Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1391

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
главными в восприятии, разрушается основа радиопье­сы — ее драматургия.

Мы далеки от мысли отрицать значение слова, звука вооб­ще в телевизионной передаче. Нет сомнения, что в телевиде­нии слово, и произнесенное, и непроизнесенное, т. е. то, кото­рое написано в сценарии и адресовано к создателям передачи, играет огромную роль, гораздо большую, чем в кино (в некото­рых видах телевизионных передач, в интервью, например, сло­во имеет решающее значение).

248_____________________________________________________А.Г.Киселев
Даже при передаче музыки телевидение отличается от ра­дио. Нужно быть очень квалифицированным зрителем, чтобы уметь отвлечься от облика исполнителя, от его внешней инди­видуальности и оценивать одну только музыку. Собственно го­воря, правильность этого положения подтверждается еще од­ним фактом: если бы музыку достаточно было только слушать, то при нынешнем уровне развития радиовещания и систем сте­реофонической записи давно бы закрылись все концертные залы.

Непременное, самоочевидное условие телевидения состоит в том, что у телевизора есть экран, заполненный движущимся изображением.

Воздействие телевидения на сознание через зрение не так мощно, как, скажем, кино или балета. Но все же наличие экрана означает, что основа телевизионной передачи — образ звукозрительный, воздействующий на сознание и через зре­ние, и через слух. Нужно помнить, что по причинам физиоло­гическим и психологическим зрение — путь, по которому ин­формация легче, четче и с меньшими потерями достигает со­знания.

Мы не стремимся доказать, что радио из-за отсутствия изображения — «низшее» по сравнению с телевидением сред­ство информации и художественного выражения. Прежде все­го радио обладает почти безусловной, безграничной вездесущ­ностью. Затем, что важнее, отсутствие зрелищности дает ра­дио определенные преимущества перед телевидением: опери­руя одним только звуком, радиовещание способно сильнее вли­ять на воображение, на творческую фантазию слушателя. Сло­во — великая сила, однако изображение ограничивает меру использования слова, заставляет принципиально по-иному упот­реблять его. Заметим еще, что телевидение, по причине все той же зрелищности
, больше утомляет человека. Радиопереда­ча, особенно музыкальная, не требует абсолютного сосредото­чения слушателя у приемника, как того безоговорочно требует телевидение.

В силу очевидности не будем задерживаться на таких фак­торах, как отсутствие в радиопередаче многих важнейших ком­понентов передачи телевизионной: декораций, гримов, костю­мов, мизансцен, ракурса, плана и т.п.

Все сказанное приводит к выводу, что существующее по сей день стремление поставить знак равенства между телевиде-

Теория и практика массовой информации____________________________249
нием и радиовещанием, бытующее, например, у радиорепорте­ров, приходящих работать на телевидение, принципиально оши­бочно. Оно приводит к резкому снижению степени воздействия телевизионной передачи на зрителя, ибо игнорирует основу природы телевидения — его зрительность. Опасность, создава­емая таким стремлением, тем более велика, что превратить телевизионную передачу в радийную очень легко.

Значит ли все сказанное об отличиях телевидения от ра­диовещания, что между ними нет ничего общего? Разумеется, дело обстоит не так.

В техническом аспекте радиопередача и телепередача одно и то же: по эфиру из вещательного центра передаются элект­ромагнитные колебания, принимаемые одновременно в милли­онах точек В первом случае сигнал несет информацию только о звуке, во втором — о звуке и изображении. По этой техни­ческой причине программа радио и программа телевидения об­ращены к аудитории, одинаковой по своему характеру, и, сле­довательно, радиопрограммы и телепрограммы могут иметь об­щие цели и задачи.

Основная часть сходства радио и телевидения — это элек­тронные средства доставки сигнала, общность аудитории, прак­тически одинаковые условия восприятия.

Телевизионную передачу, как и радиопередачу, в боль­шинстве случаев воспринимает группа из нескольких человек: три-пять человек около радиоприемника или телевизора состав­ляют в совокупности по России аудиторию в 100—150 млн. че­ловек (около всех радиоприемников или телевизоров). Все осо­бенности телевизионной аудитории: и ее массовость, с одной стороны, и камерность обстановки, в которой воспринимается передача, — с другой, присущи и аудитории радио.

Особенности аудитории закономерно определяют общность содержания радиовещательной и телевизионной программ. Об­щественные функции телевидения совпадают с общественными функциями радиовещания.

Условия приема программ — серьезный фактор, влияю­щий на формы и жанры передач. Это относится и к радиопрог­раммам, и к телевизионным программам, к радиопередачам и телевизионным передачам. Условия, в которых равно находят­ся радиослушатели и телезрители, объясняют существование



250_____________________________________________________А.Г.Киселев
на телевидении многих публицистических форм и жанров, из­давна существующих на радио, таких, как беседа типа описан­ной выше «9-й студии» или комментарий, обозрение, информа­ционный выпуск и т. п.

Несмотря на всю важность одинаковых общественных фун­кций радио и телевидения, различия в их выразительных сред­ствах и, следовательно, в приемах и методах воздействия на аудиторию имеют чрезвычайное значение.

