ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17.Сущ-ть, роли и методы нормир-ния тр. Виды норм труда и аспекты их обоснованности. Причины «старения» норм труда и основания их пересмотра (замены).

Назнач-е нормиров-я тр - активно воздейст-ть на потенц-е возм-ти и рез-ты деят-ти п/п-й по достиж-ю эк-х и соц-х целей: обеспеч-е пр-ва и реализ-ии конкурентноспособ-х Т и У и воспр-во чел-го рес-са. Нормиров-е тр. способст-ет рац-му исп-ю тех-ки и раб-го вр, явл-ся я необх-м усл-ем примен-я передовых методов тр. Работа по норм-ю тр связана с соверш-ем технолог-х и тр-х процессов.Под мерой тр. следует пон-ть такие общ-но необх-е ЗТ раб-го вр., кот-е склад-ся в усл-х рынка. Нормы труда явл-ся конкр-м выр-ем меры тр. на к-ом п/п. По своей вел-не они м. б. больше меры тр., и тогда п/п не получ-ет прибыль, и наоборот. Нормы тр., должны явл-ся ср-вом получ-я прибыли, с др-й - способст-т реш-ю соц-х з-ч. Нормирование - важ-ший эл-т НОТ, позв-щий прав-но решать вопросы РТ и кооп-ции тр., расстан-ки раб-й силы, орг-ции и обслуж-я раб-х мест. Норма тр. – работа, * д. вып-ть раб-ки за смену или раб. вр. Для раз-ки норм труда исп-ют спец-ые методы: 1) При суммар-м м-де норм-ия нормы тр. устан-ся опытно-статистич-м путём, т.е. в соответствии с фак-ки выпол-м объёмом раб. за опред-е кол-во раб-х дней, смен. Они м-т уст-ся на основе опыта нормировщиков, а т. ж. по аналогии с к-ллэаб-й, сход-й по тех-гаи. При этом м-де труд-е рес-сы не расчлен-ся на состав-ые эл-ты, не изуч-ся и не анализ-ся ЗТ времени, не приним-ся во вним-е тех-кое сост-е машин и оборудов-я; 2) Аналитич-й (поэлементный) м-д норм-я. Имеет 2 разновид-ти: Анал-ки-эксперемент-й -предпол-ет наблюдение за тр-ми проц-ми, изуч-е ЗТ вр-ни на выпол-ие отдел-х эл-ов работ, ан-з получ-х данных и на их ос-ве расчёт норм и Аналитич-ки-расчётный - опред-е норм тр. с пом. заранее разраб-х типовых норм-в и норм, содер-ся в спец-х сборниках. При нормир-нии тр. раб-х и служащих прим-ся след-щие виды норм тр.: н-мы вр, н-мы выработки, обслуживания, числ-ти, нормированные задания. Норма времени - кол-во раб-го вр-ни, необх-е для выпол-я ед-цы опред-й работы 1 раб-м или гр-пой раб-х соотв-щей чис-ти и кв-ции в наиб-ее рац-х для п/п, орг-но тех-ких и хоз-х усл-ях, с учетом передового произв-го опыта. Исч-ся в чел-ко-часах, чел-ко-мин-х и чел-ко-сек-х. Формула: Нвр = Тпз + Топ + Торм + Тотл + Тпт, Топ = Тос + Твс, где Нвр- норма вр; Тпз - подготов-но-закл-ное вр; Топ- оперативное вр;Тос - основное вр; Твс – вспом-ное вр, Торм- вр. на обслуживание раб. места; Тотл - время на отдых и личные надобности; Тпт - перерывы, обусловл-е тех-гией и орг-цией пр-ва. Подгот-льно-закл-льное вр. - его вел-на не зав-ит от размера партии деталей, а зав-ит от типа и особен­ней, орг-ции пр-ва и труда, а т.