ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
1. Разделы, темы и их краткое содержание
2. Примерная тематика рефератов
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Методические указания по подготовке к зачету
Выбор темы курсовой, контрольной работ, реферата
9. Влияние концессионных соглашений на инновационные процессы в сфере туризма.
10. Риски в инновационных проектах.
Тема. Инновации и социальная система
Тема. Инновации и социальная система
Лекция №5. (2 часа)
1. Инновационный климат общества.
2. Инновационные практики в традиционном обществе.
3. Особенности инновационных процессов в демократическом обществе.
4. Инноватика в условиях глобализации – транснациональные корпорации и социальные механизмы трансферта технологий.
5. Социальная политика государств в сфере управления инновационным механизмом развития; основные государственные стратегии.
1. Инновационный климат общества.
Исходные положения теории инноваций были сформулированы Н.Д.Кондратьевым, который увязал волны изобретений и инноваций с переходом к новому циклу. Он установил, что «перед началом повышательной волны большого цикла, а иногда в самом начале ее наблюдается значительное изменение в основных условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения выражаются в глубоких изменениях техники производства и обмена (которым, в свою очередь предшествуют значительные технологические изобретения и открытия) (Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. С. 320-321). Изменения в области техники производства (технологические инновации) предполагают два условия: 1) Наличие соответствующих научно-технических открытий и изобретений и 2) хозяйственные возможности применения этих открытий и изобретений. Самое развитие техники включено в ритмический процесс развития больших циклов» (Там же с. 282, 283).
Эти идеи были восприняты и развиты Йозефом Шумпетером, легли в основу его теории инноваций (двухтомная монография Business Cycles, 1939). В 1975 г. в Германии была опубликована монография Герхада Менша «Технологический пат: инновации преодолевают депрессии», в которой теория инноваций Кондратьева-Шумпетера получила дальнейшее развитие и обогащение.
Современная российская школа инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов ведет свое начало с 1988г. когда в монографии Ю.В. Яковца «Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм» была предложна классификация инноваций (технических нововведений) по уровню новизны, введено понятие инновационного цикла, определена его структура, раскрыта связь с научными, изобретательскими и инновационными циклами, рассмотрен механизм освоения нововведений, охарактеризован дифференциальный научно-технический доход (позднее он получил название технологической квазиренты) как главный стимул освоения изобретений.
Эти положения получили развитие в ряде работ преподавателей кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС, где сложилась сильная инновационная школа под руководством д.э.н., проф. Кушлина В.И.: в учебных пособиях «Инновации: теории, механизм, государственное регулирование» (М.: РАГС, 2000), «Инновационный тип развития экономики России (М.: РАГС, 2005), в монографии В.И. Кушлина, А.Н. Фоломьева и др. «Инновационность хозяйственных систем» (М., 2000) раскрыт конкретный механизм инновационного развития хозяйственных систем.
Современная теория инноваций в единстве с теорией циклов и кризисов предложена в монографии Ю.В. Яковца «Эпохальные инновации XXI века» (М.: Экономика, 2004), на английском языке «Epochal Innovation of the XXI Century», и в монографии Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца «Россия-2050: стратегия инновационного прорыва» (2004, 2005).
Классификация инноваций дополнена понятиями эпохальных инноваций (его предложил Нобелевский лауреат С. Кузнец) и антиинноваций-нововведений, которые направлены не вперед, а назад, в прошлое.
Определены циклично-генетические закономерности инновационного обновления общества.
