Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1342

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

­ческого института, а его употребление в научной литера­туре — американскому экономисту Ф. Машлупу (Ф. Мах-лупу) в книге «Производство и распространение знания в Соединенных Штатах», 1962.

И.о. — это концепция, полагающая главным фактором об­щественного развития производство и использование на­учно-технической и другой информации. Концепция по­стиндустриального, или информационного, общества пре­тендует на роль общесоциологической теории поступатель­ного развития человечества. Всемирная история разделя­ется на следующие этапы общественного развития: доиндустриальный (аграрный), индустриальный и постиндуст­риальный (информационный). В зависимости от уровня тех­ники в обществе последовательно преобладают «первич­ная» сфера экономической деятельности (сельское хозяй­ство), «вторичная» (промышленность), а ныне выдвигает­ся «третичная» сфера услуг, где ведущую роль приобре­тают наука и образование. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации (церковь и армия — в аграрном обществе, корпорация — в индустриальном, университеты — в постиндустриаль­ном), а также господствующая роль определенного со­словия (соответственно: священников и феодалов; бизнес­менов; ученых и профессиональных специалистов).

Информационная война — это война, осуществляемая бизнес-группами, в первую очередь при помощи средств массо­вой информации с целью расширения и реструктуризации бизнеса посредством воздействия на массовое и индиви­дуальное сознание путем изменения существующей в его сознании картины мира.

Информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях, обстоятельствах жизни граждани­на, позволяющие идентифицировать его личность.
Коммуникация (лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — 1) путь сообщения, связь одного места с дру­гим; 2) общение, передача информации от человека к че­ловеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осу­-

388_____________________________________________________А.Г.Киселев
Коммуникация (лат. communicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — 1) путь сообщения, связь одного места с дру­гим; 2) общение, передача информации от человека к че­ловеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осу­ществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Действия, созна­тельно
ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция комму­никации — достижение социальной общности при сохра­нении индивидуальности каждого ее элемента. Коммуни­кацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Конфиденциальная информация — сведения, представленные

гражданином с условием сохранения их в тайне.

Качественные издания — издания с ведущими функциями ана­литической и информационной, превалированием фактов над мнениями, способные оперативно организовать бес­пристрастный широкий информационный поток наиболее социально значимых сведений. Качественные издания спо­собны организовывать обмен информацией между разны­ми социальными группами, но, как правило, предназна­чены для определенного, занимающего нестандартное положение в обществе читателя, имеющего высокий об­разовательный, интеллектуальный, социальный или фи­нансовый уровень.

Контрпропаганда — пропаганда, направленная на внутреннего и внешнего оппонента (противника) с целью разоблаче­ния, опровержения его доводов, утверждений по тем или иным позициям. Ведется устными и печатными способами, включая листовки, плакаты, карикатуры, различные пуб­ликации с привлечением всего арсенала средств массовой коммуникации. Контрпропаганда может быть превентив­ной или оперативным ответом по конкретному поводу. Наи­более успешной является та контрпропаганда, которая носит предупреждающий, опережающий характер дей­ствий противной стороны.

Конфиденциальная информация (конфиденциальный от лат. confidential — доверие) — доверительная информация, не подлежащая огласке. Одновременно — сведения, посту­пившие в редакцию от граждан с условием сохранения их в тайне.

Коммерческая тайна — информация, которая в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ имеет действитель­-

Теория и практика массовой информации____________________________389
ную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В силу того, что коммерческая тайна является составной частью частного права, а не публичного, для государственных служащих является особенно важным, какая информа­ция не подлежит засекречиванию ее владельцем. Поста­новлением Совета Министров — Правительства РФ «О перечне сведений, которые могут составлять коммерчес­кую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35 определено, что предприятиям и предпринимателям запрещено относить к разряду коммерческой тайны следующие сведения: 1) об учредительных документах; 2) о документах, дающих право

