ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предпосылки использования информационных технологий в управлении.
Тема 2. Информационные технологии как необходимое условие менеджмента
Тема 3. Информационные технологии на этапе принятия решений
Тема 4. Управляющие информационные системы и системы поддержки принятия решений.
Тема 5. Использование информационных технологий в стратегическом управлении
Тема 6. Использование информационных технологий в финансовом управлении
Тема 7. Использование информационных технологий в проектном управлении
Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно:
M(Да) = 0,10 * 3000 +......+ 0,10 * 5000 = 4000
M(Дб) = 0,10 * 2000 +.......+ 0,10 * 8000 = 4250
Таким образом проект Б более предпочтителен. Следует, правда, отметить, что этот проект является и относительно более рискованным, поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А (размах вариации проекта А - 2000, проекта Б - 6000).
В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод построения дерева решений. Логику этого метода рассмотрим на примере.
Пример: управляющему нужно принять решение о целесообразности приобретения станка М1 либо станка М2. Станок М2 более экономичен, что обеспечивает больший доход на единицу продукции, вместе с тем он более дорогой и требует относительно больших накладных расходов:
|
Постоянные расходы |
Операционных доход на единицу продукции |
Станок М1 |
15 000 |
20 |
Станок М2 |
21 000 |
24 |
Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:
Этап1. Определение цели (В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли).
Этап 2. Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение)
В данном примере управляющий может выбрать один из двух вариантов:
а1 = {покупка станка М1}
а2 = {покупка станка М2}
Этап 3. Оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер).
Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие им вероятности следующим образом:
х1 = 1200 единиц с вероятностью 0,4
х2 = 2000 единиц с вероятностью 0,6
Этап 4. Оценка математического ожидания возможного дохода:
Σ(Да) = 9000 * 0,4 + 25000 * 0,6 = 18600
Σ(Дб) = 7800 * 0,4 + 27000 * 0,6 = 19320
Таким образом, вариант с приобретением станка М2 экономически более целесообразен.
Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенно сти.
Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий - максимизация прибыли - здесь не срабатывает, поэтому применяют другие критерии:
•максимин (максимизация минимальной прибыли)
•минимакс (минимизация максимальных потерь)
•максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.
Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.
Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ.
Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно, на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы. Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.
Тема 4. Управляющие информационные системы и системы поддержки принятия решений.
Управляющие информационные системы. Системы поддержки принятия решений. Схема обработки данных и подготовка информации. Состав автоматизированной ИС управления. Базовые функции управляющей информационной системы. Ситуационные комнаты.
Управляющие информационные системы
В качестве примера рассмотрим возможности управляющих информационных систем в менеджменте, которые появились в связи с интенсивным развитием информационных технологий. С ростом технической мощи ИТ компьютеры начали не просто облегчать работу человека, а позволяют выполнять то, что без ИТ было невозможным. В связи с тем, что менеджеру приходится принимать решения в условиях большой неопределенности и риска, новые возможности информационных систем очень быстро начинают находить применение в бизнесе.
Говоря о "новых" возможностях ИС в менеджменте, более справедливо называть некоторые из них новыми только для нас. Например, системы поддержки принятия решений уже более двух десятилетий используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей стране.
Системы поддержки принятия решений (Decision Support System)
Современные системы поддержки принятия решения (СППР), возникшие как естественное развитие и продолжение управленческих информационных систем и систем управления базами данных, представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР могут решаться неструктурированные и слабоструктурированные многокритериальные задачи. СППР, как правило, являются результатом мультидисциплинарного исследования, включающего теории баз данных, искусственного интеллекта, интерактивных компьютерных систем, методов имитационного моделирования.
В настоящее время нет общепринятого определения систем поддержки принятия решений, поскольку архитектура и технические решения существенно зависит от вида задач, для решения которых она разрабатывается, от доступных данных, информации и знаний, а также от пользователей системы. Приведем различные определения СППР:
•система поддержки принятия решений - совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей.
•система поддержки принятия решений - это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели для решения слабоструктуризированных проблем.
•система поддержки принятия решений - это система, которая обеспечивает пользователям доступ к данным и/или моделям, так что они могут принимать лучшие решения.
Можно привести некоторые общие элементы и характеристики, общепризнанные, как части СППР: система поддержки принятия решений - в большинстве случаев – это интерактивная автоматизированная система, которая помогает пользователю (лицу, принимающему решение) использовать данные и модели для идентификации и решения задач и принятия решений. Система должна обладать возможностью работать с интерактивными запросами с достаточно простым для изучения языком запросов.
Система поддержки принятия решений обладает следующими четырьмя основными характеристиками:
•СППР использует и данные, и модели;
•СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;
•Они поддерживают, а не заменяют, выработку решений менеджерами;
•Цель СППР – улучшение эффективности решений.
В идеале система поддержки принятия решений должна выполнять следующее:
•оперировать со слабоструктурированными решениями;
•предназначаться для лиц, принимающих решения различного уровня;
•адаптироваться для группового и индивидуального использования;
•поддерживать как взаимозависимые, так и последовательные решения;
•поддерживать 3 фазы процесса решения: интеллектуальную часть, проектирование и выбор;
•поддерживать разнообразные стили и методы решения, что может быть полезно при решении задачи группой ЛПР;
•являеться гибкой и адаптируется к изменениям как организации, так и ее окружения;
•быть простой в использовании и модификации;
•улучшать эффективность процесса принятия решений;
•позволять человеку управлять процессом принятия решений с помощью компьютера, а не наоборот;
•поддерживать эволюционное использование и легко адаптироваться к изменяющимся требованиям;
•может быть легко построена, если может быть сформулирована логика конструкции СППР;
•поддерживать моделирование;
•позволять использовать знания.
Классификации систем поддержки принятия решений.
Для систем поддержки принятия решений отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации. На уровне пользователя СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР. Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
На концептуальном уровне различаются СППР, управляемые сообщениями (Communication-Driven DSS) - поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи, управляемые данными (Data-Driven DSS) –в основном орм\иентированы на данные и манипуляции с ними, управляемые документами (Document-Driven DSS) - управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах, управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) - управляемые знаниями обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур, управляемые моделями (Model-Driven DSS) - основная задача доступ и манипуляции с математическими моделями: статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными (отметим, что некоторые OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных).
На техническом уровне различаются СППР всего предприятия и настольные системы. В зависимости от данных, с которыми эти системы работают, СППР условно можно разделить на оперативные и стратегические. Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.
Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты: