сцены, и другой возможности видеть у вас нет.

На экране можно увидеть часть пространства (ту, которая «вырезана» камерой, ограничена рамкой экрана), т.е. кадр.

Камера имеет возможность приблизиться к человеку или удалиться от него, показать зрителю очень крупно (во весь экран) какую-либо мелкую, но важную для действия деталь, например игральную карту или иголку. Камера может показать человека спереди или сбоку, сверху или снизу. Перемещая ка­меру, можно показать на экране то, что невозможно увидеть из театрального зала.

254_____________________________________________________А.Г.Киселев
Способность камеры менять ракурс и вырезать часть про­странства означает возможность монтировать (т. е. собирать) и показывать на экране непрерывный поток изображений. Рама экрана, ограничивающая пространство, — важное средство воздействия на зрителя. Живописец выбирает ту часть простран­ства, которую он хочет показать, остальное отрезает рамой. Рама экрана, подобно раме картины, устанавливая границу изоб­ражения, одновременно позволяет выбрать именно ту часть про­странства, которая нас интересует. Зритель в театре, в сущно­сти, сам решает, какой участок сцены должен быть объектом его внимания. Режиссер лишь в большей или меньшей степени помогает зрителю сделать этот выбор с помощью различных приемов, световых эффектов, мизансценировки и т. п. Большая или меньшая степень внимания зрителя в театре обусловлива­ется не только степенью участия в сюжете того или иного персонажа, но и местом актера на сцене.

Внимание телезрителя (как и кинозрителя) на том или ином объекте сосредоточивает телевизионный режиссер, ибо в поле зрения камеры находится не вся сцена (как и в поле зрения театрального зрителя), а лишь тот ее участок, который в дан­ный момент заслуживает, по мнению режиссера, наибольшего внимания. Другими словами, независимо от воли зрителя теле­визионный режиссер делает выбор, как бы вырезая из Про­странства наиболее существенное для зрелища (для зрителя) и переносит это на экран.

Собственно говоря, здесь мы вплотную подходим к про­блеме сходства телевидения и кинематографа, а значит, про­должаем исследование отличия телевидения от театра, ибо по­чти все, что сближает телевидение с кинематографом, удаляет его от театра.

Главное отличие телевидения от театра состоит в том, что телевидение показывает зрителю не реальный мир, а лишь его плоскостное, двухмерное изображение на экране. «Вырезанное» камерой пространство, изображение которого передается на экране, может быть показано в разной крупности, с различных точек зрения и может быть смонтировано. Другими словами, телевизионный экран обладает некоторыми важными качества­ми киноэкрана.



Теория и практика массовой информации____________________________255
6.4.3. Телевидениеикино
Из всех искусств кино ближе всего к телевидению, что объясняется наличием экрана, т. е. двухмерного, заключенного в раму движущегося изображения, сопровождаемого звуком. На телевизионном экране, как и на киноэкране, посредством проецирования изображений воспроизводится образ окружаю­щего нас материального мира.

Достоверность кино определяется тем, что всякий кино­фильм представляет собой, в сущности, ряд моментальных фо­тографий. Телевидение технически представляет собой столь же точное изображение на экране людей и предметов, как и фотография, хотя изображение это не закреплено на пленке или на бумаге. Для того чтобы сфотографировать фигуру или предмет, нужно пропустить через систему линз, именуемую объективом, лучи света, отраженные от предмета. Физически до этого момента телевизионная камера и кинокамера работают одинаково. Изображение, подчиненное законам оптики, пере­носится в первом случае на пленку, установленную за объекти­вом, во втором случае — на так называемую «мозаику», представляющую собой светочувствительную и одновременно электрочувствительную пластинку. Собственно говоря, слово «фотография» означает по-русски буквально «светопись». Толь­ко в силу привычности этого термина для определения зафик­сированного на светочувствительной бумаге изображения мы не можем применить его к телевизионному изображению; а ведь, в сущности, изображение на телевизионном экране — это тоже светопись с точки зрения физики. Изображение в кино — в такой же мере результат действия прошедших через объектив лучей света и вызванных ими химических процессов, как изоб­ражение в телевидении — результат действия прошедших че­рез объектив лучей света и вызванных ими электрических про­цессов.

Попытка исследовать специфику кинематографа не входит в нашу задачу. Кинематографические средства выражения рас­сматриваются здесь лишь для того, чтобы сравнить их с выра­зительными средствами телевидения и установить их общность.

Киноэкран фотографически точно воспроизводит движе­ние, поэтому он может дать нам правдивое изображение того,

256____________________________________________________А.Г.Киселев
что происходило перед объективом. Но изображение на киноэкране — непрерывный поток кадров — предварительно смонтировано. Поэтому киноэкран способен обусловить и то, как мы видим.


