ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 433
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
1. Разделы, темы и их краткое содержание
2. Примерная тематика рефератов
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов
Методические указания по подготовке к зачету
Выбор темы курсовой, контрольной работ, реферата
5. Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийные средства:
-проектор;
-ноутбук.
2. Учебные фильмы:
- экскурсии по культурно-историческим местам;
Требования к аудиториям – компьютерные классы, аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием.
Содержание дисциплины
1. Разделы, темы и их краткое содержание
Дисциплина «Инновации в социально-культурном сервисе» не содержит разделы.
4 Курс, восьмой семестр
Тема. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности
Лекция №1. (2 часа)
Возникновение и сущность предпринимательства. Развитие российского предпринимательства. Цикличное развитие экономики. Исследования Н.Д. Кондратьева, теория инновационных процессов Й. Шумпетера. Технологические уклады развития. Роль предпринимателя в инновационных процессах. Предпринимательская деятельность в туристической фирме.
Семинарское занятие (2 часа).
Исследования Н.Д. Кондратьева о цикличном развитии экономики. Теория инновационных процессов Й. Шумпетера. Экономическая сущность сервисной деятельности.
Самостоятельная работа (5 часов)
Сервисная деятельность в структуре хозяйственной практики. Сервисная деятельность как способ удовлетворения общественных потребностей. Инновационные процессы и стратегии развития общества: сравнение отечественного и зарубежного опыта.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Сущность и функции инновационной деятельности
Лекция №2. (2 часа)
Основные понятия курса: инновация, новшество, инновационный процесс, инновационная деятельность. История и тенденции развития инноватики (Г. Тард, Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Г. Менш, А.И. Пригожин и др.). Виды инноваций. Инновационные процессы. Жизненный цикл и функции инноваций. Источники инновационных возможностей. Стадии: зарождение, ускорение роста, замедление роста, зрелость, спад. Понятие жизненного цикла продукции. Классическая и инновационная модели предпринимательства.
Семинарское занятие. Классификация инноваций (4 часа)
Определение классификационных признаков. Схемы классификации Завлина П.Н., Цветкова А.Н., Уткина Э.А. Подходы к классификации инновационной деятельности: по степени новизны, по причине возникновения, по масштабам распространения, по сфере применения, по целям, по результативности. Командная игра «Преодоление сопротивления инновациям.
Самостоятельная работа (6 часов)
Этапы инновационного процесса: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Волновой характер инновационных процессов. Понятие технологического разрыва. Социально-экономическая сущность базовых, улучшающих и псевдоинноваций. Макроэкономические последствия базовых инноваций. Жизненный цикл услуги и сервисного продукта.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Государственное и нормативно-правовое регулирование инновационного развития
Лекция №3. (2 часа)
Национальная инновационная система. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации. Организации науки и научно-технических исследований. Направления инновационного развития России. Государственно-правовое регулирование сервисной деятельности и выполнение государством сервисных функций.
Семинарское занятие (2 часа)
Цели и задачи государственной инновационной политики. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности. Государственная поддержка инновационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме. Правовые акты Российской Федерации.
Самостоятельная работа (6 часов)
Состав Федеральных законов, регулирующих инновационную деятельность. Формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности. Механизм государственной поддержки. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий. Критерии, определяющие успешность внедрения инновации: сотрудничество ученых и топ-менеджеров, эффективная кадровая политика, готовность к практическому использованию инноваций.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Стратегии и планирование инновационной деятельности в социально-культурном сервисе
Лекция №4. (2 часа)
Содержание и характеристика различных типов стратегий. Государственная инновационная стратегия. Инновационная стратегия предприятий. Классификация инновационных стратегий относительно внутренней среды организации: продуктовые, функциональные, ресурсные, организационно-управленческие. Подходы к разработке стратегии. Планирование инноваций и инновационные проекты. Принципы планирования. Содержание инновационного проекта. Виды проектов. Этапы разработки инновационных проектов.
Семинарское занятие (4 часа)
Особенности управления персоналом в инновационных организациях. Новые технологии социального управления. Построение инновационной культуры. Противоречия между функционированием и развитием. Командная игра «Преодоление сопротивления инновациям.
Самостоятельная работа (6 часов)
Понятие «портфельная стратегия» и ее компоненты: вектор роста, конкурентное преимущество, синергизм, стратегическая гибкость. Понятие «конкурентная стратегия». Матрица И. Ансоффа. Собрать информацию по внедрению инноваций на конкретном примере в организации социально-культурного сервиса. Создание команды проекта: формирование, период адаптации участников, период нормального функционирования, реорганизация, расформирование команды.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Инновации и социальная система
Лекция №5. (2 часа)
Инновационный климат общества. Инновационные практики в традиционном обществе. Особенности инновационных процессов в демократическом обществе. Инноватика в условиях глобализации – транснациональные корпорации и социальные механизмы трансферта технологий. Социальная политика государств в сфере управления инновационным механизмом развития; основные государственные стратегии.
