Файл: Инновации в социально-культ. сервисе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 445

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологии передаются через оказание такой формы услуг как инжиниринг, включающий в себя набор разнообразных услуг, в которых нуждается покупатель при монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. В их число входят составление технико-экономического обоснования проекта, чертежи, надзор за строительством, а на более позднем этапе – помощь в организации процесса производства и управления предприятиями.

Производитель промышленного оборудования нередко предпочитает заключать с крупными строительными фирмами контракты “под ключ”. При этом генеральный подрядчик, привлекая для реализации проекта множество субподрядчиков, жестко контролирует качество работ. В рамках таких соглашений может оговариваться обкатка импортного оборудования и технологических процессов. Заказчик получает готовый к эксплуатации объект, не испытывая трудностей с освоением новой техники и новых технологий.

Специфической формой трансферта технологий является франчайзинг, представляющий собой контракт на право использования торговой марки. При этом продавец, как правило, оказывает покупателю помощь в ведении бизнеса (оказаниетехнических услуг, повышение квалификации кадров и т.д.).

Еще одним каналом международной передачи технологий являются контракты на управление, когда зарубежные фирмы приглашают иностранных менеджеров и специалистов, чтобы добиться повышения эффективности деятельности своего предприятия.

“Техническая помощь” является наиболее распространенным механизмом научно-технических связей между развитыми и развивающимися государствами. Она оказывается на межгосударственном уровне или через международные организации. Она может осуществляться в таких формах как повышение квалификации, обучение, передача производственного опыта, консультационные услуги.

Новым явлением стало формирование международных стратегических технологических альянсов, долгосрочных соглашений между фирмами по объединению своих ресурсов для достижения совместных целей на взаимовыгодной основе и без потери автономности их участников. К концу прошлого века было сформировано около 9 тыс. таких альянсов. Американские корпорации участвовали в 80% наиболее крупных и известных совместных партнерствах, европейские – в 42%, японские – в 15%5.

Идет процесс глобализации сферы образования, в какой-то степени происходит гармонизация образовательных программ и стандартов, расширяется практика международного обмена преподавателями вузов, зарубежных стажировок студентов и аспирантов. В университетах США и Западной Европы обучаются сотни тысяч студентов со всех стран мира. Широкий набор иностранных студентов предоставляет прекрасную возможность выбора высококлассных специалистов для работы на своей территории, получения “мозгов” со всего мира. Ведущие университеты формируют свои филиалы за рубежом. Все это является фактором, стимулирующим мировой оборот технологий.


“Утечка мозгов” является одним из расширяющихся каналов трансферта технологий. На переломе XX и XXI столетий произошел сдвиг в системе восприятия

этого явления, уход от чисто негативной трактовки к анализу “движения умов”. Этому

способствовали два основных фактора: формирование нового феномена, известно-

го как “экономика знаний”, а также углубление процессов глобализации. “Экономика

знаний” определяет спрос на высококвалифицированные творческие кадры. Усиливается конкуренция между странами за привлечение высококлассных иностранных специалистов, ученых. Многие государства разрабатывают программы привлечения

высококвалифицированных работников определенных специальностей. Активизируется интеграция ученых в мировое научное сообщество. Об этом свидетельствует увеличение доли публикаций в международном соавторстве, рост удельного веса патентных заявок на изобретения, имеющих соавторов из разных стран. Это создает базис для диффузии знаний и информации.

Нетрадиционной формой международного распространения знаний является расширяющаяся система оффшорного аутсорсинга. Это наем компаниями высоко- квалифицированных работников “по заказу” на территории других государств. При

этом специалист не покидает своей страны, но фактически работает в интересах за- рубежной науки или производства. Расцвет этой формы деятельности связан со

стремительным развитием Интернет-индустрии и информационно- коммуникационных компаний. Аутсорсинг оказался в центре внимания “по обе сто- роны баррикад”. В странах месторасположения корпораций, практикующих оффшорные контракты, нередко высказывается мнение, что аутсорсинг ведет к сокращению национального рынка интеллектуального труда. Противоположная сторона также неоднозначно относится к этой форме международных взаимосвязей, рассматривая ее, с одной стороны, как форму передачи технологий и косвенной утечки умов, а с другой, как способ уменьшения безработицы (люди получают зарплату, тратят ее дома, платят налоги), приобретения специалистами опыта и ноу-хау.

На разных этапах мирового общественного развития на передний план выдвигались те или иные формы трансферта технологий. Так, пик популярности такого канала получения технологии как контракты “под ключ” приходился на 1970-е и первую половину 1980-х гг. Видоизменяются и даже качественно меняются традиционныеканалы трансферта технологий, появляются новые формы и механизмы.


Тема. Диффузия инноваций

Понятие «диффузия инноваций».

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Это процесс приема (адаптации) инновации потребителями и ее распространения на рынке. Это преимущественно групповой феномен. Рациональное управление групповыми коммуникациями - значимый фактор коммерческого успеха инновации.

