ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Методики выживания в природных условиях 20
3. Место дисциплины в структуре ооп впо
4. Требования к результатам освоения дисциплины
5. Материально-техническое обеспечение
Тема 2.2. Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде
Тема 2.3. Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях
Тема 3.2. Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха
Тема 3.3. Терроризм и способы противодействия его акциям
3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Распределение часов курса по темам и видам работ
№ |
Название разделов и тем курса |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Сам. работа |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
1
|
Раздел 1. Методики выживания в природных условиях |
|
|
|
|
Тема 1.1. Экстремальные ситуации, возникающие в природной среде. Факторы выживания. Резервные возможности человеческого организма |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
Тема 1.2. Подготовка к туристическому походу и автономному существованию.Правила поведения в условиях автономного существования |
14 |
2 |
6 |
6 |
|
Тема 1.3. Травмы и заболевание в условиях автономного существования. Первая помощь и самолечение. Профилактика болезней. Природные лекарства |
14 |
2 |
4 |
8 |
|
2 |
Раздел 2. Методики выживания в условиях техногенной среды |
|
|
|
|
Тема 2.1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера: общие понятия, причины возникновения, способы защиты |
14 |
2 |
4 |
8 |
|
Тема 2.2. Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде |
14 |
2 |
4 |
6 |
|
Тема 2.3. Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
Тема 2.4. Особенности оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения |
10 |
2 |
2 |
6 |
|
3 |
Раздел 3. Обеспечение безопасности в путешествиях по стране и за ее границами |
|
|
|
|
Тема 3.1. Меры безопасности туристов во внутреннем и международном туризме. Особенности поведения в различных странах мира |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 3.2. Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха |
8 |
2 |
2 |
4 |
|
Тема 3.3. Терроризм и способы противодействия его акциям |
8 |
2 |
4 |
4 |
|
Итого: |
108 |
20 |
34 |
54 |
Календарно-тематический план лекций, практических и семинарских занятий по дисциплине
№ п/п |
Дата проведения |
Темы лекций и практических занятий |
Вид занятия Кол. часов |
1 |
|
Экстремальные ситуации, возникающие в природной среде. Факторы выживания. Резервные возможности человеческого организма |
Лекция, 2 ч. |
2 |
|
Оценка резервных возможностей человеческого организма в суровых или экстремальных условиях |
Практич, 2 ч |
3 |
|
Подготовка к туристическому походу и автономному существованию.Правила поведения в условиях автономного существования |
Лекция, 2 ч. |
4 |
|
Проверка здоровья. Карточка контроля. Изучение местности предстоящего автономного существования. Выбор типа рюкзака |
Практич.,2 ч. |
5 |
|
Проверка здоровья. Карточка контроля. Изучение местности предстоящего автономного существования. Выбор типа рюкзака |
Практич.,2 ч. |
6 |
|
Выбор места для стоянки, ночевки. Устройство укрытий, используемые материалы. Определение сторон горизонта по солнцу. Метод отброшенной тени. Ориентирование по часам и солнцу |
Практич.,2 ч. |
7 |
|
Травмы и заболевание в условиях автономного существования. Первая помощь и самолечение. Профилактика болезней. Природные лекарства |
Лекция.2 ч. |
8 |
|
Помощь при переломах. Помощь при ожогах. Помощь при укусах. Гипертония, симптомы и лечение. Обморожение, профилактика и лечение |
Практич.,2 ч. |
9 |
|
Контрольная работа № 1 «Правила поведения в условиях вынужденной автономии» |
Практич.,2 ч. |
10 |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера: общие понятия, причины возникновения, способы защиты |
Лекция, 2 ч. |
11 |
|
Отработка вариантов действий при авариях в системе ЖКХ (прорыв водопровода, утечка газа и т.п.). Алгоритмы действий при транспортных происшествиях (водитель, пешеход) |
Практич.,2 ч. |
12 |
|
Порядок действий при получении сигналов «Внимание всем», «Химическая тревога», «Радиационное заражение» |
Практич.,2 ч. |
13 |
|
Опасные и чрезвычайные ситуации в бытовой среде |
Лекция, 2 ч. |
14 |
|
Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища |
Практич., 2ч. |
15 |
|
Предельно допустимые уровни ЭМП согласно санитарных норм и правил |
Практич.,2 ч. |
16 |
|
Криминальные опасности. Правила поведения в потенциально опасных криминальных ситуациях |
