ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 326
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»
Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений
Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.
Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.
3.Упражнение «Социальная ответственность компании»
4.Перечень кейсов для самостоятельного разбора студентами под контролем преподавателя.
2.Упражнение «Этика и стиль руководства»
4.Разыграйте ситуацию «Опоздание»:
2.Произнесите фразу с разными интонациями
3.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
7. Ролевая игра «Прием на работу»
10. «Учебник жизни Дейла Карнеги»
1. Тест Поведение к конфликте к. Томаса ( Кибанов а.Я., стр. 102)
7. Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
3.Одежда для первого впечатления
1.2.Тест «Что говорят вам мимика и жесты»? Приложение 1.2.
1.3.Тест «Как вы проводите переговоры» Приложение 1.3.
Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение»
1.4.Тест. «Родитель — Взрослый — Ребенок». Приложение 1.4.
Приложение 2. Дополнительные задания по теме 1-2
Задание 8. Психогеометрический тест с.Деллингер» (адаптация а.А. Алексеева, л.А. Громовой)
Содержание практических занятий по дисциплине «Этика деловых отношений»
Семинар №1. Природа и сущность этики деловых отношений
Цель семинара: Усвоить определения и сущность понятий этика, мораль, нравственность.
Вопросы для обсуждения
1. Приведите определение понятия этика, мораль, нравственность, этики деловых отношений.
2. Чем объясняется повышенное внимание к этическим нормам поведения в деловой практике и в программах обучения?
3. Покажите на конкретных примерах взаимообусловленность правил этики в общем смысле и деловой этики.
4. Какие этические принципы считаются универсальными для современных деловых отношений?
5. Соблюдение каких этических принципов вы считаете наиболее важным для развития деловых отношений в современных условиях?
6. Какие факторы, по вашему мнению, определяют отношение субъектов деловых отношений к этическим нормам?
7. Объясните механизм действия закономерности неопределенности отклика с помощью модели Портера — Лоулера.
8. В чем состоит сущность и практическое проявление неадекватности отображения человека и неадекватности самооценки?
9. Каковы причины возникновения закономерности искажения смысла информации? Каковы могут быть практические рекомендации, направленные на снижение негативных последствий действия данной закономерности?
10. Объясните сущность понятий психологической безопасности и психологической самозащиты.
11. Каковы, по вашему мнению, причины усиления внимания к этической стороне деловых отношений в современном обществе?
12. Назовите основные этические проблемы на макроуровне деловых отношений.
13. Назовите основные этические проблемы на микроуровне деловых отношений.
Список практических заданий
Представьте структуру морали в виде схемы.
2.Иллюзия «золотого века» - раньше было лучше. Страдаете ли Вы сами ею, Почему «золотой век морали» всегда видится в прошлом?
3. Патриотизм – важное нравственное качество. Как вы думаете, быть патриотом – это:
- гордиться символикой своей страны;
- считать все своё лучшим, чем заграничное;
- вести счёт боевым победам своего государства;
- любить свой народ;
- “раньше думать о Родине, а потом о себе”
Обоснуйте свой ответ.
4. Если всё можно измерить деньгами, то какую, по-вашему сумму вы заплатили бы обиженному /или пожертвовали на благотворительность/, чтобы избавиться от чувства вины за:
- нарушенное обещание в бизнесе;
- ложь, приведшую к потере бизнеса другого человека;
- прежнее невнимание к матери, которая умерла;
- беспричинную грубость с зависящим от вас сотрудником.
Обоснуйте свой ответ.
5. На упадок нравственности сейчас жалуются очень сильно. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени:
- в озлобленности людей друг против друга;
- в разобщении по политическим и идейным мотивам в среде друзей, в семье, на работе;
- в эгоизме /”каждый сам за себя”/;
- в росте преступности;
- в утрате идеалов и ценностной дезориентации;
- в исчезновении элементарной культуры поведения;
- в том, что прервалась связь поколений;
- в распространении порнографии.
Обоснуйте свой ответ.
6. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях:
- два предпринимателя спорят по поводу торговой сделки;
- старый человек нуждается в помощи молодого;
- вор крадёт имущество разбогатевшего нечестным путем;
- голодный крадёт кусок хлеба;
- подружки /друзья/ “перемывают косточки” знакомым:
- гражданин отказывается от несения воинской службы.
Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни?
7. Насилие безнравственно в этическом плане. Но на практике часто приходится его применять. Определите, в каком случае приходится его применять Вам, если потребуется:
- для обуздания преступности;
- для проведения полезных реформ;
- для завоевания и удержания власти;
- для отпора внешнему врагу;
- в целях воспитания;
- в целях бизнеса.
8. Примените единую нравственную норму “Уважай старших” в различных обстоятельствах:
- в пригородном автобусе, где у вас билет с местом, а у пожилого человека – без места;
- старший уважаемый сотрудник просит отказаться от выходного и помочь ему с отчетом;
- начальник в беседе высказывает заведомо неверное мнение;
- преподаватель обещал автоматический зачет, а теперь отказывается от своих слов;
Напишите свой вариант ответа.
9. Добро многообразно. Поищите разные варианты “доброго поведения” в таких ситуациях:
- Ваш начальник несправедливо сердится;
- Ваш приятель в компании беззастенчиво врет.
Напишите свои варианты поведения.
10. Заповедь “не сделай себе кумира” первоначально была направлена против языческих идолов. А в чем нравственный вред любых кумиров? И не кумир ли сам Христос? Обоснуйте свой ответ.
И) Записано: “Не убивай”. На кого, по вашему мнению, не распространяется эта норма:
- на комаров;
- на всех животных;
- на инопланетян;
- на врагов Отечества;
- на моих личных убийц.
Обоснуйте свой ответ.
11. Надеемся, Вы поддерживаете принцип “не убивай”. Исходя из каких мотивов нельзя убивать:
- потому что попадешь в тюрьму;
- потому что в ответ могут убить меня;
- потому что жизнь человека священна;
- потому что никакое преступление не стоит жизни;
- потому что я никого не могу воскресить.
Дайте ответ на каждое утверждение.
12. Записано: “не кради”. В законодательстве всех стран предусмотрены суровые кары за экономические преступления. Означает ли это, что в данных случаях выдерживается нравственная норма “не кради” и возможна ли данная норма в сфере бизнеса? Обоснуйте свой ответ.
13. Если украл “по необходимости”, попользовался и вернул, считается ли это кражей? Обоснуйте свой ответ с точки зрения нравственности.
14. Часто можно слышать выражение “ложь во благо”. Разделяете ли Вы эту точку зрения? Как это можно соотнести с заповедью “не произноси ложного свидетельства…”
Обоснуйте свой ответ.
Семинар №2. Этика деятельности организации.
Цель семинара: Усвоить основные принципы ответственности организациий.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое социальная ответственность организации?
2. Охарактеризуйте механизм влияния этики на социальную ответственность организации.
3. Назовите преимущества и недостатки политики социальной ответственности организации.
4. В чем состоит сущность важнейших принципов социальной ответственности организации?
5. Назовите причины, приводящие к неэтичным действиям организации.
6. Какие меры необходимо принимать для повышения уровня этичности в деятельности организаций?
7. Что такое этические нормы в деятельности организации?
8. Назовите основные разделы правил этики организации.
9. Как проявляется аморальность работодателя в трудовых отношениях? ,
10. Какие виды морали действуют в организациях нашей страны в период становления рыночных отношений?
11. Какой вид морали предпочтителен для российских условий деятельности организации?
12. Какие меры используются организациями для повышения этического уровня организации и сотрудников?
13. Какова цель разработки и каково содержание этических кодексов организаций?
14. В чем состоит сложность решения этических проблем в организациях?
Список практических заданий
Тест «Оценка уровня этичности организации» Приложение 1.1.(с. 57, Кибаноа 2.Деловая игра «Оказание давления»
Описание деловой игры
И.И. Иванов – многообещающий молодой менеджер, быстро продвигающийся по службе. Когда он только начинал свою карьеру, его начальником был П.П. Петров – завзятый «трудоголик», чей опыт и знания очень помогли Иванову в то время. Два года спустя ситуация изменилась и Иванов стал начальником Петрова, карьера Петрова после этого застопорилась. В последнее время Иванов и Петров работают в этой же организации и видятся не часто. Недавно Петрову посоветовали выдвинуть свою кандидатуру на вступление в члены клуба профессиональных управленцев, чтобы познакомиться там с людьми, которые могли бы «подтолкнуть» его карьеру в нужном направлении. Клуб был создан для продвижения идей высокого уровня профессионализма в мире бизнеса. Но Петров знает, что Иванов – член этого клуба и председатель отборочной комиссии. Собеседование проводится в помещении клуба. Для этого случая Петров оделся наиболее тщательно, хотя его гардероб не отличался большим выбором. Когда он к назначенному времени приехал в клуб, его попросили подождать в зале для приглашенных. Ожидание заняло 15 минут. Когда секретарь наконец ввел Петрова в роскошно обставленный зал заседаний, тот оказался лицом к лицу с членами отборочной комиссии из 8 человек во главе с Ивановым. Все они были одеты в дорогие официальные костюмы. Петрова посадили в торце длинного стола, за которым расположились члены комиссии. Таким образом, комиссия с Ивановым во главе как бы образовала группу «своих» напротив Петрова, единственного среди них «чужака». Во время последующего собеседования Иванов ни разу не дал понять, что знаком с Петровым, и не пытался обратить внимание комиссии на потенциальную ценность этого человека для клуба. Через несколько дней после собеседования Петров случайно встретил Иванова на работе. Ему было неловко задавать Иванову какие-либо вопросы по поводу результатов собеседования, а Иванов первым об этом не заговаривал.
Постановка задачи
Обсудить методы оказания давления отдельными людьми или группами, желающими продемонстрировать особое значение своей роли или должности. В данном случае задачей является оценка поведения членов отборочной комиссии. Вопросами для обсуждения являются следующие:
1. Как вы думаете, почему Иванов решил организовать собеседование подобным образом?
2. Какие действия мог бы предпринять Петров, чтобы хоть в какой-то степени повлиять на ход собеседования?
3. Как вы думаете, Петрова приняли в члены клуба?
Методические указания
В ходе собеседований, проводимых с различными целями, члены комиссий зачастую демонстрируют серьезность и важность своей деятельности, часто внушая при этом собеседнику даже чувство страха. Например, некоторые комиссии поддерживают статус своей деятельности посредством униформы - судьи в зале суда, академики в мантиях и т.п.
Описание хода деловой игры
Студенты делятся на группы по 5 человек. Каждая группа проводит собеседование, затем письменно отвечает на поставленные вопросы, при этом обсуждая ответы в своей группе. Затем происходит общее обсуждение ситуации. При этом если у студентов существует определенный опыт работы, они могут привести примеры других методов «запугивания», используемых членами отборочных комиссий.