ж. от хар-ра работы. Необх-я вел-на подгот-льно-закл-льного вр. опред-ся на ос-ве данных фотографии раб. вр. и нормативов вр. Основное и вспомог-ное вр. для всех пр-сов, кроме ручных, уст-ся раздельно. Основ-е вр. зав-т от выпол-й работы и от реж-ов прим-го оборуд-я. Состав работ по обслуж-ю раб-го места и необх-е ЗТ вр. на их выпол-е зав-т от типа и орг-ции пр-ва, хар-ра выпол-й раб., вида обор-я. Вр. на обслуживание раб. места опред-ся по норм-вам или по дан. фотографии раб-го вр. Вел-на времени на отдых зависит от многих фак-в, опред-х утомляемость раб-го: физ-х усилий, темпа работы и др. Вр. на личные надобности уст-ся в мин-х на смену или в размере 2% от вел-ны опер-го вр. и входит в состав нормы вр. Норма штучного времени (Тшт;):Тшт = Топ + Торм + Тотл + Тпт. След-но, норма вр. состоит из 2 частей: нормы подгот-льно-закл-ного вр. и нормы штучного вр. Норма выработки - кол-во натур-х (шт, метров) или услов-х ед-ц прод-ции (плавок, съёмов), кот-е д. б. изгот-но за ед-цу вр-ни (смену, мес) в опред-х орг-но-тех-х усл-ях одним или группой раб-х соотв-й кв-ции. Ф-ла: Нвыр = Тсм / Нв, Тсм - сменный ФРВ; Нвр - устан-я н-ма вр. на ед-цу изделия. М/д нормой вр. и нормой выр-ки сущ-ет обратная зависимость, т. е. с ум-нием н-мы вр-ни н-ма выр-ки увел-ся. Однако измен-ся эти вел-ны не в одинаковой мере: н-ма выр-ки увел-ся в большей степени, чем уменьш-ся н-ма вр-ни. Н-ма обслуживания - устанав-е кол-во ед-ц оборудов-я, кот-е д-но обслуж-ся 1 рабочим или гр-й раб-х соотв-х кв-ций при опред-х орг-но-технич-х услов-х в теч-е смены. Чтобы рассчитать н-му обслуж-я, надо опред-ть н-му вр-ни обслуж-ия. Н-ма вр. обслуж-я - кол-во вр-ни, необх-е в опред-х орг-но-тех-х услов-х на обслуж-е в теч-е смены ед-цы обор-я и т. д. Разновид-ю н-мы обслуж-я явл-ся н-ма управл-ти, опред-щая числ-ть раб-в или число структ-х подразд-й, приход-ся на одного рук-ля. Эти н-мы исп-ся в тех случ-х, когда н-мы вр-ни уст-ть нецелес-но. Норматив числ-сти - заранее устан-я расчёт-я вел-на, опред-я числ-ть раб-в для выпол-я ед-цы конкр-й раб. или для обслуж-я опред-х объектов. Н-ма числ-ти раб-щих - чис-ть раб-ов опред-го проф-но-квалиф-го состава, требующ-ся для выпол-я произв-го задания. Ф-ла: Нч = О / Но, О - общее кол-во обслуж-х ед-ц обор-я; Но- н-ма обслуж-я. Нормативное задание - установл-й объем раб, кот-й раб-к или гр-па раб-ов д-ны выпол-ть за опред-й п-д с собл-ем опред-х требов-й к кач-ву прод-ции. Норматив-е задания м-т устан-ся обособленно, а в необх-х случ-х - примен-ся в сочет-ии с н-ми обслуж-я или числ-ти. В завис-ти от орг-ции пр-ва и хар-ра выпол-х работ норматив-е зад-ия м-т уст-ся на смену или на п-д полного осущест-ния заданного объёма работ. Мет-ка установл-я нормир-ных заданий д-на соотв-тъ хар-ру тр-х пр-сов, выпол-х раб-ми-повременщиками. Обоснование нормы предпол-ет всесторонний учёт ф-ров, вл-щих на ее вел-ну в опред-х орг-но-тех-х условиях формы тр, устан-ные с учетом тех-х, технол-х и орг-х возм-тей пр-ва наз-ся тех-ки обоснованными. При устан-ии н-м тр. необх-мо психофизиологическое их обоснование. Оно предпол-ет выбор вар-та работы с учетом уменьшения влияния на орг-м чел-ка неблагоприят-х ф-ров и введ-я рац-х реж-в тр. и отдыха. Соц-ное обоснование н-м предусм-ет обеспеч-е содержат-ти труда, повышение интереса к работе.