Диффузионный процесс - это процесс распространения инновации на рынке. Распространение - это покупка продукта на рынке с некоторой степенью продолжительности и регулярности. Диффузия также рассматривается как процесс распространения инновации на рынке во времени среди членов целевой группы посредством коммуникаций.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ определяется различными факторами:

а) формой принятия решения;

б) способом передачи информации;

в) свойствами социальной системы, а также свойствами самого НВ.

Свойствами нововведения являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Классификация инноваций по отношению к конкретному потребительскому сегменту: непрерывные, динамично непрерывные, прорывные. С точки зрения конкретного потребительского сегмента иннова¬ции классифицируются по воздействию инновации на его поведение на три группы: непрерывная, динамично непрерывная, прорывная (рис. 5.8).


Непрерывная, продолженная инновация (continuous innovation) требует минимальных изменений в потребительском поведении. К таким ин¬новациям относятся новые сорта печенья, чипсов, безалкогольное пиво, изменение шрифтового оформления газеты. Большинство но¬вых продуктов, вводимых на рынок, представляет собой непрерывные инновации.

Динамично непрерывная инновация (dynamically continuous innova¬tion) предполагает несколько большие, однако не существенные для потребителя изменения в поведении. Примерами являются плейер компактных дисков, сотовый телефон, услуги доступа в Интернет. Очередная версия операционной системы Windows или пакета MS Office требует новых аппаратных ресурсов и обновления навы¬ков пользователей, потому относится к динамично непрерывной. Большая часть теоретических и эмпирических исследований связана с динамично непрерывными инновациями, чье распространение на рынке требует нередко специальных усилий.

Прорывная инновация (discontinuous innovation) предполагает зна¬чительные изменения потребительского поведения. К этой группе инноваций относятся радиальная кератотомия (хирургия близоруко¬сти), компьютер, автомобиль.

Факторы скорости диффузионного процесса в инновационной деятельности. Процесс диффузии — от введения продукта на рынок до насы¬щения рыночного сегмента — может занимать от нескольких дней или недель до нескольких лет. Маркетолог заинтересован в быстром распространении своей инновации, в том числе с целью опережения конкурирующих продуктов и марок.

Факторы скорости диффузионного процесса.

1. Демографический тип группы. Группы молодых, обеспеченных и высокообразованных потребителей с готовностью принимают пе¬ремены в целом и инновации в частности.

2. Количество участников решения о покупке. Чем меньше инди¬видуумов вовлечено в процесс принятия решения, тем скорее оно будет принято. Коллективный характер решения замедляет диффу¬зию. Поэтому инновация, предполагающая коллективное решение, распространяется медленнее той, что затрагивает преимущественно одного индивидуума.

3. Интенсивность маркетинговых усилий. Скорость диффузии подконтрольна маркетингу, зависит от проработанности маркетин¬гового комплекса 4Р (product (продукт), price (цена), place (место-рас¬пространение), promotion (продвижение). Прагматичные паблик рилейшнз в комплексе интегрированного продвижения формируют осведомленность о компании и ускоряют процесс распространения инновации.


Типы потребителей в диффузии инноваций (по классификации Э. Роджерса): инноваторы; ранние освоители; раннее большинство; позднее большинство; запаздывающие.

По времени адаптации инновации И. Роджерс (Е. Rogers) в 1962 г. разделил всех потребителей на 5 групп:

1) инноваторы;

2) ранние освоители;

3) раннее большинство;

4) позднее большинство;

5) запаздывающие.

Распределение покупателей описывается кривой нормального распределения, или S-кривой, если определяется общая кумулятивная величина адаптировавших (купивших) инновацию. Распределение покупателей отражает форму кривой жизненного цикла изделия.

Отличия между группами могут быть специфичными для различных продуктов. Тем не менее ряд исследователей приписывают им сходные черты.

Инноваторы — люди, склонные к риску, способные абсорбировать финансовые и социальные затраты неудачной покупки. Космополиты по мировоззрению, они склонны использовать в качестве референтной группы других инноваторов, а не только окружающих, близких по статусу людей. Они часто моложе, лучше образованны и более мобильны в сравнении с равными себе по статусу. Инноваторы экстенсивно используют коммерческие медиа, торговый персонал и профессиональные источники в познании новых продуктов.

Ранние освоители — часто лидеры мнений в локальных референтных группах. Им сопутствует успех, они хорошо образованны и несколько моложе своего статусного окружения. Они готовы принимать рассчитанный риск, но учитывают и неудачу. Они также используют рекламу, профессиональные и межличностные источники и представляют информацию другим.

Раннее большинство уважительно относится к инновациям. Они осваивают инновации раньше, чем большинство их социальной группы, но после того, как инновация показала себя успешной на опыте других. Эти люди социально активны, но редко лидеры. Они обычно несколько старше, менее образованны и менее социально мобильны, чем ранние освоители. Раннее большинство полагается в значительной степени на межличностные источники информации.

Позднее большинство — скептики в отношении инноваций. Они чаще осваивают инновации в ответ на социальное давление или вследствие снизившейся доступности предшествующего продукта, чем в силу позитивной оценки инновации. Они обычно старше и имеют меньший социальный статус и мобильность, чем те, кто осваивают инновации ранее.