ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5339
Скачиваний: 25
А. в соответствии с традиц. представлениями о «седлищах жизни» различает 3 гл. возрастных периода: до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости (14 лет) и от 14 лет до 21 года. Младенцам полезны движение и закалка холодом, до 7 лет дети должны воспитываться дома; до 5 лет никакого обучения, игры, движение; вопреки Платону, не следует запрещать детям «громкий крик и плач — и то и другое содействует их росту и является для их организма своего рода гимнастикой»; в то же время — строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений ребёнка, ограждение от всего непристойного и «низменного» (в т. ч. общения с рабами); цензура дет. сказок поручается особым чиновникам — педономам. От 5 до 7 лет «дети должны уже присутствовать на уроках по тем предметам, которые им потом придётся изучать самим» (гимнастика, грамматика, музыка и рисование). Дилемму: общественное или частное воспитание — А. решает в пользу общественного: «Так как всё государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственной, а не делом частной инициативы». Однако в «Никомахо-вой этике» А. признаёт индивидуализирующее значение частного воспитания. Характер воспитания, т. о., оказывается в функциональной зависимости от характера (этоса) гос. устройства (напр., он должен быть различным при демократии и при олигархии), поскольку воспроизведение социального этоса в процессе воспитания служит самосохранению соответствующего социума; при этом подразумевается, что всякий индивидуальный этос является зеркальным отображением социального.
Большая часть 8-й кн. «Политики» посвящена музыке. А. принимает деление мелодий на этич., практич. и энтузиасти-ческие и различает 3 функции музыки: воспитат., психотерапевтич. и развлекательную. Наибольшее воспитат. значение имеют этич. мелодии в сочетании с дорийским ладом, к-рый, занимая середину между крайностями, наиболее мужествен и устойчив. Взгляды А. на эсте-тич. воздействие поэзии известны гл. обр. из «Поэтики». Отрицая утверждение Платона о том, что поэзия социально бесполезна и даже тлетворна, т. к. через наше «сопереживание» она «питает» и усиливает неблагородные влечения и эмоции души, А. создал учение о трагич. катарсисе (очищении) как психотерапевтич. функции поэзии и музыки: «Трагедия есть подражание (мимесис)..., через сострадание и страх приводящее к очищению души от таких эмоций».
В целом воспитат. концепции А. свойствен радикальный антиутилитаризм и антипрагматизм: в иерархии пед. целей польза (при сохранении нек-рого минимума необходимых знаний) оказывается на последнем месте, нравств. совершенство — на первом. Всякий профессионализм грозит превращением личности из цели в средство, свободный человек должен уметь играть на лире, но ни в коем случае не быть виртуозом. С точки зрения А., индивид — не механич. «частица», но уменьшенная копия социума; воспитывая нравственно неполноценных профессионалов, общество неизбежно придёт к моральному вырождению. Вместе с тем именно А. впервые выделил дисциплины, необходимые для образования философа, развил технику обучения «узких специалистов», намеченную ещё софистами.
По определению швед, аристотелеведа И. Дюринга, А. был «первым профессором» в истории Европы. Дошедшие до нас трактаты («прагматии») А. зачастую представляют собой «лекторские конспекты», обновлявшиеся и исправлявшиеся самим А. (в Академии лекции были редкостью, Платон предпочитал живой диалог). Курсы этики, логики, зоологии, ботаники, анатомии иллюстрировались диаграммами и изображениями на белой доске. Есть указания на то, что А. не оставлял без внимания вопросы методики преподавания. Порядок «Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе лекций является педагогически целесообразным (от явного и знакомого к неявному и неочевидному).
Трактаты А. служили уч. пособиями в эллинистич. эпоху (с 1 в. н. э.), а впоследствии и вер. века (до 12 в. отд. сочинения в лат. переводе Боэция; с 12- 13 вв. известны многочисл. переводы с греч. и араб, языков). Университетское образование в Зап. Европе вплоть до 18 в. было основано на идеях А. Реформация первоначально отвергала А., но уже Ф.Меланхтон снова ввёл аристоте-лизм в гимназич. курс.