18.Понятие, ф-ции и принципы оплаты тр. (ОТ). Осн-ные эл-ты орг-ции оплаты тр. и их роль в осущ-нии принципа распред-ния «по труду». Особую роль в с/с матер-го стимулиров-я играет ОТ. Ч/з ОТ произв-ся оц-ка тр-го вклада, опред-ся доля к-го раб-го в получ-ом доходе. Поэтому без разр-ки и внедрения рац-й с/с матер-го стимулиров-я тр. невозм-но решить проблему повышения эф-ти пр-ва в целом..ЗП как цена раб-й силы - это осн-ая часть ст-ти жиз-х ср-в раб-ов, распред-я м/д ними в соотв-ии с кол-ом и кач-ом затрач-го тр, реальным тр-ым вкладом и зав-щая от конеч-х рез-в работы п/п в целом. Разл-ют денежную и неденеж-ю формы ОТ. Основной явл. ОТ в денеж-й форме. Оплата м. произв-ся и в натурально-вещественной форме. Выд-ют след-ие основ-е ф-ции з/п: 1) Воспроизводственная – напр-на на обеспечение раб-му и его семье ур-ня жизни, достаточ-го для воспр-ва раб-й силы. 2) Стимулирующая (мотивац-я) - обеспеч-ет заинтересов-ть в достиж-ии высокой ПТ, 3) Регулирующая - закл-ся в воздействии мех-ма ОТ на соотнош-е м/д спросом и предл-ем раб. силы, на формиров-е числ-ти персонала, 4) Социальная - способствует реал-ции пр-па соц-й справед-ти: оплата д. обеспечить к-му раб-му вознагр-е в соотв-ии с его квал-ей и тр-ым вкладом на ур-не не ниже миним-й ст-ти воспр-ва раб-й силы, 5) Учетно-производственная - хар-ет меру участия живого труда в процессе образов-я цены продукта. Регул-ние ОТ в целях достиж-я соответствия м/д предл-ем труда и спросом на труд требует знания таких категорий: 1) Цена раб-й силы - ур-нь необх-х ЗТ на воспр-во раб. силы с уч-ом слож-ся в данном рег-не в опред. п-д вр-ни соотнош-я м/д спросом и предлож-ем на р-ке труда. 2) Цена труда - дает возм-ть выражать в ден.измерении различное кол-во затрач-го труда и его оплату. За ед-цу выражения цены труда м. б. принята вел-на, кот-я явл-ся производной от цены раб-й силы. Конкретное выражение цены раб-й силы - тариф-е ставки, кот-е опред-ют размер оплаты различ-х видов труда. Основ-ые пр-пы орг-ций ОТ: Учет мин-го раз-ра ОТ, устан-го гоС-ом; самостоят-ть п/п-й в вопросах орг-ции и ОТ;Обеспеч-е соц-й защищ-ти раб-ов независимо от ф-мы собственности, соотв-ие ОТ рын-й ст-ти раб-й силы; поощрение выс-го кач-ва прод-ции, труда, У; простота и доступность с/с ОТ. Организация ОТ склад-ся из нормирования труда, тарифного нормирования з/п, форм и с/с ОТ. Посредством норм-ния труда в хоз-х разраб-т научно-обоснованные нормы (выр-ки, вр-ни, обед-я, чис-ти). По тариф-й с/с осущ-ют гос-е рег-е з/п, необх-ю дифференц-ю ур-ня ОТ разных гр-п и категорий раб-ов с уч-ом их кв-ции и усл-й труда. Форма ОТ – это принятый на к-ом конкретном п/п способ, опред-я размера ОТ по рез-м выпол-я работы. Выделяют 2 основные ф-мы ОТ: сдельную и повременную.