ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 476

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ских решений, считают В.Н. Борозенец и А.В. Устинов, требуется переработка сложного комплекса информации, ее отбор и грамотная интерпретация. Качество информационной базы, пишет Д.В. Сергеев, является основой функционирования системы управленческого учета.

Анализ взглядов экономистов позволил установить автору, что одни из них (С.А. Бороненкова, М.А. Вахрушина, Н.П. Любушин, Л.В, Попова, В.А. Константинов, И.А. Маслова, Е.Ю. Степанова, Ф.Б. Риполь-Сарагоси, Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова) отмечают связь управленческого анализа с управленческим учетом, в то время как другие (Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, И.И. Мазурова, О.Н. Волкова, Л.Т. Гиляровская, Г.И. Пашигорева, Г.В. Савицкая) определяют управленческий анализ как составную часть экономического анализа. В заключение автор пишет: «Кроме того, сам термин «управленческий анализ» указывает на родство управленческого анализа с управленческим учетом и экономическим анализом».

Подобные высказывания есть и у Б.Т. Жарылгасовой, которая также делит мнения ученых на две группы. К первой группе автор относит мнение ученых о том, что управленческий анализ не является системным элементом управленческого учета и, следовательно, образует свою систему. Вторая группа ученых считает, что управленческий анализ и анализ вообще представляют собой часть системы управленческого учета. Все это приводит, по нашему мнению, к неоднозначности и самого понятия управленческого анализа.

Таким образом, на сегодняшний день в научной литературе существуют различные трактовки понятия «управленческий анализ», но четкого определения так и не приводится. Так М.А. Вахрушина называет его разделом экономического анализа, а А.Д. Шеремет считает: «Управленческий анализ является еще более развернутым анализом, по сравнению с комплексным анализом хозяйственной деятельности. Существуют широкие трактовки управленческого учета и анализа как всей системы данных, необходимых для управления. При узкой трактовке управленческого учета и анализа их область часто ограничивается учетом и анализом затрат, в первую очередь себестоимости продукции».

УДК 631.145:339.54:061.1(100)

С.А. Белых, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

«Вступление в ВТО – это тот рубеж, который Россия должна преодолеть. Этот курс никто не менял и менять не собирается. Вступление в ВТО должно быть солидным, достойным, открывающим для России новые перспективы».

Президент РФ Дмитрий Медведев

Вступление во Всемирную Торговую Организацию - долгий процесс. Особенно для стран, чья экономика, подобно российской, переходит от абсолютного планирования и распределения к рынку. До начал реформ 1992 года Россия жила в мире, где принципам свободной торговли не было места. Система планирования и распределения в рамках Совета экономической взаимопомощи, объединявшего "страны народной демократии", гарантировала государственным предприятиям

20


рынки сбыта и заказы. Конкуренция внутри советского блока отсутствовала, а внешняя торговля была монополизирована государством.

Развал соцлагеря и открытие рынков привели к перекосу российской экономики. Львиную долю российского экспорта до сих пор составляют полезные ископаемые и продукты их первичной обработки, а промышленные товары составляют лишь около четверти всего экспорта. По структуре экспорта Россия сопоставима с развивающимися странами, что ведет к сильной зависимости всей экономики от цен на сырье.

Из данных таблицы 1 видно, что в структуре экспорта России доминируют необработанные, сырьевые позиции. В то время как по данным таблицы 2 мы видим, что импортируются в страну конечные товары. При этом, страна импортирует сельскохозяйственные товары. И если отсутствие производства таких позиций как кофе и цитрусовые можно объяснить невозможностью их выращивания из-за климата, то остальные позиции производить в нашей стране видится реальным хотя бы с точки зрения технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Средние экспортные цены на основные товары (долларов США за тонну)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

 

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыба свежая и

972

1081

940

989

1073

1197

1366

 

4552

мороженая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руды и концен-

23,1

15,8

15,1

16,2

30,1

47,7

39,0

 

51,1

траты железные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголь каменный

34,3

26,3

26,7

28,5

38,4

47,2

47,5

 

54,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефть сырая

107

175

154

174

226

330

412

 

470

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефтепродукты

105

174

149

181

234

348

432

 

464

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Газ природный,

63,1

85,9

85,7

106

109

151

213

 