В России аристотелизм не получил распространения: восточная патристика, на к-рой основывается православное богословие, по своей филос. ориентации была близка к неоплатонизму и относилась к А. враждебно. Братья Лихуды в кон. 17 в. впервые читали курс аристотелевской «Физики» в Славяно-греко-латинской академии.
Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1—4, М., 1975—83.
Лит.: Зелинский Ф. Ф., Пед. воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916; Зубов В. П., Аристотель, М., 1963; Д о— в а т уp А. И., Политика и политии Аристотеля, М. — Л., 1965; Чанышев А. Н., Аристотель, Ми981;J aeg er W., Paideia, v. 3,N. Y., 1944;Franken a W. K., Three historical philosophies of education: Aristotle, Kant, Dewey, Chi., 1965;Lynch J. P., Aristotle's schopl. A study of a Greek educational Institution, Berk. — Los Ang. — L., 1972. См. также лит. при ст.Античность. А. В. Лебедев.
АРКИН Ефим Аронович [1(13).1.1873, Минск, — 31.1.1948, Москва], педагог, врач, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер пед. наук (1936), проф. (1924). Окончил мед. ф-т Киевского ун-та (1897). Преподавал в ср. мед. школе Москвы с 1907. С 1919 на науч.-пед. работе: на Высш. науч.-пед. курсах, в Пед. ин-те дефектологии, МГПИ им. В. И. Ленина (1943- 1945).
А. — один из первых учёных, занимавшихся разработкой теории и практики обществ, дошк. воспитания в СССР. Ранние работы А. отмечены влиянием концепций свободного воспитания, спонтанного развития ребёнка. Разрабатывал комплекс проблем дошк. педагогики: физич. и умственное воспитание дошкольника; игры и игрушки; гигиена и рациональная организация жизни ребёнка в условиях дет. учреждения и семьи; семейное воспитание (в т. ч. проблема общения взрослого и ребёнка); возрастные и индивидуальные особенности детей раннего, дошк. и шк. возраста, а также подготовка специалистов в области дошк. воспитания.
Соч.: Мозг и душа. M., 19284; Физиология человека,M., 19298; Ребенок от года до четырех лет, М. — Л., 1931; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры, М., 1935; Беседы о воспитании,M., 19452 Физич. воспитание в дет. саду, М. — Л. 19462; Особенности шк. возраста,M., 19472 Работа дет. сада с семьей,[M.], 19472; Дошк возраст, М., 19485; Вопросы сов. дошк. вое питания, М.. 1950; Родителям о воспитании Воспитание ребенка в семье от года до зре лости,M., 19572; Письма о воспитании детейM.. 19613; Ребенок в дошк. годы, вступ. ст и ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова [М., 1968].
Лит.: P а д и и а Е., Е. А. Аркин. [Некролог], СП, 1948, № 4.
Р. П. Гуцалюк, Л. Н. Павлова.
АРМЕНИЯ, Республика Армения, гос-во в Закавказье. Пл. 29,8 тыс. км2. Нас. 3293 тыс. чел. (1989). Столица-Ереван.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходился 901 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 814 чел.). В отраслях экономики в 1989 было занято 386,3 тыс. специалистов, в т. ч. св. 215 тыс. с высшим и св. 171 тыс. со ср. спец. образованием.
Дошкольные учреждения. Первый арм. дет. сад был открыт в Тбилиси в 1880 педагогом Софией Бабаян. В 1914—16 в Ереване, Апександрополе и Дилижане были созданы частные дет. сады (140 воспитанников). С кон. 1920 стала формироваться сеть гос. дошк. учреждений, к-рая в 30-е гг. охватила не только города, но и сёла А. Во время Вел. Отеч. войны и в первые послевоен. годы сеть дошк. учреждений сократилась. Быстрыми темпами система дошк. воспитания стала развиваться после 1959. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80 см. в табл.
