ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
1
Мировоззрение - совокупность идей, взглядов, представлений, направляющих человеческую деятельность и формирующих отношение человека к миру. Структура мировоззрения состоит из четырех компонентов и двух уровней.
1. Компоненты мировоззрения;
- познавательный компонент, который включает знание о мире и человеке;
-
1)Мировосприятие - основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой (опессимизм, пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 1
-слияние с природой 1
-слияние с обществом 1
-образное мышление 1
6 1
Функции философии: 1
Структура сознания: 6
44 6
Принципы диалектики: 6
1.принцип взаимосвязи (рассматривает все процессы и явления во взаимосвязи друг с другом); 6
2.принцип системности (рассматривает любой объект в качестве системы); 6
Свойства истины: 7
51 7
Первыми изучать человека стали софисты и Сократ. 7
Существует три подхода к проблеме человека: 7
В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. 8
2. Уровни мировоззрения:
-обыденный уровень мировоззрения, который включает ошибки противоречия, заблуждения. Данный
уровень формируется в ходе обыденной жизни.
-теоретический уровень мировоззрения, который включая научные представления о мире. Данный уровень формируется философией.
Выделяют следующие формы мировоззрения:
1)Мироощущение (общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д)
Мироощущение (термин онтологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений,. восприятий, представлений, эмоций.
Позитивное мироощущение - проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле.
Негативное мироощущение - проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение временя — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое
количество людей с негативным мироощущением образует антисистему.
1)Мировосприятие - основано на чувственно-наглядном (эмоционально-образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой (опессимизм, пессимизм, дружба-вражда и т.д.)
2)Миропонимание - основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине - опыт конкретного человека + практика всего общества.
3)Миросозерцание - совокупность взглядов на мир, на действительность, миропонимание.
4)Миропредставление - это образ мира, который создает себе каждый человек.
2
В истории человечества существовали следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Миф - это образное, синкретическое (слитное, нераздельное) отношение к действительности. Мифологическое мировоззрение - это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Мифологическое мировоззрение в каждом природном явлении видит духовную сторону, причем природное и духовное слитны.
Характерные черты мифологического мировоззрения:
-слияние с природой
-слияние с обществом
-образное мышление
-отсутствие рефлексии (рефлексия - размышление над своими размышлениями)
Религия - это фантастическое отражение действительности в сознании человека. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде Богов). Религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный. В религиозном мировоззрении осуществляется разделение знания и веры. Знание имеет дело с естественным миром, вера- со сверхъестественным.
Религиозное мировоззрение, исходящее из веры в сверхъестественное, утверждающее первенство сверхъестественного, духовного начала над естественным бытием, является по своей сути догматическим, требующим неукоснительного признания и исполнения религиозных догм. Религия аппелирует к чувствам людей, для эффективного воздействия на их мировоззрение создает систему культовых обрядов, использует искусство.
Характерные черты религиозного мировоззрения:
-наличие религиозной веры
-наличие религиозного культа
-образность мышления
-попытка рефлексии
3
Европейская философия возникла на территории древней Греции. Что же изучала данная наука? В истории науки понятие о предмете философии менялось:
1.Доклассическое понимание предмета. В VI-VIII вв. до н. э. под философией понималось любое теоретическое знание, («фило» - люблю, «софия» - мудрость.) «Любомудрие» - так можно было бы дословно перевести на русский язык это понятие. Первым слово «философия» стал использовать Пифагор. Первые философы занимались математикой, астрономией, риторикой и прочими науками.
2.Классическое понимание предмета. Оно возникло в IV в. до н. э., его автором является Аристотель. Он заявил: « Философия - это наука о сущностях». Аристотель назвал философию - метафизикой («мета»- сверх, над; «физика» - природа). Другие науки изучают природу во всем ее многообразии, а философия, как «наука наук», изучает мир в его
сущности и целостности.
3.Современное понимание предмета. Со второй половины XX в. стали говорить: «Философия - система мировоззренческих представлений о мире в Целом и об отношении человека к этому миру».
4
Философия - это система мировоззренческих представлений о мире в целом и отношение человека к этому миру. Философское мировоззрение складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека.
