ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5335
Скачиваний: 25
Лит.: О g den R. С., S. Ch. Armstrong
A sketch, N. Y. — [a. o.], 1894; Ben
nett С h., A history of manual and industrial education up to 1870, Peoria (111.), 1926
Л. Н. Гончаров.
АРНОЛД (Arnold) Томас (13.6.1795, Каус, — 12.6.1842, Регби), англ, педагог, реформатор ср. привилегированной школы(паблик скулз) в Англии. Окончил Оксфордский ун-т (1818). С 1828 директор паблик скул в Регби. Гл. задачу педагогики А., следуя Дж.Локку, видел в нравств. воспитании, считая идеалом воспитанного человека «джентльмена-христианина». Ему принадлежит оригинальная пед. система, названная «вес-питанием характера». В Регби А. применил идею параллельного пед. воздействия: мл. ученики подчинялись старшим, а старшие занимались воспитанием своих мл. товарищей (т. н. система фагов). Интернаты («дома») представляли собой разновозрастный ученич. коллектив, управляемый главой «дома» — учителем и воспитателем. В систему А. входило самоуправление школьников, осуществляемое через шк. префектов -старшеклассников, к-рые решали ряд вопросов шк. жизни, поддерживали дисциплину. А. придавал большое значение жизни учащихся в коллективе, взаимной ответственности его членов. Физич. упражнения, спорт, игры также были превращены в средства воспитания качеств лидера. Использование традиций (встречи с быв. воспитанниками, сохранение старинных построек, мебели и т. д.) соответствовало установке правящих классов на «консервацию» существующих социальных порядков и являлось важным звеном в системе Арнолда. А. реформировал содержание и методы обучения в школе. Выступал сторонником широкого общего образования. Его уч. программа включала изучение лат. и греч. авторов, к-рое непременно связывалось с вопросами совр. жизни. Первостепенное значение в шк. курсе А. придавал новым языкам, истории и математике; кроме того, изучались география, теология, этич. и по-литич. науки. А. отказался от вербализ-ма как осн. метода в изучении шк. предметов; широко использовал сократич. беседу. Гл. задачи обучения — воспитание активности, пробуждение исследовательского интереса к изучаемым дисциплинам, понимание основ наук, подготовка к самообразованию.
Предложенные А. принципы воспитания нашли широкое применение в грам-матич. школах и стали англ, традицией.
Соч.: The miscellaneous works of T. Arnold, L., 18582.
Лит.: Марцинковский И. Б., Англ. паблик скулз, Таш., 1966; Stanley A., The life and correspondence of T. Arnold, v. 1—2, L., 1845; F in dl ay J.. J., Arnold of Rugby: bis school-life and contributions to education, Camb., ^897. В. П. Латинская.
АРНОЛЬД Игорь Владимирович [6(19).3. 1900, Харьков, — 20.10.1948, Москва], математик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1947), дер пед. наук (1942), проф. (1943). Окончил физ.-мат. ф-т МГУ (1929). Преподавательскую деятельность начал в 1922 в с.-х. и политехн. ин-тах Одессы. С 1930 вёл науч.-пед. работу в моек, вузах, в 1944—48 в НИИ методов обучения АПН. Разрабатывал проблемы методики преподавания математики в ср. и высш. школе. Обосновал цели преподавания арифметики в ср. школе, предложил доступную учащимся методику преподавания отрицат. чисел, развил учение о показательной и логарифмич. функциях, сформулировал принципы отбора и составления арифметич. задач. Автор учебников, уч. пособий по арифметике и алгебре.
Соч.: Теоретич. арифметика, М., 1938; Теория чисел, Ми939; Принципы отбора и составления арифметич. задач, ИАПН РСФСР, 1946, в. 6; Отрицат. числа в курсе алгебры, М. — Л1947; Показатели степени и логарифмы в курсе элементарной алгебры, М.-Л., 1949.
Лит.: Андронов И. К., И. В. Арнольд (1900—1948), МШ, 1967, № 2; его ж е, Полвека развития шк. матем. образования в СССР, М., 1967.
АРСЕН ВЕВ Александр Михайлович [22.8(4.9).1906, дер. Слуговищево, ныне Моск. обл., — 19.9.1988, Москва], педагог, организатор пед. науки, д. ч. АПН РСФСР (1959), АПН СССР (1968), дер пед. наук (1974), проф. (1975). Окончил пед. ф-т АКВ им. Н. К. Крупской (1930). С 1923 учитель сельской нач. школы в Моск. обл. В 1931—39 вёл науч.-пед. работу в АКВ, Ин-те народов Севера; директор НИИ АПН: теории и истории педагогики (1958—60), общего и политехн. образования (1960—69), общей педагогики (1970—74). В 1949—58 зам. мин. просвещения РСФСР. С 1979 ст. науч. сотрудник, консультант НИИ содержания и методов обучения.