Сдельная ф-ма ОТ основана на оц-ке выполненного объёма работы или произв-ой прод-ции. При данной ф-ме оплаты прямая завис-ть м/д объемом выпл-й работы и получ-м вознаграждением. Условия сдельной ОТ: При норм-й интенсив-ти труда раб-к получает дост-но высокую з/п; Объем и кач-во выполнен-й работы зависят от инд-х или коллек-х усилий раб-щих;В пр-се труда не допуск-ся значит-х потерь раб-го вр-ни по не зависящим от испол-й причинам, Обеспеч-ся полный учет кол-ва и кач-ва вып-ной работы; Увеличение выраб-ки не приводит к снижению кач-ва работы. Нед-ток данной ф-мы - стремление испол-й сделать как можно больший объём работы, что часто приводит к снижению её кач-ва. Для устранения, негатив-го воздействия сдельной ОТ применяют различные выплаты, стимулирующие раб-в повышать кач-во. Повременная ОТ прим-ся в следующих условиях: Затруднён учёт выработки исполнителей; технолог-й процесс не позволяет раб-ку суш-но увеличить ПТ; перевыполнение н-м труда нецелес-но из-за ухудшения кач-ва работы; в теч-е раб-го дня испол-ль выполняет разные виды работ. Основ-е нед-ки данной ф-мы ОТ закл-ся в том, что она недост-но стимулирует интенсивность труда и урав-ет ОТ раб-ов, имеющ-х значит-е индив-е различия. Применение поврем-й ОТ целес-но в кол-х с выс-й степенью вз/заменяемости.


19. Сущ-ть пр-са упр-ния пр-вом. Упр-е пр-вом – согласов-е и координация деят-ти людей в пр-се их совместного труда для достиж-я поставленной цели. Если нет цели у пр-тия, то упр-ние бессмысленно. Пр-сс упр-ния пр-вом протекает на производственных пр-тиях, рез-том деят-ти * явл. товары, представляемые на рынок. Выполняет пр-сс упр-ния чел-к. Деят-ть руков-ля по вып-нию пр-са упр-ния пр-вом в производст-ной с/с наз-ся руководством. Руковод-ль – это то лицо, в форм-ном (власть основыв-ся на админ-ном или на законод-ом актах) и неформ-ном подчинении (власть основана на силе авторитета, * опр-ся личными кач-ми чел-ка) * находятся люди одной и той же орг-ции. Он так же необходим в пр-ве, как объективно необходим и пр-сс упр-ния пр-вом. Подчиненный – это то лицо орг-ции, * обязано выпол-ть поручения руков-ля в соотв-вии с предоставленными тому правами. Подчинение по своему содержанию м/б различным в разл-ных орг-циях, но в принципе оно всегда имеет 2 составляющие: формальное и неформ-ное подчинение. Каждый руков-ль опред-ет сам, согласуя свои действия с законом, как сочетать то и др. в обращении с подчиненными. Природа пр-са упр-ния – информационная. Способы вып-ния пр-са упр-ия: 1) рынок: использ-ие эк. зак-ов, зак-ов спр. и предл; 2) иерархия и власть, объективно организ-ые отн-ния. На прак-ке исп-ся сочетан. рын мех-мов и мех-мов власти и иерархии. Особен-ти упр-ния: * тр. производит-ный, * тр. воспитательный, * м/д рук-лем и работн-м д/б завис-ть (формальная, неформальная). Рук-во - деят-ть рук-ля, направл-ая на вып-ие пр-са управ-ия для достиж цели орг-ии. Руководить м. по-разному: * методом «Проб и ошибок» (приобрет-ие опыта, но нет системного опыта); * опираясь на науку - более приемлемо. Рук-ть научно, значит рук-ть с/с-но (все важно, все взаимосв-но). Сначала теорию изучить, а потом применить на пр-ке. В чем закл. рук-во: 1) рук-ль д. придерж-ся определ-х правил: - счит-ся с колл-ом., быть демокр-ым; - быть соц-ответственным; - руководить научно; - руководить экон-чно (затр соизмерить с рез-том); - быть законопослушным и др. 2) Технология пр-ва - последоват-ть необходимых и достаточн. дей-ий рук-ля , направл. на достижение цели: план; орг-ия в соотв-ии с планом (обеспечит рес-ми:трудов, финансов и т.