6.4.2. Телевидениеитеатр
Обратимся теперь к другому «родственнику» - телевидения — к театру.

Беседа, подобная той, которую мы описали, могла бы про­исходить на сцене театра. Предположим, что в каком-то спек­такле действуют два знаменитых путешественника и репортер, берущий у них интервью. Чем отличалось бы такое интервью (кроме, разумеется, того, что оно вымышленное, игровое) от телевизионного интервью? В чем выразилось бы сходство?

Сходство главным образом было бы в том, что зрители в театре, как и зрители прямой телевизионной передачи, находи­лись бы в одном и том же времени с участниками происходяще­го интервью. Иначе говоря, зритель в театре и телезритель присутствуют при совершении события, видят его в то самое время, в ту самую секунду, когда оно происходит — в подлин­ном физическом времени (и пространстве). Это очень важно, очень привлекательно для зрителя.

У телевидения и театра есть еще одна черта сходства — зрелищность. Сидя перед сценой, как и перед экраном, мы ви­дим и слышим происходящее, а не только слышим, как по радио. Значит, у театра экран заимствовал (сначала — киноэк­ран, а потом экран телевидения) зрелищную сторону действия: костюмы, декорации, освещение, грим и т. п. Из театра пришел на экран и видимый человек — актер, произносимое им слово и, разумеется, сама основа действия — пьеса, сценарий. Жур­налист, выступающий на телевидении, также должен обладать некоторыми актерскими данными, например исполнять зара­нее написанный текст в импровизационной манере, избегать

Теория и практика массовой информации____________________________251
скованности, «зажатости» в позах и движениях в кадре. При написании сценария он должен владеть общими законами дра­матургии (чему посвящен специальный раздел данного учебни­ка).

И на сцене, и на телеэкране общим является синтетич­ность средств воздействия на зрителя: тут и декорации (нема­ловажный элемент студийной передачи), и литературное сло­во, и актерское мастерство.

В этом состоит сходство телевизионного, экранного зре­лища с театральным, сценическим с точки зрения зрителя.

Но существует еще и другая сторона вопроса, представ­ляющая сейчас для нас гораздо больший интерес и гораздо менее очевидная. С точки зрения создателей телевизионной пе­редачи (сценариста, режиссера, актера) существует еще це­лый ряд положений, сближающих театр с телевидением. И прежде всего это подлинность времени и пространства. В теат­ре и в телевидении («живом»!), в отличие от кино, время пока­за равно времени физического действия. Именно одновремен­ность совершающегося действия и его показ телевизионными камерами не позволяют в данном случае «сжимать» и «растяги­вать» действие во времени и пространстве.


Театральный драматург может сократить время действия, прибегнув к воображению зрителя, допускающего на сцене те­атра целый ряд условностей. Так, например, если на сцене на­чинается урок в школе, который, как известно каждому сидя­щему в зале, длится сорок пять минут, драматург может, пользу­ясь способностью зрителя поверить в условность, через пят­надцать минут после начала урока заставить зазвучать звонок, оповещающий о его конце. И зритель легко соглашается на эту условность (это еще не самая большая из условностей театра).

В прямой трансляции настоящего школьного урока, если бы ее кто-либо задумал, такая условность (сокращение време­ни) подорвала бы доверие зрителя к подлинности происходяще­го. Следовательно, телевизионный сценарист не вправе пользо­ваться этим приемом (если речь не идет о записи и последую­щем монтаже, о чем должен быть осведомлен , и зритель; тут «правила игры» иные). Пространственно-временная непрерыв­ность — обстоятельство, если можно так выразиться, техноло­гически общее для театра и прямого телевидения. Отметим,


252_____________________________________________________А.Г.Киселев
что телевидение обладает гораздо большими, чем театр, тех­ническими возможностями в обращении со временем и простран­ством; действие может разворачиваться одновременно на мно­гих площадках. И важнейшая из этих возможностей — исполь­зование видеомагнитной записи (ВМЗ), монтаж которой позво­ляет с легкостью преодолевать пространственно-временную не­прерывность, подобно тому, как это происходит в кино.

Выяснив черты сходства телевидения и театра, обратимся теперь к различиям между ними. Прежде всего, сидя в зале театра, вы видите реальное, объемное пространство сцены, реальных живых людей, реальные предметы, тогда как на эк­ране телевизора перед вами — .лишь изображение людей и пред­метов, лишь сочетания света и тени, а не та материальная сре­да, с которой мы имеем дело в театре. Конечно, огромное зна­чение для зрителя имеет то, что, включая телевизор, он заве­домо, с полной определенностью знает, что (если речь идет о прямой телепередаче) увидит изображение того самого челове­ка, который находится перед камерой в этот момент. Но все же перед ним не человек, а лишь оптический эффект; перед ним стекло экрана, а не реальность пространства сцены.

Теперь обратимся к зрителю в театре и на телевидении. Собственно, зритель играет роль только в театре, где его в определенном смысле можно назвать участником спектакля. Известно, что от зрителя, от его реакции во многом зависит ход спектакля; публика заставляет актера подчиняться своему смеху, аплодисментам или свисткам; зритель в театре может даже