Файл: Учебника для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) Связи с общественностью кнорус.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 1341
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Массы — это: 1) гетерогенная аудитория средств массовой информации; 2) «множества индивидов» как гетерогенная совокупность социально атомизированных индивидов, контролируемых бюрократической и пропагандистской машиной (Д. Рисмен); 3) это — «толпа», характеризующаяся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, недостатком интеграции (Д. Белл).
Народ — 1) в широком смысле слова — население определенной страны; 2) для обозначения этнических общностей (племя, народность, нация); 3) согласно историческому материализму, народные массы рассматриваются как социальная общность, которая способна участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, т.е. народ — подлинный субъект истории, ее творец.
Нация — категория, обозначающая племя, народ, рождение, рассматривающаяся как общность, принадлежащая конкретному государству, или сообщество людей, объединенных территорией, обычаями, языком, единством хозяйственной жизни и сознания.
Обзор — одна из мощных форм воздействия на прессу, статья, обобщающая опыт СМИ, помогающая редакциям определить верное направление в работе, сосредоточиться на главном. Представляет собой .анализ содержания издания или программы (общий или тематический) с конкретными, опирающимися на факты соображениями относительно корректировки трактовки какой-либо проблемы, необходимой в силу подмены первостепенных фактов второстепенными. Обзор печати имеет два адресата: редакционный коллектив СМИ, с одной стороны, и читателей, зрителей, слушателей — с другой. Особенность данного жанра состоит в том, что анализ и всесторонняя оценка средства массовой информации или ряда СМИ нужны не сами по себе, а для того, чтобы иначе увидеть проблему, волнующую сегодня всех журналистов однотипных средств мас-
Теория и практика массовой информации____________________________393
совой информации, помочь не только обозреваемой газете или программе, а и всем другим редакциям по-иному осмыслить проблему и выработать наилучшие пути ее решения.
Обозрение — жанр информации, который не следует путать с обзором. Обозрение рассматривают как своеобразную рецензию на конкретное СМИ, в которой оценивается качество и количество публикаций, отмечаются их недостатки и достоинства; или
обозрение знакомит читателей, зрителей и слушателей с важнейшими событиями в общественно-политической, экономической, культурной, спортивной или другой сфере.
Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
Общественное мнение — выраженное в форме одобрительных или неодобрительных суждений, оценок, идей, представлений отношение определенной части общества или общества в целом к социально значимым проблемам жизнедеятельности, публично наблюдаемым позициям и поведению отдельных личностей или разного рода групп, как правило, затрагивающих общие интересы.
Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.
Огульный — касающийся всех, всего подряд, без разбора; недостаточно обоснованный, поверхностный.
Паблик рилейшнз (PR) — это особая функция управления, которая помогает установить и поддерживать общие принципы общения, понимания, согласия и сотрудничества между организацией и соответствующим ей кругом лиц. Включает в себя разрешение различных проблем, обеспечивает администрацию информацией об общественном мнении, определяет и усиливает ответственность руководства в удовлетворении общественных интересов. Специалисты в области паблик рилейшнз действуют в качестве совет-
394_____________________________________________________А.Г.Киселев
советников глав администрации, а также как посредники, способствующие преобразованию частных интересов в обоснованные, общественно согласованные действия и политику. Английский ученый Сэм Блэк дал короткое, но исчерпывающее определение ПР: «Деятельность в области паблик рилейшнз — это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на достоверной и полной информации».
Паблик рилейшнз «черный», или «черный ПР» — это технологии, выходящие за рамки правового поля
, направленные на достижение целей любыми средствами, включая дискредитацию целых организаций и конкретных лиц. «По черному» — это когда заказчики публикаций договариваются с журналистами напрямую, в обход редакции и рекламной службы определенного СМИ. Деньги просто переходят из рук в руки.
Паблик рилейшнз «серый», или «серый» ПР — это публикация официально оплаченной информации в виде обычного редакционного материала — заметки, репортажа, интервью и т.д. В этом случае деньги от заказа идут в бюджет конкретного СМИ.
Паблик рилейшнз «белый», или «белый» ПР — представитель заинтересованной компании ничего не платит ни журналисту, ни его редакции. СМИ размещает информационный материал бесплатно как актуальный, интересный для аудитории издания, радио, телевидения. Это нормальная обычная практика.
Презентация (от лат. praesentatio — представление) — официальное представление, открытие чего-нибудь созданного, организованного. Презентацию устраивают для того, чтобы убедить человека или группу людей: 1) принять или пересмотреть свою позицию; 2) принять или изменить мнение; 3) предпринять или воздержаться от какого-либо действия или решения. Презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить побольше информации, если точно сформулированы цели и определены приоритеты, прочно заложен фундамент благоприятных отношений с аудиторией, на
Теория и практика массовой информации____________________________395
котором будут выстраиваться дальнейшие отношения между представляющей организацией и аудиторией.
Пресс-конференция — встреча политических, общественных, деловых, правительственных кругов с представителями средств массовой информации и коммуникации для беседы по вопросам, представляющим большой общественный интерес. Пресс-конференции используются в основном для передачи развернутой информации по особенно важной теме, вызывающей вопросы у журналистов, и при предпочтительности личных информационных контактов журналистов с официальными лицами.
Пресс-релиз — наиболее распространенный способ передачи информации от организации широким массам, например при помощи СМИ. Пресс-релизы составляются по определенным правилам и рассылаются в СМИ, информационные агентства, помещаются в Интернете.
Пресс-служба — самостоятельное подразделение государственной или муниципальной администрации, которое в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также местными положениями о пресс-службе. Основными функциями являются следующие: обеспечение связи главы администрации со средствами массовой информации; организация информационного обеспечения деятельности главы администрации при решении социально-политических, экономических и культурных задач подведомственной территории; представление средствам массовой информации сведений об издаваемых нормативных актах, заявлениях, выступлениях главы администрации и о мероприятиях, в которых принимает участие глава администрации; организация пресс-конференций, интервью главы администрации, обеспечение его выступлений в СМИ; подготовка пресс-релизов и другой справочной информации для населения об основных мероприятиях администрации по решению тактических и стратегических задач территории; формирование положительного имиджа главы администрации и его деятельности в СМИ.
396_____________________________________________________А.Г.Киселев
Пресс-секретарь — специалист по публичной и политической деятельности главы администрации, его доверенное лицо. Главная задача пресс-секретаря — систематическое информирование населения о конкретной работе главы администрации по решению социально-политических и экономических проблем территории.
Пресс-центр — отдел информационного и организационного обслуживания, существующий для оказания содействия СМИ. Существует как на постоянной (в качестве подразделений служб по связям с общественностью), так и на временной основе (для информационного обеспечения съездов, конференций, фестивалей и т.д.).
Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — деятельность устная или при помощи СМИ, осуществляющая популяризацию, распространение и углубленное разъяснение каких-либо целей, учений, взглядов, знаний в обществе.
Политика — особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и социальными институтами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность граждан, разных сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Постиндустриальное общество — понятие современной социологии и философии, обозначающее нынешний этап развития ряда стран как период перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» типу общества. Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Американский социолог Д. Белл сформулировал основные признаки такого общества: создание экономики услуг, доминирование слоя научно-технических специалистов, центральная роль теоретического знания как источника нововведений и политических решений в обществе, возможность самоподдерживающегося технологического роста, создание новой «интеллектуальной» техники. Концепции постиндустриального общества разработали Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А.Тофлер, А. Турен, Ж. Фурастье и др. Реальной основой появления теорий постиндустриального об-
Теория и практика массовой информации____________________________397
щества является происшедшая в 60—70-е гг. в ряде стран структурная перестройка экономики, выдвинувшая на лидирующие позиции новые наукоемкие отрасли взамен тяжелой промышленности, бурное развитие «индустрии знаний», компьютеризация и появление разветвленных информационных систем, открывающих путь к децентрализации производства.
Профессиональная тайна — сведения, связанные с профессиональной деятельностью. Доступ к этим сведениям ограничивается в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, регулирующими различные виды деятельности. Профессиональная тайна бывает врачебной, нотариальной, адвокатской, следственной, тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.
Профессиональная этика журналиста — особенности журналистской морали, отличающейся повышенной требовательностью к таким качествам, как ответственность, независимость, честность, беспристрастность, добросовестность, правдивость, уважение частной жизни и чувства собственного достоинства, содействие новому международному порядку в области информации.
Рейтинг программы — отношение числа телевизоров, настроенных на определенную программу, к числу семей, имеющих телевизор.