Файл: Российская педагогическая энциклопедия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 5333

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

244,1 тыс. км2. Нас. св. 57 млн. чел. (1988). Офиц. язык — английский. Столица — Лондон. Исторически сложилось деление В. на 4 части: Англию, Уэльс, Шотландию и Сев. Ирландию. Ниже дана характеристика системы нар.' образования Англии и Уэльса; нек-рые отличия в системе нар. образования в Шотландии и Сев. Ирландии пояснены в соответствующих разделах.

Англия и Уэльс

Современная система образования (основывается на акте 1944, существенно дополненном в 60—80-х гг.) состоит из трёх ступеней: первой (нач. образование), второй (ср. образование) и третьей (т. н. последующее и университетское образование). Образование обязательно для детей в возрасте от 5 до 16 лет. Наряду с гос. системой нар. образования (93% уч-ся) имеется частная (7% уч-ся). Гос. система — дошк. учреждения (для детей до 5 лет), нач. школы (от 5 до 11 лет), ср. школы (от 11 до 16 лет — неполные, до 18 лет — полные). В 1989/90 уч. г. в 35,4 тыс. школ обучалось 9,2 млн. чел. Последующее образование (для лиц старше 16 лет) включает общеобразоват., проф. и техн. уч. заведения разного уровня, учреждения для образования взрослых, нек-рые высш. уч. заведения (напр., политехн. ин-ты), учреждения для организации досуга. В 1987 общее кол-во учреждений последующего образования — св. 5 тыс., в т. ч. св. 520 базовых (основных) уч. заведений с 628 тыс. уч-ся; кроме них здесь учатся также 1,6 млн. чел., занимающихся без отрыва от осн. деятельности. Ун-ты традиционно не входят в систему последующего образования, к ним примыкают колледжи высш. образования.

Управление образованием в стране децентрализовано. Функции центр, органа — Департамента образования и науки (в 1945—64 — Министерство образования) сводятся к распределению гос. субсидий, изданию рекомендаций для школ и консультированию местных органов и директоров школ по вопросам уч. работы через инспекторов. Местные органы — к-ты по делам образования (в графствах и городах с правами графств, в Лондоне — несколько; всего — 87 в 1989) наделены значит, самостоятельностью. В их компетенцию входит обеспечение района необходимым числом школ, проф. и спец. уч. заведений, наём учителей, распределение субсидий. Местные органы отвечают также за содержание и качество обучения в разл. уч. заведениях; осуществляют контроль за уч. планами и программами, к-рые составляются в школах (единых уч. планов и программ не существует). С кон. 70-х гг. растёт влияние Департамента, усиливается тенденция к централизации общего управления образованием. Уч. заведения финансируются гл. обр. государством (ок. 60%) и местными органами (ок. 40%). Относительно небольшие ассигнования выделяют им отдельные ведомства. В 1989/90 уч. г. на нужды образования израсходовано 23,8 млн. фунтов стерлингов (14% бюджета).


Дошкольное воспитание. Первые попытки организации дошк. учреждений для детей рабочих были предприняты Р. Оуэном в Нью-Ланарке (1816). В 1820 С. Уилдерспин открыл «Школу для малышей» (1,5—6 лет), где старших детей обучали побелл-ланка-стерской системе. В 1904 в Бирмингеме

130

был создан первый нар. дет. сад, к-рый в 1917 получил назв. — «школа-ясли». В дальнейшем это назв. сохранилось за дошк. учреждениями Англии и Уэльса. В соответствии с законом 1918 (акт Фишера) к-ты по делам образования получили право открывать дощк. учреждения для детей от 2 до 5 лет. В межвоен. период число дошк. учреждений было небольшим (в 1937—87 гос. школ-яслей на 6700 детей). В годы 2-й мировой войны сеть дошк. учреждений быстро росла; они охватывали 50 тыс. детей в возрасте от 2 мес до 5 лет. Согласно акту 1944 в систему дошк. воспитания входят гос. (бесплатные) и частные дошк. учреждения. В ведении Департамента образования и науки находятся школы-ясли для детей 2—3 лет и дошк. классы для детей от 3 до 5 лет при школах для малышей; кроме того, для 4-летних детей открываются подготовит, классы при этих школах. Дошк. учреждения при органах здравоохранения предназначены для детей женщин-работниц (от 2 мес до 5 лет) и обеспечивают пребывание в них воспитанников в течение полного рабочего дня (в 75% всех дошк. учреждений дети находятся только до полудня). В Англии и Уэльсе св. 50% детей 4 лет и ок. 20% детей 3 лет посещают дошк. учреждения. Всеми дошк. учреждениями охвачено ок. 400 тыс. детей. Значит, часть дошк. учреждений частные. В 1987 насчитывалось только 619 гос. учреждений с 12,9 тыс. детей. В практике англ. дошк. учреждений активно используются методы М. Монтессори, уделяется внимание эс-тетич. и физич. развитию детей. За последнее десятилетие возникло значит, число игровых групп для детей дошк. возраста, организуемых родителями под руководством проф. педагога.

