ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5337
Скачиваний: 25
В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98—117) ввёл пособие на обучение определённого числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138—161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361—363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).
Лит.: Бузескул В., Шк. дело у древних греков по новым данным, [Хар.], 1918; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики,M., 19632; Шеста-к он В. П., Идеи эстетич. воспитания, т. 1 — Античность. Ср. века. Возрождение, М., 1973; Бл а в а т с к а я Т. В., Из истории греч. интеллигенции эллинистич. времени, М., 1983; G w у n n A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; J a e-g er W., Paideia, Bd 1 — 3, B., 1959; K ü fall er t F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Fuhrmann M., Das systematische Lehrbuch, Gott., 1960; M arr ou H., Histoire de l'edu-cation dans I'antiquite, P., 1965; Clar-ke M. L., Higher education in the ancient world, Albuquerque, [1971]; Bowen J., A history of Western education, v. l, L., [1972]; Hadot I., Arts liberaux et philo-sophie dans la pensee antique, P., 1984; U k o—1 o v a V., The last of the Romans and Euro-pean culture, Moscow, [1989].
Ю. А. Щичалин.
АПАЦАИ-ЧЕРЕ, Апацаи-Чери(Apäczai Csere, Apäczai Cseri), Янош [10.6.1625, с. Апацаи, Трансильвания, — 31.12.1659, Коложвар, ныне Клуж-На-пока (Румыния)], венг. педагог-просветитель, философ, последователь идей Декарта, сторонник пед. учения Я. А. Ко-менского. Родился в семье бедного крестьянина. Учился в Дьюлафехерваре, затем в Утрехтском и Лейденском ун-тах. Будучи сторонником реального образования, стремился построить универсальную систему знаний, необходимых для жизни. Составил первую на родном языке «Венгерскую энциклопедию»(«Magyar Encik-lopedia», 1653). Его «Венгерская логика»(«Magyar logikacska», 1654) способствовала формированию нац. науч. терминологии. Первым в Венгрии обосновал и пытался создать 3-ступенчатую шк. систему (нач., ср. и высш. школа), добивался открытия в Трансильвании ун-та как базы подготовки учителей и нац. интеллигенции. А.-Ч. предлагал использовать родной язык в качестве языка обучения в нач. школе, считая это гл. условием повышения уровня культуры и самосознания нации. Отстаивал необходимость исполь-
В. Е. Априлов.
зования доступных и интересных детям методов обучения с учётом их возрастных особенностей, рассматривал учащихся и учителей как единый организм, задача к-рого — подготовка детей к жизни.
Лит.: Bän I., Apäczai Csere J., Bdpst, 1958.Д. П. Мансфельд.
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат.ad — к иperceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введён Г. В.Лейбницем. И. Ф.Гербарт считал, что всякое новое представление осознаётся и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гер-бартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приёмах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У.Джемсом, П. Ф.Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В.Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.
Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит, наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.
Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ, 19143; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919'; Теп лов Б. М., Психология, М., 19548; Общая психология, под ред. А. В. Петровского,M., 19863; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 — 2, М., 19893.А. Н. Ждан.
АПРАКСИНА Ольга Александровна [4(17).7.1910, г. Иваново-Вознесенск (ныне Иваново), — 11.11.1990, Москва], педагог, дер пед. наук (1971), проф. (1972). После окончания муз.-пед. ф-та Моск. консерватории (1936) преподавала в консерваториях Свердловска (1936—40) и Москвы (1940—43). С 1944 в АПН РСФСР — НИИ теории и истории педагогики, с 1947 в НИИ худож. воспитания. В 1968—76 зав. кафедрой муз.-пед. ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. А. — один из первых в СССР исследователей истории рус. муз. педагогики. В кн. «Муз. воспитание в рус. общеобразоват. школе» (1948), ставшей этапной работой в отеч. теории муз. воспитания, всесторонне проанализировала метод, труды дорев. педагогов-музыкантов, исследовала и вскрыла связи осн. направлений общего муз. воспитания с проф. муз. образованием, с прогрессивными обществ.-пед. явлениями. Большой вклад внесла в подготовку преподавателей музыки для общеобразоват. школ: разработала про-граммно-метод. материалы для студентов, подготовила пособия по методике муз. воспитания. В пособии для студентов муз.-пед. ф-тов пед. вузов «Методика муз. воспитания в школе» (;1983) раскрыла специфич. особенности деятельности педагога в каждом классе, осн. моменты внеклассной работы по муз. воспитанию школьников. Под ред. А. вышли сб. «Муз. воспитание в школе» (в. 1—17, 1961—86). Ведущей пед. концепцией А. является комплексный подход к обучению и развитию, когда без овладения навыками музицирования невозможно полноценное освоение эстетич. критериев музыки.