Семинарское занятие. (2 часа)
Опыт государственного регулирования инновационной деятельности на примере России, США и Японии. Интеллектуальный ресурс и инновационный менталитет как интегральные показатели состояния общества. Госбюджетное финансирование. Внебюджетное финансирование. Финансовый лизинг. Внеурочное финансирование инновационных проектов.
Самостоятельная работа (6 часов)
Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений. Сущность ролевых игр. Ролевые игры и туризм.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Управление инновационной деятельностью в компании социально-культурного сервиса
Лекция № 6. (4 часа)
Организация инновационной деятельности. Цели инновационной деятельности. Динамическое моделирование бизнеса. Управление инновациями. Управление знаниями. Создание нововведений и их внедрение. Классификация предприятий по типу инновационного поведения. Инновационная деятельность в туристических компаниях. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг. Конкурентоспособность нововведения. Коммерческие риски при организации инновационной деятельности. Управление качеством новой услуги в социально-культурном сервисе.
Семинарское занятие. (4 часа)
Инновации в организации производства и потребления социально-культурных услуг и формах их обслуживания. Выявление и использование новых рынков сбыта и социально-культурных услуг. Инновации как условие генезиса конкурентоспособной организации. Командная игра «Разработка концепции инновационного проекта в социально-культурного сервисе».
Самостоятельная работа (5 часов)
Управленческое решение и его особенности. Классификация управленческих решений. Процесс и методы принятия решений. Российский опыт развития малого предпринимательства. Предварительная экспертиза инвестиционной заявки. Независимая экспертиза бизнес-плана инновационного проекта. Использование новых социально-культурных ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности предприятий социально-культурной сферы.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Диффузия инноваций
Лекция №7. (2 часа)
Понятие «диффузия инноваций». Классификация инноваций по отношению к конкретному потребительскому сегменту: непрерывные, динамично непрерывные, прорывные. Факторы скорости диффузионного процесса в инновационной деятельности. Типы потребителей в диффузии инноваций (по классификации Э. Роджерса): инноваторы; ранние освоители; раннее большинство; позднее большинство; запаздывающие.
Семинарское занятие (2 часа)
Этапы составления стратегической программы регионального инновационного развития. Разработка системы показателей инвестиционной привлекательности региона. Информационные ресурсы по определению инновационного потенциала региона. Особые экономические зоны на примере Технико-внедренческой зоны Псковской области.
Самостоятельная работа (5 часов)
Собрать информацию (источники: Интернет, периодические издания, монографии) по внедрению инноваций в туризме.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Интеллектуальная собственность в инновационных процессах сферы социально-культурного сервиса
Лекция №8. (2 часа)
Человеческий фактор. Интеллектуальный продукт. Интеллектуальный продукт, как собственность. Интеллектуальная собственность как товар. Использование прав на интеллектуальную собственность в социально-культурной сфере. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере сервисной деятельности.
Семинарское занятие (2 часа)
Охрана и защита интеллектуальной собственности. Способы охраны и защита интеллектуальной собственности. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности.
Самостоятельная работа (5 часов)
Особенности экстремального туризма. Сухопутный туризм. Воздушный туризм, отдых и развлечение.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Влияние научно-технических нововведений на развитие социально-культурного сервиса
Лекция №9. (4 часа)
Инновационные процессы на транспорте и в средствах размещения. Тенденции развития авиационного транспорта. Железнодорожный транспорт. Развитие морских круизов. Инновации в гостиничном бизнесе.
Семинарское занятие (2 часа)
Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы. Информационный системы, их внедрение в производственные процессы. Способы распространения инновационных продуктов.
Самостоятельная работа (5 часов)
Применение информационных технологий в туризме. Глобальные распределительные системы. Электронная коммерция. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых.
Форма контроля самостоятельной работой: опрос, обсуждение, доклады.
Тема. Инновационные процессы в социально-культурном сервисе
Лекция №10. (4 часа)
Глобализация экономики и ее влияние на развитие социально-культурного сервиса. Глобализация – путь перемен. Глобализация экономика и туризм. Деловое партнерство. Влияние политической, экономической и социальных сфер на инновационные процессы в социально-культурной сфере. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации сервисного продукта.
Семинарское занятие (4 часа)
Принципы устойчивого развития социально-культурной сферы. Вспомогательный счет туризма (ВСТ). Применение положения Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) – инновация для российского туристического бизнеса.
Самостоятельная работа (5 часов)
Практика нового туризма. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов. Этапы инновационного цикла реализации инноваций: исследования, эксперимент, обучение кадров, организация рекламы и сбыта.