ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 5336
Скачиваний: 25
Накануне 2-й мировой войны для 84% детей курс нач. школы считался вполне достаточным, ср. образование получали лишь немногие. Трудящиеся продолжали требовать создания равных образоват. возможностей не только в начальной, но и в средней школе. Борьба вокруг шк. вопроса обострилась в годы 2-й мировой войны. Мн. сторонники левых партий требовали полной демократизации системы образования. Представители Консервативной партии стремились сохранить систему привилегий в области образования. Принятый в 1944 коалиционным пр-вом закон (Акт Батлера) представлял собой компромисс между двумя позициями. По закону были введены в единую систему разл. шк. структуры и др. типы уч. заведений, продлён срок обязат. обучения до 15 лет. Была создана система, охватившая ступени: начального, среднего и т. н. последующего образования. Вне системы остались ун-ты (почти все — государственные) и частные школы.
Установлены 3 неравноценных типа ср. школ: современная (modern) (срок обучения 4—5 лет), грамматическая(5—1 лет), средняя техническая (5—7 лет). Только окончившие полный курс последних двух типов школ могли продолжать образование в вузах. Уч-ся распределялись по типам школ в соответствии с результатами тестов умственной одарённости; на практике это приводило к тому, что осн. масса школьников (св. 70%), гл. обр. дети трудящихся, попадали в тупиковую современную школу, что закрывало им дорогу к высш. образованию; 20% уч-ся поступали в грамма-тич. школы, немногим более 5% — в средние технические. Акт 1944 включил в ступень «последующего образования» т. н. колледжи графств, предназначенные для молодёжи 15—18 лет, не посещавшей общеобразоват. уч. заведения полного дня; учреждения образования взрослых, а также специализиров. колледжи (учительские, технические, коммерческие и др.). Было узаконено существование в школах советов попечителей, объединявших родителей учащихся, представителей общественности, благотворит.opr-ций. Акт упорядочил систему финансирования нар. образования.
В 50-е гг. выявилось несоответствие между сложившейся системой образования и происходившими в стране социаль-но-экон. изменениями. Программа лейбористов (1964) предусматривала перестройку системы ср. образования путём создания однотипного ср. уч. заведения — объединённой (всеохватывающей, многопрофильной) (comprehensive) школы (идея была впервые выдвинута лейбористами ещё в 20-х гг.). Реорганизация ср. образования началась в 1965 после издания циркуляра 10/65, впоследствии дополненного и оформленного в закон 1976—78. Срок обязат. обучения в 1973 был продлён до 16 лет. В 70-х гг. почти во всех графствах были отменены обязат. тестовые испытания и выпускники нач. школ без экзаменов переводились в средние (в 1985 — 85%). Консерваторы отменили обязательность перехода к объединённым школам, предоставив местным органам образования право самим решать вопрос о типе организации ср. образования в районе, а родителям — выбирать тип школы для своего ребёнка. Одновременно был укреплён частный сектор в образовании, возобновлены субсидии привилегированным паблик скулз.
В 80-е гг. осуществлена серия реформ общеобразоват. школы. В соответствии с законом 1984 министру образования предоставлено право выдавать субсидии непосредственно местным органам нар. образования на конкретные нужды школ (дополнительно к их финансированию из гос. бюджета). По закону 1986 в советах попечителей школ уравнены доли родителей учащихся и представителей местных органов нар. образования. Советы попечителей несут ответственность за осн. направления шк. политики на местах, за определение целей и задач содержания образования. Мнение этих советов учитывается при решении дисциплинарных вопросов отд. учащихся и проблем комплектования пед. персонала школ. В 1987 Департамент образования и науки издал «Единый нац. учебный план», к-рый вошёл составной частью в «Закон о реформе системы образования 1988». Этим законом также отменена обязательность поступления в школу
строго по месту жительства; школам предоставлены права выхода из подчинения местным комитетам образования (по результатам референдума среди родителей учащихся) и получения финанс. средств непосредственно от центрального правительства.
Нач. образование дети получают в школе для малышей (от 5 до 7 лет) и в 4-летней мл. школе (от 7 до 11 лет). Нек-рые местные органы открывают нач. школы, к-рые объединяют школы для малышей и мл. школы (возраст уч-ся от 5 до 11 лет). В 1987 было 26 тыс. гос. нач. школ (разных типов), в них обучалось 3,9 млн. уч-ся. 4/э нач. школ работала по «открытому учебному плану» (см. Открытое обучение).
Ср. образование осуществляется, как правило, в объединённых школах (88% уч-ся в 1989), типы к-рых разнообразны и зависят от выбора местных властей, руководствующихся конкретными региональными условиями, традициями и пожеланиями общественности и родителей. Наиб, распространены след, типы объединённых школ: «сквозные» — для уч-ся 11—18 лет, где на протяжении всего курса школьники автоматически переводятся из класса в класс; «двух ярусные», где уч-ся при переходе из младшей ср. школы (от 11 до 14 лет) в старшую (от 14 до 18 лет) могут подвергаться той или иной форме проверки, иногда слабые уч-ся в старшую школу не переводятся, а занимаются до достижения 16 лет в доп. классах мл. школы; состоящие из обязат. школы (11—16 лет) и «колледжа 6-го класса» (двухгодичного выпускного класса грамматич. школы), существующего в виде самостоят, уч. заведения. К типу объединённой примыкает школа с промежуточной ступенью: дети с 5 до 8—9 лет посещают т. н. первую школу, с 8—9 до 12—13 лет — собственно промежуточную, с 12—13 до 18 (или до 16) лет — старшую (в 1984 — 15% уч-ся). Во всех типах объединённых школ существует 3 направления учёбы: академическое (св. 40% уч-ся), техническое или коммерческое (ок. 20%) и практическое (ок. 40%). Ранее они значительно различались не только уч. планами и программами, но и правами, предоставлявшимися выпускникам. С принятием «Единого нац. уч. плана» эти различия уменьшаются. Во 2-й пол. 80-х гг. было св. 4 тыс. объединённых школ (ок. 3 млн. уч-ся) и св. 1 тыс. школ с промежуточной ступенью (ок. 0,5 млн. уч-ся).
Сохраняются традиц. типы ср. школ: грамматические (ок. 4% уч-ся) и современные (8% уч-ся) школы. Имеется не-значит. число ср. техн. школ. В нек-рые грамматич. школы (всего св. 150 в кон. 80-х гг.) 11-летние дети по-прежнему принимаются по результатам тестов умственной одарённости. Совр. школа эволюционировала: учащиеся, успешно сдавшие выпускные экзамены, могут перейти в ст. класс полной ср. школы. Во 2-й пол. 80-х гг. было св. 280 совр. школ (385,7 тыс. уч-ся). Всего в 5 тыс. гос. ср. школ обучалось ок. 4 млн. чел. (1987).
В системе частных школ (2,3 тыс. в 1987; 580 тыс. уч-ся) имеется 500 паблик скулз. В них уч-ся поступают после окончания приготовит, школ (возраст детей до 12—13 лет).
Формы и методы обучения в разных типах школ неодинаковы. В академич.
132
типах и на академич. направлениях учебы преобладают традиц. методы; их отличием является большая самостоятельность и активность учащихся, чем в др. европ. странах. В старших, необязательных, классах самостоят, работа становится осн. формой занятий. В совр. школах и на практич. отделениях объединённой школы были распространены педоцент-ристские методы. В 70—80-х гг. их роль уменьшилась. «Единый нац. уч. план» рассматривается как обязательный, но предусматривает разл. варианты реализации, в т. ч. и т. н. академич. дифференциацию, менее глубокую, чем в предшествовавшие годы. С 1980 значит, внимание уделяется компьютеризации обучения. Разработано св. 350 обучающих программ по физике, химии, биологии, математике, ручному труду, дизайну и технологии, географии, истории и иностр. языкам.
Оканчивая ср. школу, уч-ся сдают экзамены обычного уровня, к-рые дают возможность поступать в уч. заведения системы последующего образования, или экзамены т. н. повышенного уровня, к-рые заменяют вступительные испытания в ун-т и другие высш. уч. заведения. Уч-ся, не сдававшие выпускных экзаменов (ок. 30%), покидают школу в возрасте 16 лет. В 1981 для них создана об-щегос. система годичной допроф. подготовки (действует с 1983).
Образование взрослых. Создание учреждений для образования взрослых связано с пром. переворотом. В нек-рых графствах взрослые рабочие получали элементарное образование в воскресных школах (с 1780-х гг.). Первая школа для взрослых была открыта в Ноттингеме в 1798. В кон. 18 в. появились механич. ин-ты (в 1789 в Бирмингеме, в 1796 в Глазго), организованные для распространения науч. и прикладных знаний среди ремесленников и рабочих. Наиб, число механич. ин-тов было открыто в 1824—48 (крупнейшие в 1823 в Лондоне, в 1824 в Манчестере). К сер. 19 в. большинство механич. ин-тов превратилось в рабочие клубы; нек-рые в кон. 19 в. стали техн. колледжами. Многие начинания в области образования взрослых связаны с деятельностью Р. Оуэна, а затем чартистов, к-рые создавали школы, б-ки, дома просвещения для рабочих. В 40—70-х гг. сторонниками христианского социализма были открыты рабочие колледжи (первый — в Шеффилде в 1842); наиб, влиятельный был в Лондоне (осн. в 1854). С 1873 Оксфордский и Кембриджский ун-ты возглавили движение за распространение университетского образования (University Exten-sion): в ун-ты стали допускаться вольнослушатели; профессора читали публичные лекции в провинции. В нач. 20 в. большую роль в организации высш. образования для рабочих и подготовке деятелей тред-юнионов играл колледж Рескина (осн. в Оксфорде в 1899).
Развитие образования взрослых в 20 в. тесно связано с деятельностью Ассоциации просвещения рабочих (осн. в 1903), к-рая способствовала становлению высш. образования для рабочих и одновременно организовывала сеть курсов для предоставления рабочим общего образования (как правило, элементарного). С 1918 начали открываться вечерние ин-ты для работающих. Закон 1944 включил образование взрослых в систему последующего образования.
Система образования взрослых организуется и управляется Департаментом образования и науки, местными органами образования, Ассоциацией просвещения рабочих и ун-тами; большое участие в ней принимают тред-юнионы. Образование взрослых осуществляется в уч. заведениях и на курсах как проф., так и общеобразоват. характера. Нек-рыми ун-тами организованы курсы, готовящие учащихся к сдаче экзаменов за полный объём ср. школы. Отдельные уч. заведения (Бёркбекский колледж Лондонского ун-та, Лондонская школа экон. и полит, наук и др.) дают возможность слушателям получить высш. образование и затем степень бакалавра. В системе образования взрослых создано уникальное уч. заведение — Открытый ун-т (1969). Он предназначен для работающей молодёжи старше 21 года и принимает лиц, не имеющих никаких свидетельств об образовании. В Открытом ун-те широко используются заочная форма обучения, радио и телевидение. Летом студенты в течение короткого срока находятся в спец. уч. центрах (св. 250). Успешно сдавшие выпускные экзамены получают свидетельство об окончании высш. уч. заведения; св. 2/з студентов готовится к экзаменам на степень бакалавра (1983). В кон. 80-х гг. было св. 2,6 тыс. центров по образованию взрослых (1,9 млн. слушателей; ранее известны как вечерние ин-ты). Соответствующие пед. исследования ведутся Нац. ин-том образования взрослых (осн. в 1949).
Профессиональное образование. Со ср. веков и до сер. 19 в. ремесл. образование развивалось в рамках системы ученичества. С 1860 гос-во стало субсидировать уч. заведения, вводившие в свой курс техн. и практич. дисциплины. В 1870—80 открывались 3-летние коммерч. школы и школы точных и прикладных знаний (science and art schools) — дневные и вечерние. По закону 1889 о техн. обучении местные органы власти получили право взимать с населения особый налог на нужды техн. образования. Закон 1944 включил проф. образование в систему последующего образования. Большинство проф. уч. заведений находится в ведении Департамента образования и науки, однако централизов. плана открытия проф. уч. заведений не существует.
Низшее проф. обучение организуется преим. пром. и коммерч. фирмами, готовящими кадры для своих предприятий. Часть профшкол и курсов открывается профобъединениями и частными лицами. Ок. */з молодёжи старше 16 лет приобретает профессию путём ученичества и индивидуального обучения. Срок ученичества 3—5 лет, стажировки 1—2 года (возраст учащихся 16—22 года). По закону 1988 создан новый тип школ — городские техн. колледжи, к-рые финансируются центр, пр-вом совм. с раз л. фирмами. В программах изучения осн. внимание уделяется техн. дисциплинам.
Среднее спец. образование осуществляется на мл. отделениях спец. колледжей: техн., технол., худож., коммерч., сельскохозяйственных (срок обучения 2 года). Принимаются выпускники обязательной (или полной средней) школы, но предпочтение отдаётся получившим практич. знания на к.-л. курсах. Большинство спец. колледжей имеют 4—5-летние курсы более высокого уровня: выпускники получают нац. дипломы, к-рые дают
право поступления в политехн. ин-ты. Подавляющее большинство учащихся занимается в спец. колледжах без отрыва от произ-ва; есть курсы, где учёба и работа чередуются («слоёные курсы»).
Высшее образование. В соответствии с Актом 1944 все виды высш. образования в Англии и Уэльсе, за исключением университетского (к к-рому иногда присоединяют высш. педагогическое), относятся к ступени последующего образования.
Первые ун-ты возникли во 2-й пол. 12 — нач. 13 вв. (Оксфордский и Кембриджский). Студенты и преподаватели жили в общежитиях (колледжах), здесь же проводились занятия. Ун-ты являлись самоуправляющимися корпорациями. Вплоть до 19 в. сеть ун-тов не развивалась, возникали лишь отд. колледжи, к-рые не пользовались правами ун-тов и не присуждали учёных степеней. В 1832 по образцу первых ун-тов был осн. Даремский ун-т. Созданный в 1836 Лондонский ун-т стал преим. экзаменац. центром. С 1880 в ун-ты стали допускать женщин; в Оксфорде и Кембридже для них были организованы отд. колледжи, в др. ун-тах практиковалось совм. обучение. В кон. 19 — нач. 20 вв. возник целый ряд «краснокирпичных» («городских») ун-тов в пром. городах (Бирмингемский, Бристольский, Ливерпулский, Манчестерский и др.). Занятия в них были организованы по ф-там и отделениям, студенты наряду с гуманитарными и ес-теств. дисциплинами изучали техн. науки, горное дело, электротехнику и др., большое внимание уделялось новым языкам. В 1-й пол. 20 в. законченное высш. образование можно было получить только в ун-тах. Обучение в колледжах носило характер подготовит, курса для сдачи экзаменов на степень, к-рые принимали только ун-ты. После 2-й мировой войны под влиянием науч.-техн. революции система университетского образования расширилась. В сер. 60-х гг. отд. колледжи были объединены в технол. ун-ты (Батский, Брадфордский, Сити и др.). Своеобразную структуру имеют созданные в 60—70-х гг. «новые» ун-ты: Сассексский, Лестерский, Килский, Халл-ский (Гулльский) и др. В них вместо ф-тов и колледжей действует система школ родственных предметов; большое внимание уделяется межпредметным связям. В 1987/88 уч. г. было 37 ун-тов (включая Открытый), в к-рых обучалось св. 200 тыс. студентов и ок. 48 тыс. аспирантов. Важнейшие ун-ты: Оксфордский (11,7 тыс. студентов), Кембриджский (11,6 тыс. студентов), Лондонский (40,5 тыс. студентов).