Соч.: Очерки по истории худож. воспитания в сов. школе, М., 1956; Совр. требования к учителю-музыканту и задачи муз.-пед. ф-тов, «Музыка в школе», 1983, № 1; Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе, М., 1987 (сост.).
С. Н. Морозова.
АПРИЛОВ Васил Евстатиев (21.7.1789, Габрово, — 2.10.1847, Галац, Румыния), деятель болг. нац.-просветительского движения, педагог, писатель. Получил образование в греч. уч-ще в Москве, нем. гимназии в Брашове и Венском ун-те (1807—09). Занимался торг, деятельностью в Одессе, был попечителем греч. уч-ща. В нач. 30-х гг. сблизился с болг. патриотами и вскоре возглавил об-во содействия просвещению болгар. На собранные об-вом средства в Габрове была открыта (янв. 1835) первая в Болгарии нац. светская школа, ставшая центром создания и распространения болг. учебников. А. содействовал также открытию болг. школ в др. городах.
Осн. тенденция сочинений А. — пробуждение нац. сознания болгар. В кн. «Денница новоболг. образования» (изд. в Одессе в 1841) рассмотрел многовековые традиции болг. просвещения и его актуальные проблемы, выступил за тесное единство слав, культур. Развитие болг. школы и лит-ры А. считал важнейшими путями, ведущими народ к освобождению от иноземного ига и нац. возрождению. В «Дополнении к книге '"Денница"...» (СПБ, 1842) А. обосновал возможность создания болг. лит. языка на базе народного разговорного. В 1847 в Одессе опубликовал кн. «Мысли о совр. болг. образовании», где дал анализ болг. учебников и сформулировал принципы нач. болг. школы: преподавание на родном языке, изучение арифметики, географин, истории и др. предметов при светском характере образования и его практич. ориентации. Автор трудов по истории болг. культуры и языка.
Соч.: Себрани сечинения, София, 1940.
Лит.: Арнаудов М., В.Е. Априлов. Живо-iv дейност, съвременници. 1789 — 1847, София, 1935; Гечев МВ. Априлов — пламенен деец за народна просвета, «Народна просвета», 1969, N° 7.
АРГЕНТИНА(Argentina), Аргентинская Республика, гос-во в Юж. Америке. Пл. 2,8 млн. км2. Нас. 32 млн. чел. (1988). Офиц. язык — испанский. Столица — Буэнос-Айрес.
Первые начальные, т. н. божьи, школы на территории А. появились при монастырях в начале испанской колонизации в середине 16 в. Большую роль в организации первых школ сыграл орден иезуитов. В 17 в. иезуитами были открыты «школы для индейцев» с целью обращения местных жителей в католич. веру. Постепенно были созданы и светские, т. н. королевские, школы, где помимо испанского языка и закона божьего преподавались арифметика, история и др. Начало развитию высшего образования в А. было положено открытием в 1610 первого «старшего» колледжа в Кордове, получившего в 1613 статус ун-та. В колон, эпоху появились и первые подготовит, школы для тех, кто готовился к поступлению в вузы Европы или в ун-т Кордовы. В последней четверти 17 в. были открыты общеобразоват. Королевский колледж Сан-Карлос, Мореходное уч-ще и ряд других ср. спец. уч. заведений.