В 80-х гг. преимуществ, развитие в сел. местности получили комплексы «Школа- дет. сад». Расширен приём студентов на ф-ты дошк. воспитания пед. вузов. В 1991 св. 1200 постоянных дошк. учреждений посещало 163 тыс. детей, в т. ч. св. 940 дет. яслей-садов-св. 148 тыс. детей. Обеспеченность детей пост. дошк. учреждениями составляла 35,5%. Св. 90% воспитат. групп вели работу на арм. языке. В дощк. учреждениях организованы также группы с рус. и др. языками общения и воспитания. Воспитателей дошк. учреждений готовили (1989/90 уч. г.): ср. квалификации — ереванские — армянское и русское — Кумайринское и Горисское пед. уч-ща; высш. квалификации — Ереванский и Кироваканский пед. ин-ты. Из 11,5 тыс. пед. работников дошк. учреждений ок. 3,3 тыс. имели высшее образование.
Общеобразовательная школа. В школах, существовавших до 5 в., преподавание велось на сирийском и греч. языках. Создание просветителем Месропом Маштоцем (в 405—406) арм. алфавита способствовало развитию шк. образования на родном языке. В разл. областях А. при поддержке гос-ва были открыты школы. После раздела А. Персией и Византией (4—5 вв.) мн. школы были закрыты, а часть их перешла в ведение монастырей. Дети арм. знати обучались гл. обр. в византийских центрах науки и образования. Нек-рые монастырские школы повышенного типа — варда-петараны (вардапет — учитель, учёный) готовили высш. духовенство и учителей. В 5—7 вв. были известны школы Ерасхад-зора, Бжни, Тарона, Дпреванка (в Шираке), Арагацотна и др.
Араб, завоевание (с сер. 7 в.) замедлило развитие арм. культуры. С восстановлением арм. государственности в 9—11 вв. начался подъём нац. культуры. Открылись светские обществ, школы. Гос-во взяло на себя часть расходов на просвещение. Возникли арм. академии (чема-ран), ун-ты (амалсаран) и др. уч. заведения; наиб, известны Санаинская академия (осн. в 1035), Ахпатская школа мудрости (1081), Анийская филос. школа (1085). Помимо богословия преподавались философия, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, рисование; уч-ся обучались ремёслам, связанным с изготовлением книги. В 10 в. славилась монастырская школа Наре-каванк. В сер. 11 в. А. вновь подверглась агрессии Византии, а затем была завоёвана сельджуками, беспощадно разорявшими арм. народ. Воссоздание арм. государственности в Киликии (1080) сопровождалось развитием просвещения; были созданы школы, к-рые содержались гос-вом.
В 13—14 вв. в А. существовали крупные уч. центры: Гладзорский и Татев-ский ун-ты, из к-рых вышли десятки деятелей науки, просвещения, писателей, художников и музыкантов. Росту культурного движения в А. помогло возникновение книгопечатания на арм. языке. В 1512 в Италии вышла первая печатная книга на арм. языке. Позже арм. типографии открылись во мн. городах Европы и Азии. В А. первая типография была создана в 1771 (в Эчмиадзине). В 1780 в Петербург была перевезена из Лондона арм. типография, в к-рой печатались буквари, учебники, а также пособия для обучения рус. языку в арм. школах. В 16—18 вв. терр. А. была разделена между Персией (Вост. А.) и Турцией (Зап. А.). Шк. дело пришло в упадок; уч. заведения существовали лишь в нек-рых монастырях и поддерживавших прежние традиции центрах просвещения, гл. обр. в Вост. А. (в 18 в. — ок. 20 школ). В кон. 18-нач. 19 вв. арм. школы открывались и в пределах Рос. империи: в Крыму, Новой Нахичевани, Астрахани и др.