В 50-е гг. занимался вопросами подготовки пед. кадров, развития сети пед. уч. заведений, проблемами профотбора молодёжи в них и др. В 60-е гг. принимал участие в создании новых уч. программ, в работе по совершенствованию содержания образования. Автор обобщающих работ по методологич. проблемам педагогики. В 1960—75 возглавлял Пед. об-во РСФСР, отв. редактор 6-томного собр. соч. Н. К. Крупской, томов «Пед. библиотеки» (избр. пед. соч. Н. А. Добролюбова, П. Ф. Каптерева, А. В. Луначарского).
Соч.: Повышение квалификации учителей, М., 1962; Основы коммунистич. воспитания, М., 1964 (соавт.); Методологич. проблемы марксистско-ленинской педагогики, М., 1971 (соавт.).
Лит.: Юбилей ученого, СП, 1986, № 11.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики, составная часть отеч. архивного фонда. Хранятся в архивах всех уровней: центр., гос. архивах республик, краевых, областных и окружных гос. архивах, гор., районно-гор. и районных гос. архивах. Значит, комплексы док-тов находятся в отделах рукописей музеев и б-к, академий наук, архивах старейших ун-тов (коллекции док-тов), а также в ведомств! архивах гос. органов нар. образования.
Государственный архив Рос. Федерации в Москве объединил (1992) фонды Центр, архива Окт. революции, высших органов гос. власти и
органов гос. управления СССР (ЦГАОР СССР) и Центр, гос. архива РСФСР (ЦГА РСФСР). Здесь сконцентрированы док-ты органов гос. управления нар. образованием в СССР. В фондах К-та по заведованию учёными и уч. учреждениями (Учёный к-т) при ЦИК СССР (1928—38), Всес. к-та по высш. техн. образованию при ЦИК СССР (ВКВТО, 1932—36), Всес. к-та по делам высш. школы при СНК СССР (ВКВШ, 1936—46), Мин-ва высш. образования СССР (1946—59), Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР (с 1959) содержатся док-ты по вопросам подготовки специалистов, об утверждении уч. планов и программ высш. уч. заведений, о координации планов издания учебников и уч. пособий, о состоянии науч.-метод, и н.-и, работы в высш. уч. заведениях. Док-ты, характеризующие осуществление гос. политики в области подготовки квалифициров. рабочих кадров для нар. х-ва, объединены в фонде гос. учреждений по руководству проф.-тех. образованием в СССР. Хранятся фонды Мин-ва просвещения СССР (с 1967), Высш. аттестац. комиссии при СМ СССР (с 1933), док-ты н.-и, и уч. заведений (в т. ч. Ин-та красной профессуры, Социалистич. академии при ВЦИК, Всес. коммунистического ун-та им. Я. М. Свердлова при ЦИК СССР, Высш. курсов сов. строительства при Президиуме ВЦИК и др.).
В архиве хранятся док-ты по истории нар. образования и педагогики в РСФСР с 1917 по 1978. Осн. мат-лы сосредоточены в фондах Мин-ва (до 1946 Наркомата) просвещения РСФСР, его структурных частей: Главпрофобра, Главсоцвоса, Главполитпросвета, Гос. учёного совета, К-та по просвещению нац. меньшинств, Всерос. чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, секретариата Н. К. Крупской и др. В архиве содержатся фонды Мин-ва культуры РСФСР, Мин-ва высш. и ср. спец. образования РСФСР, Гос. к-та СМ РСФСР по проф.-тех. образованию. Имеются мат-лы всерос. съездов, конференций, совещаний по нар. образованию, в т. ч. о 1-м Всерос. съезде по просвещению (1918), Всерос. съездах учителей (1918, 1925), 1-м Всерос. съезде по политехнич. образованию (1930); док-ты о деятельности Луначарского, Крупской, О. Ю. Шмидта и др. Док-ты архива характеризуют организацию и развитие сети дошк. учреждений, шк. системы, проф.-тех., ср. спец. и высш. образования в республике. Содержат сведения о борьбе с дет. беспризорностью, создании дет. домов и интернатов. Фонды архива включают док-ты о деятельности дет. внешк. учреждений, пионерских и комсомольских орг-ций в школах и др. уч.-воспитат. заведениях. Мат-лы архива освещают процесс ликвидации неграмотности населения, создания письменности для народов, ранее её не имевших. Имеются док-ты о разработке уч. программ и учебников, метод, пособий по педагогике; мат-лы, отражающие историю и деятельность н.-и, пед. ин-тов, пед. обществ.