заниматься предпринимательской деятельностью; 3) по установленным формам отчетности о финансово-хо­зяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; 4) документов о плате­жеспособности; 5) о численности состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; 6) об уплате налогов и обяза­тельных платежей; 7) о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблю­дении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о дру­гих нарушениях законодательства РФ и размерах причи­ненного при этом ущерба; 8) об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, това­риществах, акционерных обществах, объединениях и дру­гих организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Для государственных и муниципальных предприятий на период до проведения приватизации и в процессе прива­тизации установлены дополнительные ограничения отно­сительно того, что не может составлять коммерческую тайну. К ним относятся следующие сведения о: размерах имущества и денежных средствах; вложении средств в ценные бумаги и уставные фонды совместных предприя­-


390_____________________________________________________А.Г.Киселев
тий, а также о кредитных, торговых и иных обязатель­ствах; договорах с различными негосударственными пред­приятиями, коллективами и гражданами.

Клевета — распространение заведомо ложных, позорящих дру­гое лицо измышлений.
Лоббизм (от англ. lobby — крытая, прогулочная площадка, коридор). В 1553 г. употреблялось для указания на прогу­лочную площадку в монастыре. Столетие спустя — как название помещения для прогулок в палате общин Анг­лии. Политический оттенок слово получило в Америке, когда в 1864 г. термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Таким образом, под лоббизмом понимают торговлю влиянием. Лоббизм — это многоступенчатое явление, которое вен­чает политик или группа политиков, предлагающих или осуществляющих решения. Середину составляет многоты­сячный отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывают чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по обществен­ному мнению. Политика лоббизма может проводиться в пользу: 1) отдельных политических и социальных сил; 2) отдельных стран и регионов; 3) стратегий решения обще­социальных и глобальных проблем. Ряд механизмов лоб­бизма находится под контролем, но сама природа этого явления исключает полную возможность такого контроля.

Манипулирование (от фр. manipulation, происходящего от лат. manus — рука) в политике — процесс воздействия на об­щественное мнение и политическое поведение для их катализирования в нужном определенным властным или об­щественным структурам направлении. Цель манипулиро­вания — внедрить установки, стереотипы, цели, подвиг­нуть массы на принятие непопулярных мер и т.д.

Массовая информация — предназначенные для неограничен­ного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Массовая коммуникация — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино,

Теория и практика массовой информации____________________________391
звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духов­ных ценностей данного общества и оказания идеологичес­кого, политического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Мониторинг (англ. monitor — наставлять, советовать; конт­ролировать, проверять) средств массовой информа­ции — наблюдение, оценка и прогноз состояния обще­ственного мнения путем систематического сбора инфор­мации, проходящей через СМИ.

Масс-медиа — англоязычный синоним понятий СМИ и СМК. К этому термину не у всех ученых позитивное отношение. Например, представитель Франкфуртской школы Теодор Адорно отрицательно относится к использованию терми­на «масс-медиа» в связи с тем, что изначально его смысл заключался в том, что массы являются некоторым субъек­том, на удовлетворение потребностей которого направле­на деятельность медиа, т. е. масс-медиа не только медиа для использования массами, но в первую очередь медиа, необходимые самим массам, потребные им. В действитель­ности массы являются как правило объектом воздействия и получают лишь ту информацию, которую им предлага­ют.

Массовое издание — издание, ориентированное на разнообраз­ные интересы, вкусы, на усредненность интеллектуаль­ных запросов читателя, упрощенно трактующее слож­ные политико-экономические вопросы, проявляющее по­вышенный интерес к дешевой сенсации. Играет объедини­тельную роль, так как предназначено читателям с разны­ми политическими взглядами, вкусами, разным социальным статусом.

Массовое сознание — это специфический вид общественного сознания, воплощающий в себе реальную форму его прак­тического существования, свойственный значительному множеству людей (массе). Массовое сознание отражает распространенные в значительной части общества и раз­деляемые им знания, представления, нормы, ценности, потребности, интересы, взгляды, иллюзии, социальные чувства.


392____________________________________________________А.Г.Киселев
Медиатизация политики — этап в политических отношениях, при котором средства массовой информации становятся основной средой политической коммуникации.