ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 474
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Понятие «экологический туризм». Принципы, функции и виды экологического туризма (12 час.)
Тема 3. Экологический туризм в России (14 час.)
Тема 4. Экотуризм в пределах особо охраняемых природных территорий (оопт) (14 час)
Тема 5. Организация экологического туризма на оопт (12 час.)
Тема 6. Механизм дигрессии, рекреационная нагрузка и рекреационная емкость (14 час.)
Тема 7. Сельский туризм (агротуризм) (14 час)
Тема 8. Экологический туризм в Северо-западном регионе (14 час.)
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Календарно-тематический план лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине
1. Общая характеристика экологического туризма в России.
1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире
2. Научный экологический туризм
Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма
Национальные парки России. Физико-географическая характеристика
Государственные природные заповедники
Особо охраняемые природные территории
Сельский туризм и перспективы его развития
Создание усадьбы для сельского туризма
Разрешение конфликтных и спорных вопросов
Тур "в гостях у великолукских крестьян" Информационный листок
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ВЛГАФК
________________ Е.Ю. Андриянова
«___» ___________ 20____ г.
Кафедра теории и методики лыжного спорта
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ»
основной образовательной программы направления подготовки
100100 - «Сервис»
по профилю подготовки - социально-культурный сервис
степень выпускника - бакалавр сервиса
Форма обучения очная
Автор-разработчик: Аввакуменков А.А., кандидат педагогических наук.
Великие Луки, 2013
Оглавление
I.
1ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 4
1.Цель дисциплины: 4
формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе. 4
2Задачи дисциплины: 4
3Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 4
4Требования к результатам освоения дисциплины 5
5Материально-техническое обеспечение курса 7
Аппаратура для мультимедийного сопровождение лекций, туристический инвентарь (палатки, спальные мешки, коврики туристические, варочная посуда, костровое хозяйство, рюкзаки) 7
IIСОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8
Темы и их краткое содержание 8
1Перечень вопросов к зачёту 12
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 14
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 15
лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине 15
IФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 17
V I. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ) 17
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) 17
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 18
Вопросы для контрольных работ 18
2Перечислить ресурсы экологического туризма в России. 18
3 Назвать основные организации в России, способствующих развитию экотуризма. 18
4Перечислить благоприятные и неблагоприятные факторы развития экотуризма в России. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 18
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 18
1.1. Концепция экотуризма и его социально-экономическая роль в современном мире 57
Охраняемые территории как ключевое звено развития экотуризма 62
Национальные парки России. Физико-географическая характеристика 64
Государственные природные заповедники 71
Особо охраняемые природные территории 74
Сельский туризм и перспективы его развития 99
Особенности сельского туризма 102
IIIПлюсы и минусы сельского зеленого туризма 103
Классификация жилья 106
Создание усадьбы для сельского туризма 109
Организация приема туристов 113
1Встреча, оформление, знакомство с местными условиями. 113
2Проживание. 114
3Питание. 114
4Обеспечение безопасности проживания. 115
5Дополнительные услуги. 118
Разрешение конфликтных и спорных вопросов 119
Тур "В гостях у великолукских крестьян" 120
Информационный листок 120
Программа тура "В гостях у великолукских крестьян" 122
Большая часть населения России проживает в городах, причем значительная часть - в промышленных мегаполисах, где воздух, вода и почва загрязнены отравляющими химическими веществами. Так, например, Красноярск входит в десятку самых экологически неблагополучных городов России, причём по вредности "букета" газов-загрязнителей атмосферы он находится в числе лидеров. Проживание в подобных городах-монстрах вредно для здоровья и самой жизни человека. Вдобавок, в современных квартирах человек окружен химическими материалами (линолеум, обои, краски, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты), которые непрерывно выделяют отравляющие вещества. То же самое и в рабочих помещениях. Образцом экологического безумия людей является, так называемый, евроремонт. В итоге проживания в столь агрессивной среде приводит к неизбежному ослаблению защитных сил организма, после чего начинаются бесконечные болезни. 124
Литература 132
Организационно-методический раздел
1.Цель дисциплины: формирование у студентов знаний о нормах и правилах рационального туристского природопользования, способствующего сохранению качества рекреационных ресурсов в регионе.
Задачи дисциплины:
рассмотреть основные аспекты устойчивого развития туризма.
изучить основные особенности экологического туризма, отличающие его от других природноориентированных видов туризма.
определить ресурсы экологического туризма, его виды и географию.
выделить основные проблемы и перспективы развития туризма в России.
показать зависимость пределов рекреационной нагрузки и рекреационной емкости природного комплекса от типа ландшафтов, методов планирования и управления туристской деятельностью.
рассмотреть развитие экологического туризма в Северо-Западном регионе и особенности планирования развития туризма в регионе в соответствии с существующими экологическими ограничениями.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина по выбору «Экологический туризм» относится к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ОПП бакалавриата и предназначена для изучения студентами 4-го курса очной формы обучения по направлению подготовки 100100 «Сервис». Рекомендуется изучать в 7-ом семестре.
Учебная работа проводится в виде аудиторных занятий (50 часов) и самостоятельной работы (58 часа). Основными формами занятий являются лекции и практические занятия.
При реализации дисциплины «Экологический туризм» необходимо опираться на знания, полученные в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях и ВУЗе по таким дисциплинам как: биология, биология с основами экологии, экология человека, валеология, общая физиология и физиология спорта, безопасность жизнедеятельности, основы здорового образа жизни, антропология и анатомия человека.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ОК-19, ПК-4.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
основные понятия и законы классической экологии; принципы организации, закономерности формирования и развития биологических систем надорганизменного уровня; основные направления негативного влияния человека на биосферу и пути предотвращения этого процесса; принципы рационального природопользования; основы экологического права.
роль физической культуры и спорта как важнейшего фактора здорового образа жизни, определяющего развитие человеческого потенциала страны; геополитическое положение государства на мировой спортивной арене; объективные реальности, потребности общества в сфере международного спортивного общения; основные направления прикладных исследований в области физической культуры и спорта.
структуру обслуживания с учетом природных и социальных факторов; разновидности услуг и их характеристику; изучение процесса обслуживания, его этапов, форм и принципов профессиональных взаимоотношений между потребителями сферы услуг и работниками «контактной зоны»; профессиональные стандарты обслуживания; квалификационные требования к персоналу.
зависимость степени воздействия туризма на природные комплексы от их устойчивости, вида и масштаба рекреационной деятельности.
ознакомиться с принципами разработки туристских маршрутов в природных территориях своего региона.
уметь:
объяснять особенности функционирования биологических систем, раскрывать причины формирования адаптаций; обосновывать принципы рационального природопользования; обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические положения экологии конкретными примерами.
выявлять факторы, обуславливающие повышение качества жизни средствами физической культуры; оценивать изменения в социально-экономической и политической жизни государства для формирования самообразовательных траекторий в области физической культуры и спорта, отвечающих потребностям современного российского общества.
обеспечить оптимальную инфраструктуру обслуживания потребителей услуг предприятий сервиса с учетом природных и социальных факторов; анализировать основные теоретические и практические направления и проблемы взаимодействия предприятия сервиса и потребителей (клиентов).
определять экологические особенности территории для планирования и управления направлениями рекреационной деятельности в регионе.