Российский гос. военный архив (РГВА) в Москве. Образован в 1919. Совр. назв. с 1992 (в СССР наз. Центр, гос. архив Сов. Армии — ЦГАСА). Хранит документы по воен. образованию и педагогике с 1917 по 1940. Имеются фонды Гл. управления воен.-уч. заведений (ГУВУЗ), подчинённых ему управлений воен.-уч. заведений воен. округов, воен. академий, высш. школ, разл. школ и курсов по подготовке командного и начальствующего состава Красной Армии: воен.-политич., пед., пехотных, артиллерийских, мед. и др. В них содержатся материалы о создании и деятельности сети воен.-уч. заведений, постановке и ходе обучения, положения о вузах и отчёты об их деятельности, о политико-просветительской работе в вузах, положения и инструкции по уч. работе, уч. планы и программы по воен. и общеобразоват. дисциплинам, протоколы съездов и совещаний работников вузов и культ.-просвет, работников, протоколы и журналы заседаний уч. и пед. советов, к-тов и предметных комиссий. В фондах Полит, управления РККА, подчинённых ему управлений фронтов, отделов армий и дивизий хранятся мат-лы о парт.-политич. и культ.-просвет. работе в войсках и среди населения прифронтовой полосы: о работе школ для красноармейцев, клубов, б-к, агитпунктов, агитпоездов; мат-лы съездов, конференций и совещаний политич., шк. и клубных работников; планы, отчёты, статистич. сведения о ходе работы по ликвидации неграмотности; мат-лы об обучении политич. работников; о работе фронтовых и армейских парт, школ и курсов, их уч. планы; об издании и распространении лит-ры; о деятельности культ.-просвет. комиссий среди красноармейцев и населения. В фондах высш. воен. органов — Наркомата по воен. делам, Высш. воен. совета, Реввоенсовета СССР, Всерос. гл. штаба, Штаба РККА и др. содержатся сведения о создании и деятельности сети воен.-уч. заведений; положения о них, о комплектовании их преподавательскими и инструкторскими кадрами и слушателями, о политико-просветительской и общеобразоват. работе в армии, обучении личного состава и допризывников, в т. ч. планы и программы.
Российский гос. архив В о-е и но-Морского флота (РГАВМФ) в С.-Петербурге. Осн. в 1718. Совр. назв. с 1992 (в СССР наз. Центр, гос. архив Воен. — Мор. Флота — ЦГАВМФ). Хранит мат-лы по истории воен.-мор. образования с 18 в. до 1940. В фондах Адмиралтейств-коллегий, её контор и экспедиций, Мор. мин-ва (канцелярии и департаментов), Гл. мор. штаба, уч-щ, офицерских классов, Мор. академии, уч. отрядов, личных и др. фондах имеются док-ты о создании и деятельности воен.-мор. уч. заведений, в т. ч. об учреждении Навигацкой школы в Москве (1701), Мор. кадетского корпуса в Петербурге, Мор. инж. уч-ща, Мор. академии, специализиров. офицерских и гардемаринских классов, др. воен.-мор. уч-щ, уч. отрядов и школ (нач. 18 в. — 1917); о комплектовании этих уч. заведений профессорско-преподавательским составом и воспитателями, наборе воспитанников и слушателей, об организации и методике преподавания общеобразоват. и спец. дисциплин, разработке уч. программ и пособий, о воспитании учащихся. В фондах Канцелярии Наркомата по мор. делам, Мор. ген. штаба, Штаба РККФ, Управления Воен.-Мор. Сил РККА, Управления делами Наркомата Воен.-Мор. Флота, Гл. штаба ВМФ, Политич. управления, Управления воен.-мор. уч. заведениями, Воен.-мор. академии, др. высш. и ср. воен.-мор. уч. заведений, уч. отрядов, штабов и политорганов флотов и флотилий (1918—40) содержатся док-ты о реорганизации старых и учреждении новых, сов. воен.-мор. уч. заведений, их комплектовании профессорско-преподавательским составом, наборе слушателей и курсантов, организации уч. процесса, методике преподавания обще-образоват. предметов и спец. дисциплин, создании программ и учебников.
