Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1346

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становлением демократии, гражданс­кого общества и правового государства.

Интерактивное телевидение — система дополнительного теле­обслуживания, заключающаяся в передаче информации по запросу абонента. Двусторонняя связь позволяет або­ненту при помощи телевизора осуществлять покупки, не выходя из дома, и участвовать в исследованиях популяр­ности телепрограмм. Интерактивное телевидение позво­ляет встречаться в эфире двум и более сторонам, т.е. про­водить так называемые телемосты.

382_____________________________________________________А.Г.Киселев
Инфократия — власть информации. Одной из новых серьезных политических проблем стал вопрос о том, не усиливает ли информатизация общества авторитарные тенденции и даже не ведет ли она к диктатуре. Многочисленные и разнообразные данные вполне могут контролироваться централизованно, поскольку большие и малые банки базы данных связаны между собой посредством компьютерных телекоммуникационных сетей.

Способность, с одной стороны, получать точную инфор­мацию о каждом гражданине, а с другой — манипулиро­вать массами людей предельно возрастает при использо­вании компьютерных сетей. И можно представить себе такое положение дел, когда правящие круги знают все, что им нужно, а все остальные не знают ничего. Тенденции развития в сфере информации позволяют пред­положить, что политическая власть, приобретаемая боль­шинством благодаря концентрации информации, не будет осуществляться непосредственно, но через усиление ис­полнительной власти при уменьшении реальной власти «по­литиков на трибуне» и выборных представителей. Сложив­шаяся таким образом властвующая элита может оказать­ся своего рода «инфократией», источник власти которой не какие-либо заслуги перед народом, а лишь большие возможности использовать информацию.

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение) — 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, сни­маемая неопределенность в результате получения сооб­щений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управле­нием, сигналы в единстве синтаксических, семантичес­ких и прагматических характеристик; 4) передача, отра­жение разнообразия в любых объектах и процессах (не­живой и живой природы).


Первоначальное понимание информации как сведений со­хранялось вплоть до середины XX в. В связи с прогрессом технических средств массовых и других коммуникаций (те­лефон, телеграф, радио, телевидение и т.п.) и в особен­ности с ростом объема передаваемых сообщений появи­лась необходимость их измерения для улучшения условий передачи.

Теория и практика массовой информации____________________________383
Кроме количества, ценности и содержания, информация частности, социальная информация) обладает и други­ми свойствами (правдивость, достоверность, полнота, глу­бина, точность, убедительность, доказательность, новиз­на, эффективность, оптимальность, оперативность, на­дежность, выразительность), которые исследуются в ра­ботах по социальной теории информации. Информация — одно из центральных понятий философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Данное понятие все чаще рассматривается в каче­стве третьего компонента бытия — наряду с веществом и энергией. Этимологически «информация» — термин обы­денного языка, относящийся к познавательно-коммуни­кативной сфере человеческой деятельности и обозначаю­щий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Таким образом, информация в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание, однако именно эта — содержательная — сторона информации остается до настоящего времени наиболее неясной. Одна­ко не существует одного общего определения понятия информации.


Информация массовая — актуальная для социума, доступная для восприятия подавляющим большинством.

Информация биологическая — информация, циркулирующая в живой природе и формирующая ее структуры. Данный вид информации отражает процессы биогенеза и психоге­неза. К ней относятся — генетическая, физиологическая, психологическая информация, а также мышление, само­познание, осознание бытия.

Информация физическая — информация, присущая процес­сам отражения в неорганической природе. Этот вид ин­формации отражает процесс геогенеза по видам движения материи: механического (пространственного перемещения), физического (теплового, электромагнитного, гравитаци­онного), химического (на атомно-молекулярном уровне), ядерного (элементарных частиц).

Определения понятия информации, получившие наиболее широкое распространение в научной среде: информа­ция — обозначение содержания, полученного из вне-

384_____________________________________________________А.Г.Киселев
шне­го мира в процессе нашего приспособления к нему и при­способления к нему наших чувств (Н. Винер); информа­ция — отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); информация — мера сложности структур (X. Моль); информация — от­раженное разнообразие (А.Д. Урсул); информация — пе­редача разнообразия (У. Эшби); информация — вероят­ность выбора (Яглом); информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); информация — сведения, содержащиеся в данном речевом сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и переработки (А. Ахматова).