Выдающийся художник и теоретик кино Вс. Пудовкин свое время писал, что кино можно считать искусством лишь постольку, поскольку в нем применяется монтаж. Каковаопределение оно содержит в себе некоторое ограничение, од­нако принципиальная истинность его несомненна.

Телевидение так же, как и кино, точно воспроизводит на экране то, что мы видим, это мы уже выяснили.

Телевидение так же, как и кино, точно воспроизводит на экране и то, как мы видим. Почему? Потому что телевидение, как и кино, обладает способностью к монтажу.

Подробно отличия телевизионного монтажа от монтажа в кино рассматриваются ниже; здесь следует отметить лишь то, что принципиальная способность телевидения к монтированию изображения и есть одно из главных обстоятельств, сближаю­щих его с кинематографом. Различие состоит в методе, в спо­собе монтажа. Если в кино непрерывность потока изображений на экране обусловлена тем, что кинопленку можно разрезать и склеивать, то в телевидении одно изображение непрерывно следует за другим благодаря тому, что в студии работают од­новременно несколько камер, включаемых в эфир последова­тельно. Но с позиции зрителя различия здесь нет.

Наличие экрана дает возможность создателю телевизион­ной передачи, как и создателю кинофильма (равно как и живо­писцу), «вырезать» пространство, предложить вниманию зрите­ля ограниченный его участок. Из этого вытекает понятие пла­на, т. е. крупности. Как и кино, телевидение способно показать человека или предмет в разной крупности, в разных масштабах изображения. Не касаясь сейчас вопроса о значении плана для проникновения в психологию, внутренний мир человека, не останавливаясь на его роли в ведении рассказа, в обрисовке действия и т. д., скажем только, что возможность пользоваться планами разной крупности — еще одно важнейшее обстоятель­ство, сближающее телевидение с кинематографом.

Телевидение способно пользоваться всеми изобразитель­но-выразительными средствами языка кино.

Теория и практика массовой информации____________________________257
Обилие очевидных качеств, сближающих телевидение с кинематографом, заслоняет в сознании многих не столь очевид­ные черты различия между телевидением и кино. Однако раз­личия эти существуют, и пренебрежение ими приводит к пла­чевным результатам.

Прежде всего следует сказать, что, хотя все изобрази­тельные средства кино являются также и средствами телеви­дения, приемы и методы их использования в телевидении обыч­но отличаются от приемов и методов кино. Но. это еще не са­мое существенное отличие.


Когда в 1895 г. в кинематографе братьев Люмьер показыва­ли кинофильм «Прибытие поезда», люди, сидевшие в зритель­ном зале, вскакивали с мест: им казалось, что паровоз едет на них. В реальности изображения паровоза никто из присутству­ющих не сомневался, ибо они видели фотографически точное изображение паровоза, а факт движения изображения застав­лял их поверить в то, что перед ними настоящий, веществен­ный паровоз. Ведь до тех пор человек еще не видел движу­щейся фотографии, а коль скоро фотография двигалась, она для человека 1895 г. переставала быть изображением и станови­лась вещью.

Кинематограф как техническое изобретение завоевал пра­во на существование единственно в силу того, что тогда, в конце XIX в., он вызывал чрезвычайно сильный и несомнен­ный «эффект присутствия». Однако очень скоро этот эффект пропал — и безвозвратно. Но раньше, чем зритель перестал ощущать себя, сидя, в зале кинотеатра, присутствующим при событии, обнаружилось, что сила кино вовсе не в «эффекте присутствия».

Вначале никто не думал, что у кинематографа есть какие бы то ни было достоинства кроме возможности создать иллю­зорный «эффект присутствия». Сегодня ни один человек не ощу­тит себя действительно присутствующим при тех событиях, которые происходят на экране. Лишь силой воображения, раз­буженного талантом создателей фильма, зритель способен «от­казаться от неверия», принять условность экранного изобра­жения, забыть об эфемерности изображения на экране. (Ощу­щение это сродни тому чувству, которое вызывает у нас веру в реальность существования персонажей романа.) Все попытки

258_____________________________________________________А.Г.Киселев
снова вызвать в кино «эффект присутствия» имеют лишь вре­менный и скоропреходящий успех: широкий экран, стереозвук, цвет — все эти технические усовершенствования не помогли кино как искусству подняться на новую ступень, не сделали его более реалистичным, более эмоциональным, более убеди­тельным.

Сила киноискусства обнаружилась, к счастью, раньше, чем истощился интерес к кино как к балаганному аттракциону. И выяснилось, что вовсе не «эффект присутствия», вовсе не способность фотографически точно воспроизвести на экране изображение вещей и людей дают кинематографу право на су­ществование. Сила кино, как оказалось, в самобытных вырази­тельных средствах, какими не обладает ни одно из искусств. Кинематограф располагает своим языком. Несмотря на его бли­зость к театру и литературе, несмотря на его связь с живопи­сью и музыкой, кино есть самостоятельный род искусства.