Присоединение Вост. А. к России (1805—28) способствовало развитию арм. культуры. Преимуществ, права в развитии просвещения царское пр-во предоставило арм. церкви. Согласно «Положению об управлении духовных дел христиан арм.-григорианского вероисповедания» (1836), церк. органы кроме духовной академии в Эчмиадзине («Геворгян чемаран», осн. в 1874) могли открывать духовные семинарии в центрах епархий (6), духовные уч-ща (нач. уч. заведения повышенного типа) и церковноприходские школы в др. населённых пунктах. Большую роль в подготовке арм. деятелей культуры сыграло Нерсесянское уч-ще, открытое в 1824 в Тбилиси (существовало до 1921). Среди преподавателей и выпускников уч-ща известные арм. педагоги — А. Аламдарян, X.Абовян, С.Назарян и др.
В 1850—60 и 1864—1917 уч. заведения А. находились в подчинении Кавк. уч. округа. Во 2-й пол. 19 в. значительно увеличилось кол-во церковноприходских школ: в 1870 их было 134, а в 1884- 350 (ок. 20 тыс. уч-ся). Рост числа арм. школ казался опасным пр-ву: высочайшими указами трижды (в 1885, 1895 и 1903) закрывались почти все церковноприходские арм. школы. Они были восстановлены лишь под влиянием де-мокр. требований Революции 1905—07. В 1914/15 уч. г. в 459 нач. и неполных ср. школах учились ок. 34,7 тыс. чел. Действовали 2 гимназии (муж. и жен. в Ереване). Имелось св. 30 мусульм. уч. заведений. По переписи 1897, грамотность населения составляла около 10%.
В Арм. демокр. республике 1918—20 было законодательно введено обучение на родном языке. Открылись мн. арм. нач. и ср. школы. Подготовку пед. кадров начал Арм. ун-т в Ереване (осн. в 1920). Однако многие шк. здания были разрушены в результате захвата части территории А. турецкими войсками. Нерегулярно действовали 166 школ (18,6 тыс. уч-ся).
После установления сов. власти (ноябрь 1920) уч. заведения в А. стали государственными, были отделены от церкви; в школах утвердилось преподавание на родном языке. В сент. 1921 Совнарком А. принял декрет о ликвидации неграмотности среди взрослого населения; были открыты школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1922/23 уч. г. работало 316 пунктов ликбеза (6,4 тыс. уч-ся), в 1923/24 уч. г. — 429 пунктов (8,5 тыс. уч-ся). В 1928—32 в сети ликбеза обучалось св. 500 тыс. чел. В кон. 1930-х гг. в А. была ликвидирована массовая неграмотность; грамотность населения достигла св. 83%.
Была создана общедоступная единая трудовая школа. В 1921/22 уч. г. действовало 500 школ, в 1929/30 уч. г. их число возросло до 900. К 1922/23 уч. г. было создано св. 70 школ с обучением на родном языке для детей разл. национальностей, проживающих в А.: 36 азербайджанских (св. 1,5 тыс. уч-ся), 24 русские (св. 1,7 тыс.), 5 ассирийских (ок. 200 уч-ся), 5 курдских (св. 260), 4 греческие (св. 220). С кон. 30-х гг. эти школы были реорганизованы в армянские и русские, а изучение родного языка велось факультативно.
Расширение сети школ, значит, увеличение числа учителей позволили к 1932 осуществить в А. всеобщее обязательное начальное обучение. В 1940 начался переход к всеобщему обязат. 7-летнему обучению.
Во время Вел. Отеч. войны школы А. продолжали занятия, хотя контингент учащихся сократился. Действовало (1944) 34 дет. дома, в к-рых было св. 5 тыс. воспитанников (в 1940 насчитывалось 14 дет. домов с 1,5 тыс. воспитанников). С 1943/44 уч. г. в уч. планы ст. классов ср. школ включён курс истории арм. народа. В 1945 в А. было осуществлено всеобщее обязат. 7-летнее обучение. Число учащихся школ в 1950/51 уч. г. достигло довоен. уровня. Реализовано массовое школьное обучение детей с 7-летнего возраста (начато в годы войны). С 1956 организовывались школы-интернаты. В большинстве школ были созданы уч. мастерские, опытные участки, укрепилась материально-техн. база. С 1959 вводилось всеобщее 8-летнее обучение. С нач. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. Сведения о развитии шк. системы в 1940—80 см. в табл.