ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

Мировоззрение - совокупность идей, взглядов, представлений, направляющих человеческую деятельность и формирующих отношение человека к миру. Структура мировоззрения состоит из четырех компонентов и двух уровней.

1. Компоненты мировоззрения;

- познавательный компонент, который включает знание о мире и человеке;

-

1)Мировосприятие - основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой (опессимизм, пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 1

-слияние с природой 1

-слияние с обществом 1

-образное мышление 1

6 1

Функции философии: 1

Структура сознания: 6

44 6

Принципы диалектики: 6

1.принцип взаимосвязи (рассматривает все процессы и явления во взаимосвязи друг с другом); 6

2.принцип системности (рассматривает любой объект в качестве системы); 6

Свойства истины: 7

51 7

Первыми изучать человека стали софисты и Сократ. 7

Существует три подхода к проблеме человека: 7

В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. 8

2. Уровни мировоззрения:

-обыденный уровень мировоззрения, который включает ошибки противоречия, заблуждения. Данный

уровень формируется в ходе обыденной жизни.

-теоретический уровень мировоззрения, который включая научные представления о мире. Данный уровень формируется философией.

Выделяют следующие формы мировоззрения:

1)Мироощущение (общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д)

Мироощущение (термин онтологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений,. восприятий, представлений, эмоций.

Позитивное мироощущение - проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.


Негативное мироощущение - проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение временя — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое

количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.

1)Мировосприятие - основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой (опессимизм, пессимизм, дружба-вражда и т.д.)

2)Миропонимание - основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине - опыт конкретного человека + практика всего общества.

3)Миросозерцание - совокупность взглядов на мир, на действительность, миропонимание.

4)Миропредставление - это образ мира, который создает себе каждый человек.

2

В истории человечества существовали следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Миф - это образное, синкретическое (слитное, нераздельное) отношение к действительности. Мифологическое мировоззрение - это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.

Характерные черты мифологического мировоззрения:

-слияние с природой

-слияние с обществом

-образное мышление

-отсутствие рефлексии (рефлексия - размышление над своими размышлениями)

Религия - это фантастическое отражение действительности в сознании человека. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде Богов). Религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера- со сверхъестественным.

Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия аппелирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство.


Характерные черты религиозного мировоззрения:

-наличие религиозной веры

-наличие религиозного культа

-образность мышления

-попытка рефлексии

3

Европейская философия возникла на территории древней Греции. Что же изучала данная наука? В истории науки понятие о предмете философии менялось:

1.Доклассическое понимание предмета. В VI-VIII вв. до н. э. под философией понималось любое теоретическое знание, («фило» - люблю, «софия» - мудрость.) «Любомудрие» - так можно было бы дословно перевести на русский язык это понятие. Первым слово «философия» стал использовать Пифагор. Первые философы занимались математикой, астрономией, риторикой и прочими науками.

2.Классическое понимание предмета. Оно возникло в IV в. до н. э., его автором является Аристотель. Он заявил: « Философия - это наука о сущностях». Аристотель назвал философию - метафизикой («мета»- сверх, над; «физика» - природа). Другие науки изучают природу во всем ее многообразии, а философия, как «наука наук», изучает мир в его

сущности и целостности.

3.Современное понимание предмета. Со второй половины XX в. стали говорить: «Философия - система мировоззренческих представлений о мире в Целом и об отношении человека к этому миру».

4

Философия - это система мировоззренческих представлений о мире в целом и отношение человека к этому миру. Философское мировоззрение складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека.

Характерные черты философского мировоззрения:

-поиск субстанции, т.е. сущности, лежащей в основе явления

-наличие рефлексии

-теоретический характер философского знания

5

Основные философские проблемы сводятся к трем вопросам:

1.что есть мир?

2.что есть человек?

3.каково отношение человека к миру?


Структура философии построена так, что отвечает на эти вопросы и включает в себя следующие направления:

-онтология - наука о бытие

-антропология - наука о человеке

-аксиология - наука о ценностях

-праксиология - наука о деятельности, практике

-гносеология - наука о познании

-этика - наука о поведении человека

-эстетика - наука о прекрасном

6

Функции философии:

1. Мировоззренческая функция - абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение

мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично – материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)»

1.Аксиологическая функция - философия изучает и формирует ценности.

2.Методологическая функция — философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3.Коммуникативная функция — философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира.

4.Гносеологическая функция — раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру.

5.Преобразовательная функция - вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению.

6.Прогностически-эвристическая функция - строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования.

7.Гуманитарная функция — жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей.

8.Критическая функция — подвергает все сомнению, выступает против догматизма.

7

Зарождение европейской философии связано с философией Древней Греции. Первые философские системы появились в Греции в VIII - VI вв. до н. э.. В этот период можно выделить два направления философствования: а) натурфилософия, т. е. философия природы; б) онтология, т. е. изучение бытия.


Представителем натурфилософии является Фалес, который считается основателем милетской школы. Он считал, что все в природе взаимосвязано, так как имеет единое начало. Первоначалом

природы является вода, из нее все выходит и в нее все возвращается. Другие представители милетской школы спорили с Фалесом о субстанции мира. Анаксимен считал, что основой всего является воздух. Анаксимандр считал, что основой всего является анейрон – некое гхервовещество, бесконечное во времени и пространстве.

Представителем наивной диалектики был Гераклит, который говорил, что основой всего является огонь и мир находится в постоянном изменении, развитии. Философ неоднократно восклицал: «Все течет, все изменяется!» Характерные черты древнегреческой натурфилософии:

-изучение природы, космоса в целом;

-поиск субстанции мира, его первоосновы.

Древнегреческие натурфилософы являются стихийными материалистами, так как первоосновой они называли какой-либо элемент природы и наивными диалектиками, т. к. рассматривали мир в постоянном развитии.

8

Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название — элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким, каким они его наблюдали. В мире нет движения, так как все места в этом мире уже заняты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики, остро поставив проблему логического выражения диалектических противоречий.

Другой представитель онтологизма, Демокрит, создает свое учение о бытии. Мир состоит из атомов, т. е, неделимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различаются по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота - это небытие. Атомы находятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться. В целом, учение Демокрита материалистично.