Информация вторичная — данные, собранные из правитель­ственных изданий, статистических сборников, периоди­ческой печати, внутрифирменных отчетов.

Информация социальная — информация, передающаяся в че­ловеческом обществе в процессе коммуникации между людьми. Этот вид отражает процесс ноогенеза. К нему от­носятся массовая и специальная информация. В свою оче­редь, эти виды информации делятся на мировоззренчес­кую, публицистическую, бытовую, эстетическую, рели­гиозную, научную, техническую, экономическую, тех­нологическую и другие подвиды. Эти подвиды продолжа­ют «ветвиться» далее, вплоть до информации общения с представителями внеземных цивилизаций.


Информационные технологии — это совокупность методов и средств для обеспечения сбора, передачи, хранения, об­работки и отображения информации в интересах пользо­вателя для принятия решений.

Информационная политика — особая сфера жизнедеятельнос­ти людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизвод­ством, распространением и потреблением информации, удовлетворяющая интересы государства и гражданского общества и направленная на обеспечение творческого, кон­структивного диалога между ними.

Информационная система — упорядоченная совокупность до­кументированной информации и информационных техно­логий.


Теория и практика массовой информации____________________________385
Информационная безопасность — состояние защищенности го­сударства, его национальных интересов в информацион­ной сфере, интересов, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и госу­дарства. Основные положения информационной безопас­ности Российской Федерации изложены в Доктрине ин­формационной безопасности, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г.

Интересы личности в информационной сфере заключают­ся в реализации конституционных прав человека и граж­данина на доступ к информации, на использование ин­формации в интересах осуществления не запрещенной за­коном деятельности, физического, духовного и интеллек­туального развития, а также в защите информации, обес­печивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключают­ся в обеспечении интересов личности в этой сфере, упро­чении демократии, создании правового социального госу­дарства, достижении и поддержании общественного со­гласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключа­ются в создании условий для гармоничного развития рос­сийской информационной инфраструктуры, для реализа­ции конституционных прав и свобод человека и граждани­на в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, по­литической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, раз­витии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. На основе национальных интересов Рос­сийской Федерации в информационной сфере формиру­ются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информа­ционной безопасности.


Информационное поле — совокупность сосредоточенной в дан­ном объеме пространства и времени информации безотно­сительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве, как от объекта отражения, так и от субъекта восприя-

386_____________________________________________________А.Г.Киселев
тия. Образуется триадой — объективной, генетической и идеализированной (субъективной) информацией. Наиболее полное описание характеристик в психологическом и пси­хосемантическом полях.

Интернет — система компьютерных сетей, объединяющая меж­национальные, национальные, региональные, местные информационные ресурсы, в которых происходит свобод­ный обмен информацией. Основной вклад с создание сети был сделан в 1969 г., когда по заказу Министерства обо­роны США был осуществлен один из первых проектов стра­тегической телекоммуникационной системы, способной устойчиво работать в условиях ядерного конфликта, при отключении значительной части самой сети. Сегодня Ин­тернет стал средством общемирового распространения ин­формации, средой сотрудничества и общения людей в раз­ных концах мира. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых является одностороннее рас­пространение массовой информации, Интернет представ-- ляет собой инструмент межличностной и публичной ком­муникации как процесса двустороннего общения. В после­дние годы Интернет стал называться «пятой властью».

Информационное общество (И.о.) — это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличе­нием роли инфокоммуникаций, информационных продук­тов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созда­нием глобального информационного пространства, обес­печивающего эффективное информационное взаимодей­ствие людей, их доступ к мировым информационным ре­сурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. И.о. — это общество, в котором в производительных си­лах и производственных отношениях, в приращении ка­питала на передний план выступают знания и информа­ция, образующие новую форму собственности — личную, идущую на смену частной. Информационное общество — понятие, фактически заменившее в конце XX в. термин «постиндустриальное общество». По разным источникам, изобретение термина «информационное общество» припи­сывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологи-

Теория и практика массовой информации____________________________387