234

за 1000 м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электроэнергия,

23580

16855

18731

23478

25326

28575

36043

 

33907

за 1 млн. кВт/ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лесоматериалы

57,7

43,4

44,8

48,1

56,3

59,6

63,8

 

83,9

необработанные,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

за м3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чугун

132

83,7

92,5

132

254

264

246

 

317

передельный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медь

2539

1677

1371

1611

2632

3447

5996

 

6576

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никель необра-

8059

8641

6117

9062

12609

13563

24054

 

33972

ботанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алюминий не-

1520

1298

1039

1058

1172

1316

1708

 

1899

обработанный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобили

3684

3167

3077

3517

4494

4819

5629

 

6407

легковые, за шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобили

10504

11715

10836

7804

9684

10225

12248

 

15684

грузовые, за шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ. www.gks.ru – официальный сайт Госкомстата РФ

После представления в 1998 году Россией в ВТО первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. Начиная с 2000 года, переговоры

21


стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

«Сейчас мы гораздо больше теряем от того, что не являемся членами ВТО и не можем в связи с этим предъявить западным странам, прежде всего Евросоюзу, претензии, связанные с их антилиберальными действиями», - говорил Министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному нацпроекту «Развитие АПК» 17 января 2006 г. Анализируя положения «Соглашения по сельскому хозяйству», принятому ВТО, можно отметить следующие позиции, которые, несомненно, отразятся на положении и развитии агропромышленного комплекса при условии вступления России в ВТО.

Таблица 2

Средние импортные цены на основные товары (долларов США за тонну)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1995

 

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мясо свежее

1525

 

1145

1159

1232

1402

1460

2336

2440

и мороженое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(без мяса птицы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мясо птицы свежее

844

 

542

597

596

614

651

729

824

и мороженое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыба свежая

635

 

383

594

625

834

1039

1445

1559

и мороженая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло сливочное

1873

 

1389

1235

1440

1633

1845

1827

2504

и прочие молочные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жиры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цитрусовые плоды

524

 

285

331

351

403

508

588

668

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кофе

3296

 

1551

1342

1294

1552

1789

2170

2646

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Злаки

149

 

118

122

127

158

170

162

280

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Масло подсолнечное

898

 

591

666

722

780

878

916

1010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изделия и консервы

1547

 

1344

1628

1608

1666

1725

2615

3139

из мяса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сахар-сырец

385

 

152

192

208

209

257

405

325

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сахар белый

456

 

297

329

392

409

428

495

478

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руды и концентраты

161

 

50,8

40,0

40,9

71,2

68,9

178

181

алюминиевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обувь кожаная,

8,3

 

12,7

11,3

12,0

14,5

14,9

15,6

15,2

за пару

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трубы из черных

592

 

535

725

675

783

1033

1263

1581

металлов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобили

4682

 

6259

9319

11486

9833

9988

12095

13322

легковые, за шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автомобили грузовые,

21032

 

18127

13239

12203

20362

20719

24301

25712

за шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ. www.gks.ru –

официальный сайт Госкомстата РФ

 

 

 

Долгосрочной целью является установление справедливой и ориентированной на рынок системы торговли в сфере сельского хозяйства, процесс реформы должен быть инициирован путем переговоров по обязательствам в области поддержки и защиты, а также путем установления более строгих и эффективных в практическом применении плане норм и правил. Цель заключается в обеспече-

22


нии значительного постепенного сокращения поддержки и защиты в аграрном секторе, оказываемых в течение согласованного периода времени, что приведет к корректированию и предупреждению ограничений и искажений на мировых сельскохозяйственных рынках.

Страны, вступившие в ВТО, должны будут выполнять ряд обязательств в каждой из следующих сфер: доступ на рынок, внутренняя поддержка, экспортная конкуренция; и достичь соглашения по санитарным и фитосанитарным вопросам.

При выполнении своих обязательств по доступу на рынок развитые стра- ны-члены будут полностью учитывать особые потребности и условия развивающихся стран-членов, обеспечивая значительное улучшение возможностей и условий доступа для сельскохозяйственных продуктов, представляющих особый интерес для этих членов.