Периодическое инновационное обновление общества — объективно обусловленный процесс. Следовательно, он должен иметь свои закономерности. Раскрытие их содержания и механизма использования — главная задача инноватики как самостоятельной отрасли научного знания, сформировавшейся в XX в., ее фундаментальной (теоретической) и прикладной (практической) частей. Рассмотрим эти закономерности в том виде, в каком они осознаны современной наукой, и прежде всего российской инновационной школой,
1. Периодическое инновационное обновление является всеобщей закономерностью общества в целом и всех составляющих его систем. Это объясняется тремя обстоятельствами. Во-первых, любая система имеет свой потенциал развития, жизненный цикл, и переход от фазы к фазе требует частичного обновления. Во-вторых, само общество имеет общую тенденцию и росту и усложнению, увеличению объема и дифференциации структуры потребностей; чтобы их удовлетворить, каждая система должна совершенствоваться либо уступать свое место другой системе, способной удовлетворить эти потребности. В-третьих, окружающая общество природная среда также подвержена изменениям, и общество с присущими ему системами должно претерпеть перемены, чтобы адекватно отреагировать на эти внешние вызовы. Если общество (или любая его составляющая) теряет способность к обновлению, то это чаще всего лежит в основе кризисов, потрясающих любые общественные системы и завершающихся либо летальным исходом, либо мучительным возобновлением способности к самообновлению.
Обновление не является непрерывным. Вслед за ним следует период сравнительно плавного, равномерного развития, пока не будет исчерпан потенциал данного состояния и его эволюционного совершенствования. Нельзя постоянно, перманентно реформировать систему: силы ее иссякнут и она безвременно сойдет с исторической сцены. Но опасно и запаздывать с обновлением: эффективность системы падает, запаздывающее обновление окажется болезненным либо закончится распадом системы.
По сути дела здесь идет речь о всеобщем законе периодического инновационного обновления, лежащем в основе преобразований во всех сферах развития общества. Из этого закона логически следуют две закономерности цикличной динамики инноваций и три социогенетические закономерности.
2. Инновационная деятельность развивается неравномерно-циклично, волны инновационной активности сменяются спадами. В развитии техники и технологии, экономики, социально-политической и социокультурной сфер наблюдаются четко выраженные инновационные циклы разной глубины и длительности. В переломные периоды в динамике той или иной сферы поднимается волна базисных инноваций, порождающая затем поток инноваций, улучшающих и частично корректирующих сделанные крупные инновации. Затем число базисных инноваций падает, но оно многократно перекрывается растущим числом разнообразных улучшающих инноваций, приносящих значительную массу эффекта обновленной системе. На третьей фазе цикла инновационная активность стабилизируется, однако ее структура ухудшается: базисные инновации практически прекращаются, улучшающие инновации становятся все более мелкими и все менее эффективными, появляются псевдоинновации, направленные на частичное улучшение и продление срока жизни устаревшей в своей основе, обреченной на радикальную трансформацию системы. В следующей за этим фазе инновационного кризиса уровень инновационной активности резко падает, растет доля псевдоинноваций. В фазе депрессии инновационная активность находится на низком уровне, одновременно созревают предпосылки для очередного взрыва, волны базисных инноваций, и спираль обновления вступает в очередной виток, начинается новый инновационный цикл.
3. В динамике инновационной активности наблюдается взаимовлияние инновационных циклов разной продолжительности, а также их взаимодействие с цикличной динамикой других сфер общества. Рассмотрим эту закономерность конкретнее.
Инновационные циклы различаются по длительности и глубине. Наиболее массовыми улучшающие инновации бывают при смене краткосрочных циклов, например, моделей техники и модификаций технологий. Обычно они реализуют мелкие изобретения, ноу-хау, рационализаторские предложения и не вызывают сколько-нибудь существенных перемен в обществе. Это своего рода мелкая зыбь на поверхности моря экономической и иной деятельности. Однако при смене поколений техники и технологий реализуются лежащие в их основе базисные инновации, наблюдаются инновационные волны (сравнительно небольшие) в рамках десятилетнего цикла. Эти волны, в свою очередь, накладываются на «повышательные» или «понижательные» волны долгосрочных (полувековых Кондратьевских) циклов. На «повышательной» волне высота и длительность инновационных подъемов более значительна, спадов — менее значительна. На «понижательной» волне долгосрочного цикла наблюдается обратная картина.