Российский гос. архив литры и и с к— в а (РГАЛИ) в Москве. Образован в 1941. Совр. назв. с 1992 (в СССР наз. Центр, гос. архив лит-ры и иск-ва — ЦГАЛИ). В фондах гос. учреждений и обществ, орг-ций, а также в личных фондах архива хранятся док-ты по истории нар. образования и педагогики с 18 в. до наших дней. Среди дорев. док-тов -планы и проекты организации нар. образования в России 18—19 вв., док-ты, отражающие политику гос-ва в области нар. образования (положения об учителях и наставниках, правила приёма в уч. заведения, сведения о финансировании уч. заведений и т. д.). В фондах архива содержатся мат-лы о нач. и ср. образовании в дорев. России (шк. здания, оборудование, программы и пособия); о ср. спец. образовании — техн., воен., худож., муз., театр., духовном; о высш. образовании (высш. жен. курсы, ун-ты, ин-ты). Имеются док-ты о деятельности просветительских и пед. об— в в России; о пед. съездах (в т. ч. материалы общеземского съезда по нар. образованию 1911); об участии общественности (в т. ч. земства) в организации нар. образования. Среди док-тов сов. времени — положения о волостных, губернских отделах нар. образования, о рабфаках (в т. ч. программы обучения), мат-лы, отражающие деятельность науч. и уч.-пед. учреждений (шк. отдел Гос. лит. музея, АПН и др.). Фонды архива содержат док-ты по вопросам постановки ср. спец. и высш. образования: театр., муз., худож., литературного. Среди фондов высш. уч. заведений — фонды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, Высш. лит.-худож. ин-та им. В. Я. Брюсова, Лит. ин-та им. А. М. Горького, Театр, уч-ща им. М. С. Щепкина, ГИТИСа. В личных фондах архива хранятся док-ты и мат-лы Л. И. Поливанова, С. А.Рачинского (т. н. Татевский архив), А. М.Калмыковой, А. С.Макаренко.
Российский гос. архив древних актов (РГАДА) в Москве. Осн. в 1852. Совр. назв. с 1992 (в СССР наз. Центр, гос. архив древних актов — ЦГАДА). В составе фондов архива — собрание источников по истории нар. просвещения и образования в России в 17—18 вв.: док-ты об обучении грамоте у «мастеров», о возникновении греко-латинских и др. школ в Москве, об уч. заведениях Украины, Белоруссии и Литвы, в т. ч. об открытии Нежинской гимназии; об основании и деятельности Славяно-греко-латинской академии во 2-й пол. 17 в. и о её первых преподавателях — бр.Лихудах. Имеются док-ты о создании первых «цифирных» и матем. школ, в т. ч. о Навигацкой и Инженерной школах, сведения об их преподавателях, авторах первых рус. учебников — Л.Магницком и Г.Скорнякове-Писаре-ве. В фондах Сената и Аптекарского приказа имеются док-ты о первой хирургич. школе Н. Г. Бидлоо при Моск. госпитале; в фонде «Именные указы ПетраI» — об основании в 1721 школы подьячих в Коллегии иностр. дел. Там же хранится проект об учреждении Академии наук и художеств с пометами ПетраI. Док-ты по истории АН в 18 в., о деятельности академиков М. В.Ломоносова, Г. Ф. Миллера, Н. Я. Озерецков-ского и др. В архиве хранится большой комплекс док-тов по истории Моск. ун-та: о директорах, кураторах и преподавателях, в т. ч. оM. M. Хераскове, И. И. Шувалове, А. А. Барсове, А. А. Прокоповиче-Антокском; программы, диссертации, лекции, уч. издания. Имеются записки, проекты об учреждении ун-тов в Лифляндии и Эстляндии, Екатеринославе, Дерпте, Вильнюсе, Кенигсберге, Казани. В фондах Сената и Берг-Коллегии — док-ты о школах при уральских заводах. В фонде «Внутреннее управление» — проекты, доклады И. И.Бецкого о Моск. и Петерб. воспи-тат. домах. В личных фондах — док-ты об основании Лазаревского ин-та в Москве (фонд Абамелек-Лазаревых), о деятельности Моск. коммерч. уч-ща (фонд Голицыных), о Моск. уч. округе (фонд Строгановых). В б-ке архива хранятся первые рус. учебники, в т. ч. букварь В. Бурцова, иллюстриров. букварь Ка-риона Истомина, «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого; изданные в нач. 18 в. гражд. шрифтом азбуки, первые отеч. учебники по геометрии, географии и др. издания.