Характерные черты философского мировоззрения:
-поиск субстанции, т.е. сущности, лежащей в основе явления
-наличие рефлексии
-теоретический характер философского знания
5
Основные философские проблемы сводятся к трем вопросам:
1.что есть мир?
2.что есть человек?
3.каково отношение человека к миру?
Структура философии построена так, что отвечает на эти вопросы и включает в себя следующие направления:
-онтология - наука о бытие
-антропология - наука о человеке
-аксиология - наука о ценностях
-праксиология - наука о деятельности, практике
-гносеология - наука о познании
-этика - наука о поведении человека
-эстетика - наука о прекрасном
6
Функции философии:
1. Мировоззренческая функция - абстрактно-теоретическое и понятийное объяснение
мира с точки зрения научного или псевдонаучного взгляда. Мировоззренческая функция - философия изучает и формирует мировоззрение. Основное мировоззренческое деление связано с ответом на основной вопрос философии: «Что первично – материя или сознание (первая сторона) и познаваем ли мир? (вторая сторона)»
1.Аксиологическая функция - философия изучает и формирует ценности.
2.Методологическая функция — философия изучает и формирует методы познания. Это совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
3.Коммуникативная функция — философия объединяет знания конкретных наук и создает единую картину мира.
4.Гносеологическая функция — раскрывает саму природу познавательных отношений человека к миру.
5.Преобразовательная функция - вырабатывает практические меры и управленческие решения; мобилизует людей к их выполнению.
6.Прогностически-эвристическая функция - строит гипотезу об общих тенденциях развития мира и материи; проектирует будущие научные исследования.
7.Гуманитарная функция — жизнеутверждающая роль индивида в обществе; способствует формированию гуманитарных ценностей.
8.Критическая функция — подвергает все сомнению, выступает против догматизма.
7
Зарождение европейской философии связано с философией Древней Греции. Первые философские системы появились в Греции в VIII - VI вв. до н. э.. В этот период можно выделить два направления философствования: а) натурфилософия, т. е. философия природы; б) онтология, т. е. изучение бытия.
Представителем натурфилософии является Фалес, который считается основателем милетской школы. Он считал, что все в природе взаимосвязано, так как имеет единое начало. Первоначалом
природы является вода, из нее все выходит и в нее все возвращается. Другие представители милетской школы спорили с Фалесом о субстанции мира. Анаксимен считал, что основой всего является воздух. Анаксимандр считал, что основой всего является анейрон – некое гхервовещество, бесконечное во времени и пространстве.
Представителем наивной диалектики был Гераклит, который говорил, что основой всего является огонь и мир находится в постоянном изменении, развитии. Философ неоднократно восклицал: «Все течет, все изменяется!» Характерные черты древнегреческой натурфилософии:
-изучение природы, космоса в целом;
-поиск субстанции мира, его первоосновы.
Древнегреческие натурфилософы являются стихийными материалистами, так как первоосновой они называли какой-либо элемент природы и наивными диалектиками, т. к. рассматривали мир в постоянном развитии.
8
Изучение природы логично привело к изучению онтологии. Проблемой бытия занимались философы, получившие название — элеаты (Ксенофан, Парменид, Зенон). Элеаты считали, что бытие вечно, единично, неизменно. По их мнению, небытия не существует, так как оно немыслимо и не выразимо в понятиях. Мир не меняется и всегда был таким, каким они его наблюдали. В мире нет движения, так как все места в этом мире уже заняты, движение это иллюзия. Доводы элеатов против диалектики (особенно, выдвинутые Зеноном «апории» - доказательства противоречивости движения) сыграли положительную роль в развитии античной диалектики, остро поставив проблему логического выражения диалектических противоречий.
Другой представитель онтологизма, Демокрит, создает свое учение о бытии. Мир состоит из атомов, т. е, неделимых частиц, которые никем не созданы и неуничтожимы. Атомы различаются по весу и форме, их соединения создают вещи, существующие в природе. Человек состоит из атомов и его душа тоже есть соединение атомов, только они прозрачны. Между атомами существует пустота - это небытие. Атомы находятся в движении, так как они имеют возможность занимать свободные места; движение присуще всему миру. Философ не сумел объяснить, что же заставляет атомы двигаться. В целом, учение Демокрита материалистично.