Подготовка воспитателей дошк. учреждений осуществляется в пед. колледжах (срок обучения 3—4 года).

Общеобразовательная шко-л а. Во времена Римской империи образование в Британии было доступно лишь узкому кругу местной знати и "осуществлялось по рим. образцам (см. Античность). В ср. века образование находилось под контролем церкви; сложилось 3 типа школ: кафедральные (наз. также соборными или епископскими), монастырские и приходские. Первыми кафедральными школами считаются школы при Кентерберийском (основана в 598) и Йоркском (635) соборах, предназначавшиеся для подготовки священников. С 669 Кентерберийская школа славилась преподаванием лат. и греч. языков, поэтики, астрономии, арифметики и др. «свободных искусств». Центрами монастырского образования в 7—9 вв. были Джарроу, Уинчестер, Йорк. С 10 в. в жен. монастырях обучали девочек. С 12 в. монастырские школы предназначались только для послушников и давали исключительно релит.-нравств. воспитание. В немногочисл. приходских школах обучали чтению, письму и церк. пению; крестьянских детей в них было мало. К концу раннего средневековья в связи с развитием городов, ремесла и торговли появляются цеховые и гильдейские школы — элементарные уч. заведения, объединившиеся впоследствии в городские (магистратские) школы. Гл. внимание в них обращалось на письмо и счёт. С 12 в. известны школы пения при соборах и школы чтения(ABC schools), обучавшие родному языку.


С развитием феод, отношений и постепенным вовлечением Британии в систему общеевроп. культуры, особенно после нормандского завоевания (1066), возникли первые ун-ты (в 1168 в Оксфорде, в нач. 13 в. в Кембридже), что дало толчок дальнейшему развитию шк. образования. В это время из кафедральных и части монастырских школ развивается новый тип уч. заведения — грамматич. школы. С 14 в. нек-рые грамматич. школы создавались на вклады частных лиц. В эпоху Возрождения (15—16 вв.) грамматич. школы стали давать учащимся классич. образование. В период Реформации (16 в.) школы были подчинены англиканской церкви. Важным источником их существования кроме частных вкладов стали субсидии гор. властей. Элементарное образование в 16—17 вв. расширяется в результате создания «грошовых» (petty) школ, открывавшихся на пожертвования преим. в сел. местности (часть из них существовала до нач. 19 в.); в основе их программ лежали чтение, письмо и счёт. С 1631 в городах создаются т. н. английские школы, к-рые к кон. 17 в. стали соперничать с грамматич. школами. В 1662 все частные и обществ, школы были переданы в ведение церкви; лицам, не согласным с вероучением господствующей англиканской церкви (нонконформистам), был закрыт доступ в ун-ты, они были лишены также прав на учительскую деятельность. Во 2-й пол. 17—18 вв. нонконформисты создали свой тип уч. заведений- академии. Первоначально в них утвердилась классич. программа, но под влиянием идей Ф.Бэкона, С.Харт-либа, У. Петти и др. были включены естеств.-науч. дисциплины. В 18 в. в нек-рых академиях (Уоррингтонская, Манчестерская и др.) программы стали соответствовать университетским.

После «Славной революции * 1688 получили распространение начальные (приходские) школы, создаваемые библейскими об-вами (первое Об-во распространения христ. знаний осн. в 1698), к-рые проводили обучение грамоте. Для детей из народа в 18 в. на церковные и благотворит, средства стали открываться «школы для бедных» (Charity schools). Осн. внимание в них уделялось изучению Библии, а также освоению нек-рых видов ремесл. и с.-х. труда. В 1760 в таких школах училось ок. 30 тыс. детей. В кон. 18 в. «школы для бедных» пришли в упадок, т. к. промышленникам было выгодно использовать дешёвый дет. труд. В связи с этим возникло движение за созданиевоскресных школ для работающих детей. Инициатором открытия таких школ, в к-рых дети обучались только чтению священных книг, был Р. Рейке. Первая воскресная школа была открыта в Глостере в 1780, в 1785 было основано Об-во воскресных школ (в 1787 их посещало 250 тыс. детей). В нек-рых графствах открывались воскресные школы для взрослых.


Для детей из беднейших слоев населения в кон. 18 в. стали организовывать индустриальные школы, где обучали ремёслам и начаткам грамоты (в 1804- св. 20 тыс. детей). В 1834 такие школы были созданы при работных домах — учреждениях для беспризорных детей, сирот и подкидышей. Малограмотные учителя не давали детям никакого образования, осн. целью была элементарная трудовая подготовка. Попытки создания центральных школ для детей из неск. работных домов (в 1859 их было 6) не улучшили их деятельность.

