Файл: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций_Зубарев С.М_2010 -176с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 679

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

С. М. Зубарев

2. Органы власти

3. Прочие сокращения

Тема 1. Понятиеуголовно-исполнительного права и его место в системе российского права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

1.2. Принципы уголовно-исполнительного права

1.3. Наука уголовно-исполнительного права

1.4. Предмет и система курса

Тема 2. Источники (формы) уголовно-исполнительного права российской федерации

Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства

3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания

5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных

Тема 6. Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью

6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих

6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Тема 7. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства

Тема 8. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, несвязанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)

Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ

9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы

Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста

11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)

11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих

12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе

12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Тема 14. Правовое регулирование труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы

14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата

14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы

Тема 16. Обеспечение жизнедеятельности осужденных и условия отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях

16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни

Тема 18. Правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроль за условно осужденными

18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания

18.2. Контроль за поведением условно осужденных

Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний

Литература

Примечания

В новых Правилах первостепенное значение придается девяти главным принципам, лежащим в основе толкования и применения Правил в целом. К ним относятся:

1) соблюдение прав человека при исполнении лишения свободы;

2) недопущение дополнительного внесудебного ограничения прав осужденных во время отбывания лишения свободы;

3) минимальность ограничений прав осужденных, их обоснованность;

4) нарушение прав осужденных не может быть оправдано недостатком ресурсов;

5) содержание в местах лишения свободы должно быть максимально приближено к позитивным аспектам жизни в обществе;

6) исполнение лишения свободы должно способствовать возвращению осужденного к нормальной жизни в обществе;

7) активное сотрудничество с социальными службами и институтами гражданского общества;

8) профессионализм персонала пенитенциарных учреждений, позволяющий обеспечивать высокие стандарты обращения с осужденными;

9) регулярный государственный и общественный контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений.

Эти положения воплощают в себе идеи приоритета прав человека, гуманизма, социальной ориентированности и результативности исполнения лишения свободы, являющиеся предопределяющими для четкого и эффективного функционирования современных пенитенциарных систем.

Принципы, изложенные в ч. I Правил, нашли свое отражение в остальных разделах этого документа. Так, ч. II «Условия содержания» раскрывает вопросы приема и регистрация осужденных, их распределения, перемещения и классификации, определяет стандарты материально-бытового обслуживания осужденных (требования к помещениям в местах лишения свободы, обеспечению осужденных предметами личной гигиены, одеждой и постельными принадлежностями, организации питания осужденных, порядку хранения их вещей), устанавливает режимные требования, принципы привлечения осужденных к труду и обучению, организации их досуга, а также взгляды на оказание осужденным правовой помощи, возможности предоставления информации и подачи жалоб, общения осужденных с внешним миром, их религиозной и моральной поддержки.

В частности, в Правилах отмечается, что никто не может быть принят в пенитенциарное учреждение без наличия на то необходимых документов, вступивших в законную силу (14). По возможности осужденные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от места их постоянного проживания (17.1). Размещение осужденных, особенно в спальных помещениях, не должно унижать человеческое достоинство и по возможности обеспечивать уединение осужденного. Помещения, в которых содержатся осужденные, должны удовлетворять требованиям санитарии и гигиены с учетом климатических условий, особенно в том, что касается кубатуры воздуха, жилой площади, освещения, отопления и вентиляции (18.1). Правила не содержат конкретных стандартов, однако Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения (ЕКПП) определил минимальные требования к нормам жилой площади: 4 м2в общих жилых помещениях и 6 м2в тюремной камере на одного осужденного. Эти требования по мере создания необходимых условий должны найти отражение в национальном законодательстве.


В ч. III Правил определены основные требования к организации медицинского обслуживания осужденных к лишению свободы. В ней устанавливаются общие принципы и порядок оказания медицинской помощи осужденным, обязанности медицинского персонала, особенности медицинского обслуживания отдельных категорий осужденных, требующих специализированного лечения. Главным требованием является то, что администрация пенитенциарных учреждений должна нести ответственность за охрану здоровья всех осужденных (39). Политика медицинского обслуживания в таких учреждениях является неотъемлемой частью национальной политики в области здравоохранения и совместима с ней (40.2).

Часть IV Правил «Поддержание правопорядка» регулирует вопросы охраны, режима и обеспечения безопасности в пенитенциарных учреждениях. В правиле 49 подчеркивается, что порядок в пенитенциарных учреждениях поддерживается соблюдением требований режима, безопасности и дисциплины с одновременным предоставлением осужденным условий содержания, обеспечивающих их человеческое достоинство. В пенитенциарных учреждениях должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие безопасность осужденных, персонала и всех посетителей и снижающие до минимума риск насилия и других инцидентов, угрожающих их безопасности (52.2). Персонал не должен прибегать к использованию силы по отношению к осужденным, кроме случаев необходимой самообороны, пресечения попыток побега или при оказании активного или пассивного физического сопротивления законным требованиям персонала. Служащие, прибегающие к силе, должны ограничивать ее использование рамками абсолютной необходимости (64).

В ч. V закреплены правила, регулирующие деятельность персонала пенитенциарных учреждений. В правиле 71 установлено, что за пенитенциарные учреждения не могут подчиняться военному ведомству, полиции или ведомству уголовного расследования. Специализированный персонал обычно состоит из профессиональных штатных сотрудников, имеющих статус государственного служащих, которым гарантируется занятость при условии добросовестного выполнения своих обязанностей, эффективности, физической пригодности, душевного здоровья и соответствующего уровня образования (78). Особое внимание обращается на честность, гуманность, профессионализм сотрудника. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы позволить нанимать и сохранять на службе персонал соответствующей квалификации (79.1). Все сотрудники должны при любых условиях вести себя и выполнять свои обязанности таким образом, чтобы служить примером и оказывать благотворное влияние на осужденных, вызывая их уважение (75). По мере возможности в состав персонала включается достаточное число таких специалистов, как психиатры, психологи, социальные работники, учителя и инструкторы по профессионально-техническому обучению, физкультуре и спорту (89.1).


Часть VI Правил определяет порядок организации контроля за работой пенитенциарных учреждений. Согласно правилу 92 пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов на предмет соответствия деятельности требованиям национального законодательства и международного права, а также Европейских пенитенциарных правил. Кроме того, условия содержания и обращение с осужденными должны контролироваться независимыми органами, результаты такого контроля обязательно обнародуются (93).

В заключительных разделах Правил раскрываются особенности правового положения и условий содержания в пенитенциарных учреждениях заключенных под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления (ч. VII) и собственно осужденных к лишению свободы (ч. VIII). В отношении последних главным является создание для осужденных таких условий отбывания лишения свободы, которые побуждали бы их вести правопослушный образ жизни без совершения новых преступлений (102). Для этого рекомендуется по прибытию в пенитенциарное учреждение на каждого осужденного составлять индивидуальную программу отбывания наказания и разрабатывать стратегию подготовки осужденного к освобождению. Данные программы по возможности должны включать: а) труд; б) образование; в) иные виды деятельности; д) подготовку к освобождению. В процессе отбывания наказания исполнение программ должно контролироваться и при необходимости они должны корректироваться.

В Правилах большое внимание уделяется ресоциализации – возвращению осужденных к нормальной жизни в обществе после освобождения. Так, все осужденные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные программы, обеспечивающие переход от жизни в пенитенциарном учреждении к законопослушной жизни на свободе (107.2). Администрация пенитенциарного учреждения должна в этом вопросе тесно сотрудничать с социальными службами. Представители социальных служб должны иметь возможность посещать места лишения свободы и оказывать содействие осужденным в целях их подготовки к освобождению и последующей социальной реабилитации.

Таким образом, новые Европейские пенитенциарные правила являются еще одним подтверждением приверженности Совета Европы традиционным ценностям, основанным на гуманности, а также позитивной роли пенитенциарных служб, деятельность которых по мере возможности имеет своей целью возвращение осужденных к правопослушной жизни в обществе. Правила предоставляют для этого необходимую основу международного сотрудничества, стандарты деятельности пенитенциарных учреждений, определяют их перспективы и являются стимулом для дальнейшего прогресса в этой области в Европе (рис. 12).


im21

Рис. 12. Особенности организации исполнения лишения свободы в зарубежных странах

Таким образом, в связи с демократизацией общества, постепенной интеграцией в мировое сообщество, вступлением России в Совет Европы все большее значение приобретает международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний. Целью этой деятельности является формирование единой концепции борьбы с преступностью путем более эффективного исполнения уголовных наказаний на основе объединения усилий, практического опыта различных стран. Решающее значение для сотрудничества в указанной сфере имеет система международных правовых актов по правам человека и обращению с осужденными. Они оказывают действенное влияние на развитие системы исполнения уголовных наказаний, определяя принципы и направления формирования всей правовой системы новой России и векторы развития уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения.


Литература

1. Защита прав человека в местах лишения свободы : сборник нормативных актов и официальных документов. – М. : Юриспруденция, 2003.

2. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. A. С. Михлина. – М. : Высшее образование, 2008.

3. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. B. И. Селиверстова. – М. : Юристь, 2007.

Примечания

1

Термин «пенитенциарная» по своему этимологическому происхождению означает: poena (лат. – наказание), poenitentiarius (ср. лат.) – раскаяние, покаянный, исправительный.

(обратно)