д.); упр-ние (реализ-ция плана: ставить задачи, контроль, регулир-ние). 3) методы: хороший рук-ль д.знать методы, уметь их применять в разных ситуациях; 4) ср-ва - облегчают работу рук-ля: комп, ср-ва связи, др. оргтехника. все ср-ва увел-ют ПТ рук-ля. Цель с/с руков-щей деят-ти - сделать орг-ию управляемой, вып-ть процесс упр-ия. Методы рук-ва пр-вом: это способы, приемы, сов-ть приемов вып-ия рук-лем своих обяз-тей. Методы: 1) общие м-ды (по способам возд-ия рук-ля на подч-го): * административные-прямое возд-ия рук-ля на подч-го: - организац-ые (должностн, регламентн, инструкционные), - распорядительные (на основе иерархии: приказы, распоряж-я, м-ды оперативно-совещат-го воздействия). * эк-ие-косвен.воздей-ие рук-ля на подчин-го, основ. на использ. объективн. матер-ых интересов людей: - матер-ное стимулир-ие, - м-ды гос.регулир-ия., * соц-психологич. - косвенное возд-ие, основ. На объект-ых св-вах личн-ти и группы. 2) конкретные м-ды (соотв-ют ф-ям упр-ия): м-ды конт-ля, прин. реш-ий, отдачи приказов и распоряжений.


20. Объект, предмет и методы науки управления. Объект упр-я - отдельная стр-ра орг-ции либо орг-ция в целом, на * направлено управляющее действие. Орг-ция - это гр-па людей с общими целями. Цель есть желаемый рез-т, кот-го стрем-ся добиться орг-ция. Цели упр-ия отражают предполаг-е конечные рез-ты, на достижение * напра-на деят-ть аграрного пр-ва в целом, орг-ции, фирмы. Предметом науки упр-ия явл.: а) информация; б) прямая и обратная связь; в) совок-ть обществ-х отн-ний, возник-х м/д людьми в пр-ссе упр-ия на разных ур-ях и различ-х звеньях соц-но-эк-й с/с; г) с/с упр-ия, пр-пы и закономер-ти ее построения, формиров-я и функциониров-я. Упр-ние изучает сов-ть тех-х, технолог-х, экон-х, орган-х, соц-х, психол-х, правовых отнош-й м/д людьми в пр-ссе принятия и реал-ции упр-х реш-й. Наука упр-я обобщает тех-гию упр-го труда, разрабатывает правила рац-го построения и функц-я с/с упр-я, поведения и техники работы упр-го аппарата, исп-я соврем-х технич-х ср-в упр-я, выраб-т основ-ые понятия и категории упр-ия. Предмет науки упр-ния явл-ся статистическим, застывшим или изолированным. Упр-ние неразрывно связано с изучением его динамич-го мех-ма вз/действия различ-х звеньев многообразной и сложной с/с, адаптируясь к изменяющимся усл-ям рын-го хоз-ния в АПК. Методы: 1) всеобщий (диалектич-й) – позволяет рассм-ть упр-кие проблемы в их пост-ной вз/связи, движении, разв-ии. Явления изуч-ся от простого к сложному, от низщего к высшему, от конкр-го к абстракт-му. В центре исслед-ний наход-ся чел-к, * осущ-ет прозвод-ную деят-ть, будь то рук-ль или исполнитель. 2) общие – статистич-е, эксперимент. 3) спец-ные м-ды – м-ды, * разв-ся самой наукой и развивают саму науку (наблюд-е, анкетир-е, опрос). Наука упр-я опирается на комплекс м-дов в своей деят-ти. З-ча науки упр-ния - систематизировать массу факторов, выявить существенные связи м/д ними, т. е. изучить закономер-ти разв-я всей совок-ти упр-х отн-ний и на этой основе сделать выводы и предложения для практики.

21. Методы руководства. М-д руковод-ва – сп-б, порядок вып-ния руков-лем своих обязанностей (ф-ций). М-ды рук-ва делятся на общие и специальные. 1) Общие: эк-кие, соц-но-психологич-ие, административные. При помощи эк-ких м-дов руководитель создает благоприятную эк-кую среду, стимулирующую поведение чел-ка на достижение общих целей. К таким м-дам относятся: хозрасчет, орг-ция оплаты труда, премирование, эк-кое поощрение, наказание, матер-ное пособие на образование, здравоохранение и т.п. К социально-психологическим м-дам относятся: м-ды формирования коллектива, соревнование, м-ды отдачи приказов, распоряжений, м-ды общения руководителя с подчиненными, м-ды орг-ции труда и др. Они создают комфортную соц-ую среду в коллективе, в отн-ниях м/у льдьми, м/у подчиненным и рук-лем. Администр-ные м-ды рук-ва – прямое воздействие руководителя инф-цией на подчиненного. Это приказы, распоряжения, указания, решения, постановления. Невыполнение подчиненным административных установок или хорошее их выполнение влекут за собой администр-ные наказания или поощрения. 2) Спец-ные – м-ды планир-ния, орг-ции и м-ды упр-ния. Методы упр-ния: 1. М-ды постановки задачи. При постановке задачи реш-ся не только информац-ный вопрос - довести до исполнителя задания (вид работы, сроки вып-ния, оплата труда ит.п.), но и психологич-кие – побудить раб-ка к безусловному вып-нию доведенного ан-за. Выделяют три м-да постановки задачи : 1. Авторитарный. Перед подчиненным четко ставится задача (что необх-мо сделать, в каком кол-ве и кач-ве, в какое время, на каком рабочем месте, какое вознаграждение получит исполнитель в соотв-вии с выполненной работой) и строго предписывает м-д ее вып-ния. Этот м-д ориентирован на наказание исполнителя. Никакой самостоятельности! 2. Демократический. Рук-ль четко доводит задание до подчиненного, но одновременно предоставляет ему право избрать м-ды и ср-ва его решения. Этот м-д ориентирован на поощрение раб-ка при успешном вып-нии задания. Явл-ся хорошим ср-вом разв-ия творчества кадров, роста их профессионального мастерства. 3. Пассивный. Предполагает доведение задания на длительный п-д, сужение объемов контроля за деят-тью исполнителя применение проверенной с/с стимулирования. 2. Методы контроля. Контроль пр-ва – деят-ть рук-ля по фиксации фактич-го состояния пр-ва, для принятия последующих решений. М-ды контроля опр-ся видом контроля и предметом контроля, т.е. тем, что мы контролируем. Имеется 2 вида контроля: сплошной и выборочный. При сплошном контроле изучается состояние генеральной сов-ти в целом и по рез-там изучения делается заключение. Сплошной контроль трудоемок. Чаще всего имеется дело с выборочным контролем. 3. Методы принятия решений Пр-сс принятия решения – это пр-сс выбора из возможных вар-тов действий, одного, применяемого к осуществлению. Процедура принятия решения состоит из: ан-з ситуации и выявление проблемы; сбор необх-мой инф-ции для решения проблемы; выработка альтернативных решений; обоснование критерия принятия решения; выявление преимуществ и недостатков альтернативных решений, их ст-ни соотв-вия критерию; оц-ка последствий альтернативных решений; выбор лучшего решения проблемы. Пр-сс принятия решения – это «пр-сс думанья». Комбинированный м-д включает в себя 1) расчетные м-ды; 2) вероятностно-статистич-кие (алгоритмические); 3) эвристические, как последовательность думанья над проблемой и решением и так называемого «искусства принятия решения», как умение, рук-ля действовать в неопр-ных ситуациях. 4. Методы регулирования. Регулир-ние пр-ва – деят-ть рук-ля по устранению нарушающих воздействий на ход пр-ва, и восстановлению производ-ного ритма, заданного рабочим планом. Регулирующая деят-ть всецело зависит от того, как оценена производ-ная ситуация рук-лем и какое решение на основе оц-ки принято: вмешиваться в пр-сс или нет. Возможны в применении 2 освоенных на практике м-да регулир-ния пр-ва: 1) регулир-ние с помощью резервов; 2) регулир-ние путем перераспред-ния рес-сов.