Формирование совр. системы образования в А. было тесно связано с борьбой за независимость и созданием централи-зов. аргентинского гос-ва в 1810—21. Важной основой для становления разл. звеньев системы образования в стране стали реформы 20-х гг. 19 в., проводившиеся по инициативе видного обществ, деятеля А. Б. Ривадавии. В 1821 в составе 4 ф-тов — точных наук, мед., юридического и ф-та богословия — был основан ун-т Буэнос-Айреса. Тем самым было положено начало гос. высшему образованию. Расширилась сеть нач. школ, обучение в к-рых было светским. Веер. 19 в. важное значение для развития системы образования имело принятие в 1853 Конституции А., содержавшей ряд поло-жэний об обучении, в частности об усилении роли гос-ва в шк. деле.
Заметным подъёмом отмечено развитие образования в А. в период с 1855 по 1885, чему способствовала активная просветительская и гос. деятельность таких выдающихся аргентинских обществ, деятелей, как Б. Митре, Н. Авельянеда и особенно Д. Ф. Сармьенто. Гос. ассигнования на нужды образования в период его президентства (1868—74) были значительно увеличены, установлена обязат. доля расходов на него из гос. бюджета, управление школами возложено на Гос. совет, открыты сотни нач. бесплатных светских школ. В каждой провинции появились гос. общеобразоват. колледжи, а с 1870 — пед. (нормальные) школы для подготовки учителей.
В 1884 был принят Всеобщий закон об образовании, провозгласивший обучение в нач. школе детей 6—12 лет обязательным, бесплатным и светским по содержанию. Хотя формально он распространялся на школы столи-шого (федерального) округа и часть нац. школ за его пределами, власти провинций также восприняли осн. его положения. Был введён гос. контроль над системой образования, включая и частные школы, к-рый охватывал уч. программы, аттестацию учащихся; были сформированы шк. округа, в работе к-рых участвовали представители общественности. Закон 1884 положил начало системе подготовки пед. кадров, в 1886 в пед. школе г. Парана начали работать постоянные курсы для будущих учителей ср. школ. На протяжении 18—19 вв., однако, сохранялся дуализм образования: существовали школы для бедных и школы для богатых, велика была разница между городскими и сельскими школами, между школами для основной (испанской и метисной) части населения и потомками аргент. индейцев (хотя и весьма малочисленных).
В 1863 по инициативе президента Митре был основан Нац. колледж, в к-ром преподавание предметов было ориентировано на требования университета. В становлении высш. образования большую роль сыграл преемник Сармьенто на президентском посту Н. Авельянеда, проделавший значит, работу по подготовке закона 1885, в соответствии с к-рым федеральное пр-во обязывалось финансировать нац. у-ты, им предоставлялась частичная автономия: руководство ун-та назначалось главой пр-ва, но по рекомендации высш. совета ун-та. Только нац. (гос.) ун-ты имели право присваивать проф. звания и степени. Закон 1905 распространил гос. субсидирование на все виды школ — федеральные, провинциальные, муниципальные; для создания более широкой сети нач. школ в провинциях и руководства ими был основан Нац. совет по образованию.
На рубеже 19 и 20 вв. в А. быстро расширялась система высш. образования: в 1894 открыт Нац. ун-т Ла-Платы, в 1891 — Нац. коммерч. школа, в 1897 — Нац. пром. школа (впоследствии получившая имя своего первого директора Отто Краузе). В 1904 начал работу Нац. ин-т по подготовке учителей ср. школ.
В 1919—21 в результате широкого де-мокр. движения за университетскую реформу в А. была проведена первая в Лат. Америке реформа высш. школы. Аргентинские нац. ун-ты получили автономию, к управлению ими были допущены представители студенчества, социальный состав к-poro значительно пополнился за счёт выходцев из средних слоев. К преподаванию получила доступ прогрессивная профессура.