Файл: Технологии управления качеством дидактического процесса. С.Н. Северин, В.В. Савчук, Брест, БрГУ, 2014.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
9) Подходы к качеству образования.
11) Компонентный состав качества обучения.
10) Сущность понятия «качество образования».
35) Сущностные признаки дидактического прогнозирования.
39) Классификации методов прогнозирования.
44) Сущность экспертизы в педагогическом контексте.
45) Экспертиза как метод исследования.
30) Линейный, концентрический, блочно-модульный способы проектирования программных продуктов.
26) Закономерная связь «содержание - технология». Признаки технологичности дидактического процесса.
4) Функция дидактической системы и се компонентов.
18) Нормы педагогического проектирования.
39) Классификации методов прогнозирования.
Метод прогнозирования-конкретная форма последовательных теоретических и практических подходов к разработке прогноза на основе определенных закономерностей развития объекта прогнозирования и возможностей их познания, а также как способ изучения качественных и количественных параметров вероятностного будущего состояния определенного объекта прогнозирования.Методы прогнозирования делятся на 3 группы:1)общенаучные методы, обладающие прогностическими возможностями (наблюдение, эксперимент, анализ и синтез и др.);2)интернаучные м., применяющиеся не менее чем в двух науках (методы экстраполяции, экспертной оценки и моделирования);3)частнонаучные м., разработанные отдельными науками для прогнозирования специфических объектов этих наук.По выбираемому исследователем стратегическому подходу к прогнозированию и согласно данному основанию выделяют методы изыскательного (поискового) прогн-я, методы нормативного прогн-я и методы прогн-я с обратной связью.В зависимости от степени однородности (от способа применения): простые (сингулярные) и комплексные (комбинированные) методы. Сингулярные методы прогнозирования делятся на две группы: фактографические методы и экспертные методы. Фактографические м. базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования, чаще всего применяются при поисковом прогнозировании(статистический (ретроспективный), патентный, публикационный, цитатноиндексный. метод аналогии (исторической, математической), экстраполяция, интерполяция). Экспертные м. основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии объекта в будущем(м. интервью, коллективной экспертной оценки, экспертных комиссий).По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы (индивидуальные и коллективные экспертные оценки) применяются тогда, когда объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен, что аналитически учесть влияние многочисленных факторов практически невозможно. Формализованные методы прогнозирования связаны с привлечением математического аппарата (корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, метод группового учета аргументов и др.).
42) Методы экспертных оценок и специфика их использования при прогнозировании качества дидактических систем и процессов. Понятие «метод» трактуется как способ достижения определенных результатов в познании и практике, как путь исследования явлений и процессов объективной действительности. Метод служит для получения нового знания, приобретения новых достоверных данных об исследуемом объекте, извлечения информации о ранее неизвестном. Экспертные методы - методы получения прогностической информации на основе выявления и специализированной обработки мнений специалистов, входящих в репрезентативную группу экспертов. Выделяют методы индивидуальной и коллективной экспертной оценки. Индивидуальные основаны на использовании мнений специалистов соответствующего профиля независимо друг от друга. Наиболее часто применимыми являются следующие два метода: интервью и аналитические докладные записки (аналитические экспертные оценки). Метод интервью - метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме «вопрос - ответ», в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Аналитические экспертные оценки метод прогнозирования качественных признаков объекта на основе их квалификации одним из пяти способов: 1) предпочтения, 2) ранга, 3) частичного попарного сравнения, 4) полного попарного сравнения, 5) последовательного сравнения. Данный метод предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. В группу коллективных экспертных оценок входят метод комиссии, мозговой атаки, метод Дельфи, синоптический метод. Метод (экспертной) комиссии предполагает извлечение объективного мнения из совокупности индивидуальных мнений экспертов (например, совещание за круглым столом). Групповая работа экспертов предполагает непосредственный обмен мнениями между специалистами. Метод «мозговой атаки» - очный опрос экспертов, которым принципиально запрещается критиковать высказанные при опросе оценки и идеи, а напротив, вменяется в обязанность изыскивать возможности логического развития последних вплоть до качественно новых идей, обеспечивающих эффективное решение поставленной проблемы. Предполагает два этапа: этап свободного творческого генерирования идей, предложений и гипотез и этап критической оценки полученной информации. Метод Дельфи — заочный опрос экспертов в несколько туров, исключающий прямые дебаты, но позволяющий респондентам учитывать анонимные оценки коллег и от тура к туру уточнять собственные оценки. Заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов и выявлении преобладающего суждения специалистов по какому-либо вопросу. Синоптический метод основан на анализе экспертами известного множества прогнозов по объекту и его фону с последующим их синтезированием.
27) Образовательные стандарты: структура и технология проектирования. Любой программный продукт - это всегда персонифицированный, уникальный, авторский продукт, «ядро» которого составляет следующая структура: ценности (смыслы) - цели-результаты (цели 1-го, 2- го и т.д. порядка; критерии, показатели, уровни) - содержание (знания, умения, опыт, компетенции...) - методический инструментарий (методы, приемы, формы, технологии) + ресурсообеспсчсние - детализированная авторская методика (технология) обучения, которая должна быть представлена в методической (технологической) карте.
43) Метод моделирования и специфика их использования при прогнозировании качества дидактических систем и процессов. Понятие «метод» трактуется как способ достижения определенных результатов в познании и практике, как путь исследования явлений и процессов объективной действительности. Метод служит для получения нового знания, приобретения новых достоверных данных об исследуемом объекте, извлечения информации о ранее неизвестном. Моделирование - способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования переносятся с модели на объект. Данный метод предполагает разработку прогностических поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления. В прогнозировании используется три вида моделей: базовая, гипотетическая и прогностическая. Исходная (базовая) модель представляет собой качественно- количественное изображение прогнозируемого объекта во время основания прогноза (в прошлом и в настоящем). Гипотетическая модель — предварительная прогностическая модель. Прогностическая модель - качественно-количественное изображение прогнозируемого объекта в будущем поискового или нормативного характера. Модели могут быть представлены в виде системы уравнений, сценария, имитации, графа, матрицы, подборки показателей, графического изображения. К числу методов прогнозирования, основанных на моделировании, можно отнести метод составления сценариев, матричный метод, морфологический анализ. Метод составления сценариев - аналитический метод, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при различных условиях для определения целей развития этого объекта, и упорядочении совокупности гипотетических описаний дальнейшего развития объекта. Сценарии могут быть чисто описательными (словесными), а могут математизированными. В дидактическом прогнозировании могут использоваться словесные сценарии двух видов: предмодельные и поствероятностные. Матричный метод предполагает идентификацию различных взаимосвязанных факторов, оказывающих влияние на достижение поставленных целей, группировку этих факторов по характеру вносимого ими вклада и выделение однородных комплексов, оценку взаимовлияния различных комплексов и определение полного влияния каждого фактора на достижение конечных целей. Данный метод может применяться для оценки разработанных прогностических моделей и выбора наиболее оптимальной модели для последующего проектирования на ее основе ДС, а также для оценки качества программно- нормативных продуктов. Морфологический анализ - метод прогнозирования, предусматривающий упорядоченное рассмотрение влияния различных факторов на поведение объекта прогнозирования. Данный метод предполагает построение своеобразного «морфологического ящика», потенциально содержащего все решения, или развернутого «дерева целей» и «дерева средств», отражающих иерархию и последовательность решения соответствующих проблем, и отсечение заведомо бесперспективных решений. Прогнозирование начинается с моделирования и заканчивается построением прогностических моделей ДС.