Однако наиболее длительные периоды глубочайших перемен в обществе наблюдаются при смене сверхдолгосрочных, вековых (цивилизационных) циклов. Подобно девятому валу, волны базисных инноваций ведут к становлению новых технологических и экономических способов производства, государственно-политического и социокультурного строя, прокатываясь почти по всей населенной части планеты, радикально меняя образ жизни большинства ее жителей. Значительно повышается неустойчивость социальных систем: одни тонут в этом бушующем море, другие, напротив, рождаются вновь или возносятся. Такой шквал перемен наблюдался в последний трети XVIII — первой половине XIX в., знаменуя рождение и распространение индустриальной мировой цивилизации. Развертывается он и при ее смене постиндустриальной цивилизацией с последней четверти XX в.
Другой разрез взаимодействия циклов — взаимное влияние инновационных циклов в смежных и отдаленных областях. Например, цикличные колебания технологических инноваций связаны с динамикой циклов научных и изобретательских, отражают (с некоторым запаздыванием во времени) их траекторию и, в свою очередь, определяют — с известным лагом — траекторию циклов экономических, экологических и государственно-политических и социокультурных. Все эти сферы, в свою очередь, в основе своей динамики имеют собственные инновационные циклы. Поэтому можно говорить о закономерности взаимосвязи инновационного обновления различных сфер общества, имеющих общий (хотя и распределенный во времени и пространстве) ритм колебаний. Этот ритм в какой-то мере синхронизированных инновационных циклов определяет поступь истории человечества, измеряемую в десятилетнем, полувековом и вековом масштабах.
4. В динамике инноваций проявляются закономерности социогенетики — наследственности, изменчивости и отбора.
Наследственность выражается в том, что обновление системы направлено не на разрушение ее наследственного ядра, а обеспечивает его сохранение и повышение жизнестойкости в меняющейся внешней среде. Могут сходить со сцены технологические и экономические способы производства, политический и социокультурный строй, исчезать с карты мира государства и даже цивилизации в результате эпохальных нововведений, но человечество в целом как суперсистема, его биосоциальный генотип сохраняется, передается из поколения в поколение. Наследственная функция инноваций как раз и состоит в создании условий для сохранения и обновления генотипа общества как суперсистемы, составляющих его надсистем, систем, отдельных элементов.
Наследственная изменчивость в цикличной динамике этой суперсистемы как раз и составляет главное содержание и предназначение, основную функцию инноваций — эпохальных, базисных, улучшающих. Постоянно меняется, развиваясь, общество. Перемены происходят не только в его внутренней структуре, но и в окружающей среде, в био- и геосфере, в космическом пространстве. Чтобы адаптироваться к переменам, нужно меняться.
Наиболее эффективные из этих перемен (инноваций) закрепляются в наследственном генотипе, обогащают его и передаются затем следующим поколениям. В то же время все отжившее свой срок, потерявшее жизнеспособность сходит с исторической сцены, уходит в прошлое, сопротивляясь, и пытаясь продлить свое существование. Поэтому естественно сопротивление этих обреченных на исчезновение элементов, опирающееся на силу инерции, консерватизма, привычки. Инновации не проходят гладко, они требуют активной борьбы, настойчивой воли и деятельности их инициаторов. Каждая инновационная волна — это взрыв противоречий в обществе. Этот взрыв тем более болезненный, чем больше глубина трансформации, чем она глубже и радикальнее. При этом базисные и эпохальные нововведения (например, революции в обществе) нередко затрагивают и часть наследственного ядра, стремясь разрушить все до основания. Вслед за революциями и радикальными реформами следуют контрреволюции и контрреформы, корректирующие инновации, которые устраняют крайности, опасность разрушительного забегания вперед, восстанавливают равновесие на новом уровне развития.
В отборе состоит выбор и коррекция возможного набора инноваций. При смене социальных систем и этапов в их развитии возникает взрыв мутаций, потенциальных инноваций, цель которых — ответить на вызов этих перемен. Среди этих мутаций наблюдаются антиинновации, направленные на возврат к прошлому, предлагающие нереальные, опасно-фантастические перемены, либо псевдоинновации, не дающие ответа, адекватного вызову, создающие лишь видимость активной инновационной деятельности.