Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1342
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ческого института, а его употребление в научной литературе — американскому экономисту Ф. Машлупу (Ф. Мах-лупу) в книге «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах», 1962.
И.о. — это концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция постиндустриального, или информационного, общества претендует на роль общесоциологической теории поступательного развития человечества. Всемирная история разделяется на следующие этапы общественного развития: доиндустриальный (аграрный), индустриальный и постиндустриальный (информационный). В зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности (сельское хозяйство), «вторичная» (промышленность), а ныне выдвигается «третичная» сфера услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриальном), а также господствующая роль определенного сословия (соответственно: священников и феодалов; бизнесменов; ученых и профессиональных специалистов).
Информационная война — это война, осуществляемая бизнес-группами, в первую очередь при помощи средств массовой информации с целью расширения и реструктуризации бизнеса посредством воздействия на массовое и индивидуальное сознание путем изменения существующей в его сознании картины мира.
Информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Коммуникация (лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осу-
388_____________________________________________________А.Г.Киселев
Коммуникация (лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Действия, сознательно
ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации — достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.
Конфиденциальная информация — сведения, представленные
гражданином с условием сохранения их в тайне.
Качественные издания — издания с ведущими функциями аналитической и информационной, превалированием фактов над мнениями, способные оперативно организовать беспристрастный широкий информационный поток наиболее социально значимых сведений. Качественные издания способны организовывать обмен информацией между разными социальными группами, но, как правило, предназначены для определенного, занимающего нестандартное положение в обществе читателя, имеющего высокий образовательный, интеллектуальный, социальный или финансовый уровень.
Контрпропаганда — пропаганда, направленная на внутреннего и внешнего оппонента (противника) с целью разоблачения, опровержения его доводов, утверждений по тем или иным позициям. Ведется устными и печатными способами, включая листовки, плакаты, карикатуры, различные публикации с привлечением всего арсенала средств массовой коммуникации. Контрпропаганда может быть превентивной или оперативным ответом по конкретному поводу. Наиболее успешной является та контрпропаганда, которая носит предупреждающий, опережающий характер действий противной стороны.
Конфиденциальная информация (конфиденциальный от лат. confidential — доверие) — доверительная информация, не подлежащая огласке. Одновременно — сведения, поступившие в редакцию от граждан с условием сохранения их в тайне.
Коммерческая тайна — информация, которая в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ имеет действитель-
Теория и практика массовой информации____________________________389
ную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В силу того, что коммерческая тайна является составной частью частного права, а не публичного, для государственных служащих является особенно важным, какая информация не подлежит засекречиванию ее владельцем. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О перечне сведений, которые могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35 определено, что предприятиям и предпринимателям запрещено относить к разряду коммерческой тайны следующие сведения: 1) об учредительных документах; 2) о документах, дающих право
заниматься предпринимательской деятельностью; 3) по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; 4) документов о платежеспособности; 5) о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; 6) об уплате налогов и обязательных платежей; 7) о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба; 8) об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Для государственных и муниципальных предприятий на период до проведения приватизации и в процессе приватизации установлены дополнительные ограничения относительно того, что не может составлять коммерческую тайну. К ним относятся следующие сведения о: размерах имущества и денежных средствах; вложении средств в ценные бумаги и уставные фонды совместных предприя-
390_____________________________________________________А.Г.Киселев
тий, а также о кредитных, торговых и иных обязательствах; договорах с различными негосударственными предприятиями, коллективами и гражданами.
Клевета — распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.
Лоббизм (от англ. lobby — крытая, прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетие спустя — как название помещения для прогулок в палате общин Англии. Политический оттенок слово получило в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Таким образом, под лоббизмом понимают торговлю влиянием. Лоббизм — это многоступенчатое явление, которое венчает политик или группа политиков, предлагающих или осуществляющих решения. Середину составляет многотысячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывают чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению. Политика лоббизма может проводиться в пользу: 1) отдельных политических и социальных сил; 2) отдельных стран и регионов; 3) стратегий решения общесоциальных и глобальных проблем. Ряд механизмов лоббизма находится под контролем, но сама природа этого явления исключает полную возможность такого контроля.
Манипулирование (от фр. manipulation, происходящего от лат. manus — рука) в политике — процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение для их катализирования в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Цель манипулирования — внедрить установки, стереотипы, цели, подвигнуть массы на принятие непопулярных мер и т.д.
Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Массовая коммуникация — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино,
Теория и практика массовой информации____________________________391
звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Мониторинг (англ. monitor — наставлять, советовать; контролировать, проверять) средств массовой информации — наблюдение, оценка и прогноз состояния общественного мнения путем систематического сбора информации, проходящей через СМИ.
Масс-медиа — англоязычный синоним понятий СМИ и СМК. К этому термину не у всех ученых позитивное отношение. Например, представитель Франкфуртской школы Теодор Адорно отрицательно относится к использованию термина «масс-медиа» в связи с тем, что изначально его смысл заключался в том, что массы являются некоторым субъектом, на удовлетворение потребностей которого направлена деятельность медиа, т. е. масс-медиа не только медиа для использования массами, но в первую очередь медиа, необходимые самим массам, потребные им. В действительности массы являются как правило объектом воздействия и получают лишь ту информацию, которую им предлагают.
Массовое издание — издание, ориентированное на разнообразные интересы, вкусы, на усредненность интеллектуальных запросов читателя, упрощенно трактующее сложные политико-экономические вопросы, проявляющее повышенный интерес к дешевой сенсации. Играет объединительную роль, так как предназначено читателям с разными политическими взглядами, вкусами, разным социальным статусом.
Массовое сознание — это специфический вид общественного сознания, воплощающий в себе реальную форму его практического существования, свойственный значительному множеству людей (массе). Массовое сознание отражает распространенные в значительной части общества и разделяемые им знания, представления, нормы, ценности, потребности, интересы, взгляды, иллюзии, социальные чувства.
392____________________________________________________А.Г.Киселев
Медиатизация политики — этап в политических отношениях, при котором средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации.