Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 1341

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Массы — это: 1) гетерогенная аудитория средств массовой ин­формации; 2) «множества индивидов» как гетерогенная со­вокупность социально атомизированных индивидов, конт­ролируемых бюрократической и пропагандистской маши­ной (Д. Рисмен); 3) это — «толпа», характеризующаяся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, не­достатком интеграции (Д. Белл).
Народ — 1) в широком смысле слова — население определен­ной страны; 2) для обозначения этнических общностей (пле­мя, народность, нация); 3) согласно историческому мате­риализму, народные массы рассматриваются как соци­альная общность, которая способна участвовать в реше­нии задач прогрессивного развития общества, т.е. народ — подлинный субъект истории, ее творец.

Нация — категория, обозначающая племя, народ, рождение, рассматривающаяся как общность, принадлежащая конк­ретному государству, или сообщество людей, объединен­ных территорией, обычаями, языком, единством хозяй­ственной жизни и сознания.
Обзор — одна из мощных форм воздействия на прессу, статья, обобщающая опыт СМИ, помогающая редакциям опреде­лить верное направление в работе, сосредоточиться на главном. Представляет собой .анализ содержания издания или программы (общий или тематический) с конкретными, опирающимися на факты соображениями относительно корректировки трактовки какой-либо проблемы, необхо­димой в силу подмены первостепенных фактов второсте­пенными. Обзор печати имеет два адресата: редакционный коллектив СМИ, с одной стороны, и читателей, зрите­лей, слушателей — с другой. Особенность данного жанра состоит в том, что анализ и всесторонняя оценка средства массовой информации или ряда СМИ нужны не сами по себе, а для того, чтобы иначе увидеть проблему, волную­щую сегодня всех журналистов однотипных средств мас­-

Теория и практика массовой информации____________________________393
совой информации, помочь не только обозреваемой газе­те или программе, а и всем другим редакциям по-иному осмыслить проблему и выработать наилучшие пути ее ре­шения.

Обозрение — жанр информации, который не следует путать с обзором. Обозрение рассматривают как своеобразную ре­цензию на конкретное СМИ, в которой оценивается каче­ство и количество публикаций, отмечаются их недостат­ки и достоинства; или
обозрение знакомит читателей, зри­телей и слушателей с важнейшими событиями в обще­ственно-политической, экономической, культурной, спортивной или другой сфере.

Общественное сознание — это воззрения людей в их совокуп­ности на явления природы и социальную реальность, вы­раженные в созданных обществом естественном или ис­кусственном языках, творениях духовной культуры, со­циальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Общественное мнение — выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представ­лений отношение определенной части общества или обще­ства в целом к социально значимым проблемам жизнедея­тельности, публично наблюдаемым позициям и поведе­нию отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающих общие интересы.

Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

Огульный — касающийся всех, всего подряд, без разбора; не­достаточно обоснованный, поверхностный.
Паблик рилейшнз (PR) — это особая функция управления, которая помогает установить и поддерживать общие прин­ципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Включает в себя разрешение различных проблем, обеспе­чивает администрацию информацией об общественном мне­нии, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов. Специалисты в области паблик рилейшнз действуют в качестве совет­-

394_____________________________________________________А.Г.Киселев
совет­ников глав администрации, а также как посредники, спо­собствующие преобразованию частных интересов в обо­снованные, общественно согласованные действия и поли­тику. Английский ученый Сэм Блэк дал короткое, но ис­черпывающее определение ПР: «Деятельность в области паблик рилейшнз — это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопо­нимания, основанного на достоверной и полной информа­ции».

Паблик рилейшнз «черный», или «черный ПР» — это техноло­гии, выходящие за рамки правового поля

, направленные на достижение целей любыми средствами, включая диск­редитацию целых организаций и конкретных лиц. «По чер­ному» — это когда заказчики публикаций договариваются с журналистами напрямую, в обход редакции и реклам­ной службы определенного СМИ. Деньги просто перехо­дят из рук в руки.

Паблик рилейшнз «серый», или «серый» ПР — это публикация официально оплаченной информации в виде обычного ре­дакционного материала — заметки, репортажа, интервью и т.д. В этом случае деньги от заказа идут в бюджет кон­кретного СМИ.

Паблик рилейшнз «белый», или «белый» ПР — представитель заинтересованной компании ничего не платит ни журна­листу, ни его редакции. СМИ размещает информацион­ный материал бесплатно как актуальный, интересный для аудитории издания, радио, телевидения. Это нормальная обычная практика.