В годы пром. переворота (с 60-х гг. 18 в.) развернулось широкое обществ, движение за просвещение нар. масс. Оно связано прежде всего с деятельностью Э. Белла и Дж.Ланкастера, к-рые независимо друг от друга создали школы взаимного обучения, ставшие в 1-й пол. 19 в. наиб, массовым типом нач. школы. В 1811 было основано Нац. об-во развития образования для бедных в принципах господствующей церкви, к-рое объединяло и финансировало школы взаимного обучения. В 1830 школы об-ва посещало ок. 346 тыс. детей. Находившиеся в ведении об-ва деревенские благотворит, школы существовали на протяжении всего 19 в., часть из них (нац. школы) сохранялась до 1944. В 1808 была создана Королевская ланкастерская ассоциация (с 1814 Британское и заграничное шк. об-во), школы к-рой посещали дети разл. вероисповеданий. Нач. образование в 1-й пол. 19 в. находилось почти исключительно в ведении этих двух об-в.

Проведённое в 1833 нац. обследование элементарного образования показало, что только один из десяти детей шк. возраста получал удовлетворит, нач. образование. В том же году парламент начал частично финансировать нар. образование, но средства отпускались гл. обр. на содержание частных школ Нац. и Брит. об-в. В 1839 был создан Тайный совет по образованию, к-рый мог только распределять субсидии и инспектировать субсидируемые школы.

Участники чартистского движения — противники бурж. проектов системы нар. образования, открывали свои школы. В резолюции чартистского Конвента (1851) выдвигались требования обязат. бесплатного ср. и высш. образования, создания техн. школ взамен ученичества, открытия пром. школ для работающей молодёжи, отделения школы от церкви.

Одновременно с движением за просвещение нар. масс развивалась благотворит, деятельность. В 1840-х гг. начали создаваться «школы для оборвышей» (первая открыта в 1842). Большой вклад в это движение внёс Ч. Диккенс. Только в Б. Лондоне в 1862—64 насчитывалось ок. 190 дневных школ такого типа (18,7 тыс. уч-ся). Обучение носило элементарный характер, преобладало религ. воспитание. Законом по нар. образованию 1870 часть школ была упразднена, часть реорганизована в индустриальные школы. В 1854 (закон о юных правонарушителях) возникли исправит, школы (для несовершеннолетних преступников), деятельность к-рых находилась под надзором Мин-ва внутр. дел.


Ср. образование в 19 в. осуществлялось в грамматич. школах, в классич. программу к-рых вводились естествознание, матем. дисциплины и предметы эстетич. цикла (акт 1869). Дети высш. слоев общества получали образование в аристократических паблик скулз.

Жен. образование получило развитие только во 2-й пол. 19 в. До этого времени существовала небольшая сеть частных и религ. жен. школ, преподавание в к-рых было поставлено слабо. Исключением был Челтнемский жен. колледж (осн. в 1853), дававший основательную подготовку. С 1869 часть жен. школ финансировалась гос-вом; была создана Ассоциация

131

по развитию системы субсидирования жен. образования. В 1872 возник трест жен. дневных паблик скулз (в 1891 — 36 школ). К кон. 19 в. расширилась практика совм. обучения в ср. школах, хотя до сих пор существуют жен. школы.

Начало гос. шк. системе было положено законом по нар. образованию 1870 (акт Форстера); было введено обязат. обучение детей в возрасте 5—12 лет (к 1870 только 42% детей до 12 лет посещало школу). Плата за обучение в нач. школе была отменена в 1891. Элементарные школы открывались местными органами нар. образования и в ряде случаев состояли из двух ступеней: школы для малышей (5—7 лет) и школы для детей ст. возраста (8—12 лет). Развитие нач. образования тормозилось принятой в 1861 системой «оплаты по результатам», ставившей выдачу субсидий школам в зависимость от успехов учеников; при этом обращалось внимание только на механич. усвоение чтения, письма и счёта. В 1897 «оплата по результатам» была отменена и курс нач. обучения расширен за счёт истории, географии и элементов естествознания. Школы, принявшие такой курс, стали называться высшими начальными, обучение в них велось до 14-летнего возраста. К 1900 гос. нач. школы посещало 54% учеников соответствующего возраста.

В 1899 на основе Департамента просвещения (образован в 1856) и Департамента науки и искусств (1853) было создано Ведомство просвещения. Акт Бальфура (1902) укрупнил местные к-ты по делам образования, в обязанности к-рьш вменялось открытие не только начальных, но и средних гос. школ. Закон способствовал включению в гос. систему значит. числа частных и благотворит, уч. заведений. В 1918 был принят закон (акт Фишера), к-рый продлил срок обязат. обучения до 14 лет и оформил разделение нач. школы на 2 ступени; младшую — для детей 7-И лет (дети от 5 до 7 лет посещали школу для малышей) и старшую — для школьников 11—14 лет. В 1926—28 были узаконены интеллектуальные тесты для 11-летних выпускников мл. нач. школы: лучшие ученики могли поступать в грамматич. школу, остальные — в старший концентр нач. школы. Помимо школ, применявших традиц. методы обучения, появились уч. заведения, строившие работу на основе систем индивидуализиров. обучения, а также комплексных программ.