Лекция, 2ч. |
17 |
|
Виды захватов. Показ, рассказ и объяснение техники захватов. Захваты кисти, предплечья, плеча, туловища, ног, головы, одежды |
Практич.,2 ч. |
18 |
|
Удары руками в голову и туловище (прямые, боковые, снизу, наотмашь, сверху). Удары ладонью, кулаком, локтем, плечом, предплечьем, пальцами |
Практич.,2 ч. |
19 |
|
Особенности оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях техногенного происхождения |
Лекция, 2ч. |
20 |
|
Ознакомление с порядком действий и отработка приемов оказания первой помощи при поражении электрическим током, термических и химических ожогах, отравлениях |
Практич.2 ч. |
21 |
|
Меры безопасности туристов во внутреннем и международном туризме. Особенности поведения в различных странах мира |
Лекция, 2ч |
22 |
|
Санитарно-эпидемиологические правила в международных путешествиях. Общие медико-санитарные правила |
Практич.2 ч. |
23 |
|
Обеспечение личной безопасности при доставке к месту отдыха |
Лекция, 2ч |
24 |
|
Безопасность туриста в автомобиле. Безопасность туриста в поезде. Действия человека при кораблекрушении. Подготовка пассажиров к взлету самолета. Действия при аварийной посадке самолета |
Практич.2 ч. |
25 |
|
Терроризм и способы противодействия его акциям |
Лекция, 2ч |
26 |
|
Выбор моделей поведение людей при контакте с террористами |
Практич.,2 ч. |
27 |
|
Контрольная работа № 2 по теме: Методики выживания в техногенной и социальной сферах жизнедеятельности людей |
Практич.,2 ч. |
Форма итогового контроля
Преподавание дисциплины завершается зачетом. Итоговый контроль (зачет) проводится в форме ответов на вопросы, произвольно задаваемые преподавателем.
-
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.Ю. Зюрин, В.В. Церябина. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. – 318 с.
Бондин, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. И. Бондин, Ю.Г. Семехин. - М.: ИНФРА-М; Академцентр, 2011. - 349 с.
Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
Петров, С.В. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие / С.В. Петров, О.Л. Жигарев, О.Н. Токарева. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 296 с.
Петров, С.В. Опасности техногенного характера и защита от них: учеб. пособие / С.В. Петров, И.В. Омельченко, В.А. Макашев. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 320 с.
Петров, С.В. Социальные опасности и защита от них: учеб. пособие / С.В. Петров, Л.А. Гиренко, И.П. Слинькова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 271 с.
Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристкой индустрии: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов, И.А. Занина, О.В. Соколовская. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 277 с.
Соловьев, С.С. Безопасный отдых и туризм: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Соловьев. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 288.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина [и др.]. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 288 с.
Гридин, А.Д. Безопасность и охрана труда в сфере гостиничного обслуживания учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д. Гридин. - М.: Академия, 2011. - 224 с.
Криминальные опасности и защита от них: учеб. пособие для студ. вузов/Л.А. Михайлов, В.М. Губанов, В.П. Соломин; ред. Л.А. Михайлов. - М.: Академия, 2010. - 208 с. - (Высш. проф. образование).
Черныш, И.В. Выживание в экстремальных ситуациях: учеб. пособие / И.В. Черныш. - М.: Физическая культура, 2009. - 160 с.
3. Электронные образовательные ресурсы (эор)
1. http://www.ampe.ru Агентство МЧС по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
2. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm каталог электронных книг по безопасности жизнедеятельности.
3. http://www.mchs.gov.ru официальный сайт Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. http://kuhta.clan.su/ - электронные книги и учебные пособия по курсу ОБЖ, пожарная безопасность, охрана труда, антитеррор, доврачебная помощь, здоровье сберегающие технологии, туризм, школа выживания, школа безопасности.
5. www.rucont.ru- отраслевой коллекции по физической культуре и спорту.
6. www.e.lanbook.com- доступ к издательским коллекциям.
7. www.iqlib.ru- электронные тексты учебников, учебных пособий, монографий, научной периодики, научных, просветительских и иных изданий по разнообразным тематикам гуманитарного и общенаучного дисциплинарных блоков.