Презентация (от лат. praesentatio — представление) — офи­циальное представление, открытие чего-нибудь создан­ного, организованного. Презентацию устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей: 1) принять или пересмотреть свою позицию; 2) принять или изменить мне­ние; 3) предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения. Презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание по­лучить побольше информации, если точно сформулиро­ваны цели и определены приоритеты, прочно заложен фундамент благоприятных отношений с аудиторией, на

Теория и практика массовой информации____________________________395
котором будут выстраиваться дальнейшие отношения меж­ду представляющей организацией и аудиторией.

Пресс-конференция — встреча политических, общественных, деловых, правительственных кругов с представителями средств массовой информации и коммуникации для бесе­ды по вопросам, представляющим большой общественный интерес. Пресс-конференции используются в основном для передачи развернутой информации по особенно важной теме, вызывающей вопросы у журналистов, и при пред­почтительности личных информационных контактов жур­налистов с официальными лицами.

Пресс-релиз — наиболее распространенный способ передачи информации от организации широким массам, например при помощи СМИ. Пресс-релизы составляются по опреде­ленным правилам и рассылаются в СМИ, информацион­ные агентства, помещаются в Интернете.


Пресс-служба — самостоятельное подразделение государствен­ной или муниципальной администрации, которое в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, феде­ральными законами, указами и распоряжениями Прези­дента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также местными положениями о пресс-службе. Основными фун­кциями являются следующие: обеспечение связи главы администрации со средствами массовой информации; орга­низация информационного обеспечения деятельности гла­вы администрации при решении социально-политических, экономических и культурных задач подведомственной тер­ритории; представление средствам массовой информации сведений об издаваемых нормативных актах, заявлениях, выступлениях главы администрации и о мероприятиях, в которых принимает участие глава администрации; орга­низация пресс-конференций, интервью главы админист­рации, обеспечение его выступлений в СМИ; подготовка пресс-релизов и другой справочной информации для насе­ления об основных мероприятиях администрации по ре­шению тактических и стратегических задач территории; формирование положительного имиджа главы админист­рации и его деятельности в СМИ.

396_____________________________________________________А.Г.Киселев
Пресс-секретарь — специалист по публичной и политической деятельности главы администрации, его доверенное лицо. Главная задача пресс-секретаря — систематическое ин­формирование населения о конкретной работе главы ад­министрации по решению социально-политических и эко­номических проблем территории.

Пресс-центр — отдел информационного и организационного об­служивания, существующий для оказания содействия СМИ. Существует как на постоянной (в качестве подраз­делений служб по связям с общественностью), так и на временной основе (для информационного обеспечения съездов, конференций, фестивалей и т.д.).

Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распростране­нию) — деятельность устная или при помощи СМИ, осу­ществляющая популяризацию, распространение и углуб­ленное разъяснение каких-либо целей, учений, взгля­дов, знаний в обществе.

Политика — особая сфера жизнедеятельности людей, связан­ных с властными отношениями, с государством и соци­альными институтами, функционирование и действие ко­торых призвано гарантировать жизнеспособность граждан, разных сообществ людей, реализацию их общей воли, ин­тересов и потребностей.


Постиндустриальное общество — понятие современной социо­логии и философии, обозначающее нынешний этап разви­тия ряда стран как период перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» типу общества. Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Американский социолог Д. Белл сформулировал основные признаки такого общества: со­здание экономики услуг, доминирование слоя научно-тех­нических специалистов, центральная роль теоретическо­го знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающе­гося технологического роста, создание новой «интеллек­туальной» техники. Концепции постиндустриального обще­ства разработали Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А.Тофлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др. Реаль­ной основой появления теорий постиндустриального об­-

Теория и практика массовой информации____________________________397
щества является происшедшая в 60—70-е гг. в ряде стран структурная перестройка экономики, выдвинувшая на ли­дирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тя­желой промышленности, бурное развитие «индустрии зна­ний», компьютеризация и появление разветвленных ин­формационных систем, открывающих путь к децентрали­зации производства.

Профессиональная тайна — сведения, связанные с профессио­нальной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограни­чивается в соответствии с Конституцией РФ и федераль­ными законами, регулирующими различные виды деятель­ности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нота­риальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.

Профессиональная этика журналиста — особенности журнали­стской морали, отличающейся повышенной требователь­ностью к таким качествам, как ответственность, незави­симость, честность, беспристрастность, добросовестность, правдивость, уважение частной жизни и чувства собствен­ного достоинства, содействие новому международному порядку в области информации.
Рейтинг программы — отношение числа телевизоров, настро­енных на определенную программу, к числу семей, имею­щих телевизор.