Обязательства по программе реформы должны быть справедливо распределены между всеми членами, учитывая обеспокоенность проблемами неторгового характера, в том числе продовольственной безопасностью и необходимостью охраны окружающей среды.

Члены не должны сохранять, применять или вновь вводить любые такие меры, которые требуется трансформировать в обычные таможенные пошлины. К числу таких мер относятся количественные ограничения импорта, скользящие импортные сборы, минимальные импортные цены, выборочное лицензирование импорта, нетарифные меры, применяемые через государственные торговые предприятия, добровольные ограничения экспорта и аналогичные пограничные меры, иные, чем обычные таможенные пошлины.

Государственные меры помощи, будь-то прямые или косвенные, в целях поощрения развития сельского хозяйства и аграрной сферы являются неотъемлемой частью программ развития развивающихся стран; инвестиционные субсидии, которые, как правило, предоставляются сельскому хозяйству в развивающихся странах-членах; и субсидии на покрытие затрат в сельском хозяйстве, которые, как правило, предоставляются производителям с низкими доходами или бедным в отношении ресурсов в развивающихся странах-членах, освобождаются от обязательств по сокращению внутренней поддержки, которые в противном случае применялись бы к таким мерам, равно как и внутренняя поддержка производителям в развивающихся странах-членах, предоставляемая для целей поощрения диверсификации [2].

Становиться очевидным, что Соглашение по сельскому хозяйству не должно в критической форме ухудшить положение отечественных сельскохозяйственных производителей. Также в Соглашении перечислен ряд правительственных программ предоставления услуг, то есть тех мер, которые государство имеет право принимать и в каких областях содействовать отечественным производителям, а именно:

(a)научные исследования, в том числе общего характера, исследования в связи с программами охраны окружающей среды, и исследовательские программы по конкретным продуктам;

(b)борьба с вредителями и с болезнями, включая общие меры борьбы с вредителями и с болезнями и меры, относящиеся к конкретному продукту, как, например, системы раннего предупреждения, карантин и уничтожение;

23


(c)услуги по подготовке кадров, включая как общие, так и специальные приспособления для обучения;

(d)услуги по распространению знаний и опыта и консультационные услуги, включая предоставление средств для облегчения передачи информации и результатов исследований производителям и потребителям;

(e)инспекционные услуги, включая общие инспекционные услуги и проверку отдельных продуктов для целей здравоохранения, безопасности, сортировки по качеству или стандартизации;

(f)услуги по маркетингу и продвижению на рынок, включая маркетинговую информацию, консультации и продвижение конкретных продуктов, но исключая расходы на неконкретные цели, которые могут быть использованы продавцами для снижения их продажных цен или предоставления прямых экономических льгот покупателям; и

(g)услуги по инфраструктурному обеспечению, включая: электроснабжение, дороги и другие средства транспорта, рыночное и портовое оборудование, водоснабжение, плотины и дренажные системы, работы по созданию инфраструктуры в сочетании с программами по охране окружающей среды.

Таким образом, изначально закладывается, что при вступлении любой страны в ВТО, производители сельскохозяйственной отрасли не будут «выброшены» в условия жесткой конкуренции мирового рынка. Поддержка производителей подразумевается внутренними положениями ВТО. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

При этом вступление в ВТО не означает полного и немедленного открытия рынков для иностранных товаров и услуг. У правительства остаются рычаги правления - валютная политика, импортные тарифы, налоги. Многие тарифы могут быть сохранены и позволят неконкурентоспособным отраслям (машиностроению, страхованию, банковской сфере, авиапромышленности) подготовиться к открытию рынка. По данным последних исследований этой области насчитывается 17 рынков, которые вероятнее всего пострадают от вступления России в ВТО. В их числе трактора, легковые автомобили, минеральные удобрения, шины, холодильники, телевизоры, полимерные пленки, одежда, ДСП и ДВП, ковры и ковровые изделия, косметика, пряжа. А также мясо и птица, рыбная продукция, кондитерские изделия, чай и кофе в обработанном виде. То есть все то, что, как считается, в других странах делают лучше и дешевле.

Но негативные последствия, как уже отмечалось выше, должны быть сглажены на стадии переговоров путем выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по внутренней господдержке сельского хозяйства.

Переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят весьма сложный характер.

24