Файл: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций_Зубарев С.М_2010 -176с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 692

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

С. М. Зубарев

2. Органы власти

3. Прочие сокращения

Тема 1. Понятиеуголовно-исполнительного права и его место в системе российского права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

1.2. Принципы уголовно-исполнительного права

1.3. Наука уголовно-исполнительного права

1.4. Предмет и система курса

Тема 2. Источники (формы) уголовно-исполнительного права российской федерации

Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства

3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания

5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных

Тема 6. Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью

6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих

6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Тема 7. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства

Тема 8. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, несвязанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)

Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ

9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы

Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста

11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)

11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих

12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе

12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Тема 14. Правовое регулирование труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы

14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата

14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы

Тема 16. Обеспечение жизнедеятельности осужденных и условия отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях

16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни

Тема 18. Правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроль за условно осужденными

18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания

18.2. Контроль за поведением условно осужденных

Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний

Литература

Примечания

4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве осуществляется на основе территориального принципа. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории страны. Такое действие законодательства предопределено конституционным предписанием о том, что уголовно-исполнительное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Данное положение относит уголовно-исполнительное законодательство к разновидности федерального законодательства и исключает возможность не только издания субъектами Российской Федерации основополагающих законодательных актов по регулированию исполнения уголовных наказаний, но и создания ими по собственной инициативе на местах конкретных структур исполнительной власти, к которым относятся органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания. Кроме того, юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются на всей территории страны непосредственно всеми субъектами права. Уголовно-исполнительное законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации (как на граждан России, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Иностранные граждане, осужденные к лишению свободы, могут быть переданы для дальнейшего отбывания наказания в государство, гражданами которого они являются. Механизм передачи осужденных установлен многосторонними и двухсторонними межгосударственными соглашениями.

Общими условиями передачи осужденного являются следующие: осужденный должен быть гражданином иностранного государства (в странах СНГ также могут передаваться лица без гражданства, постоянно проживающие на территории соответствующего государства); приговор суда об осуждении лица к лишению свободы вступил в законную силу; имеется письменное согласие осужденного; лицо осуждено за такие деяния, которые по законам государств, осуществляющих прием-передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы; на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; имеется согласие государства вынесения приговора и государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.


В срок наказания в виде лишения свободы засчитывается уже отбытый в Российской Федерации срок. Исполнение наказания в принимающем государстве производится в соответствии с законодательством этого государства. При этом как Российская Федерация, так и принимающее государство может улучшить положение осужденного, например, объявив помилование, амнистию или уменьшив меру наказания. За Российской Федерацией сохраняется право контроля за исполнением наказания в отношении переданных лиц.

В ч. 2 ст. 6 УИК РФ впервые сформулированы правила действия уголовно-исполнительного законодательства во времени: «Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения». Это означает, что введение в действие новых норм уголовно-исполнительного законодательства может повлечь за собой ухудшение условий отбывания уголовного наказания для некоторых категорий осужденных.

Для определения условий действия уголовно-исполнительного законодательства во времени необходимо учитывать начало и окончание его действия. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» на территории страны применяются только официально опубликованные федеральные законы. Уголовно-исполнительные законы, как и другие федеральные законы, подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Согласно ст. 6 данного Федерального закона федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официальной публикации, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, УИК РФ был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г., а вступил в силу с 1 июля 1997 г., поскольку эта дата была указана в Федеральном законе «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». Такой значительный срок был установлен для ознакомления с УИК РФ и для подготовки к его применению. В настоящее время большинство законов, изменяющих УИК РФ, вступают в силу с момента опубликования.


Уголовно-исполнительный закон прекращает действовать после его отмены, о чем должно быть прямое указание, или после его замены новым законом. Так, после введения в действие УИК РФ утратил силу ИТК РСФСР.

Таким образом, уголовно-исполнительное законодательство – это система законов, непосредственно регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Целями уголовно-исполнительного законодательства являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели осуществляются через решение следующих задач: 1) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; 2) определение средств исправления осужденных; 3) охрана их прав, свобод и законных интересов; 4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются в нормах, которые соответствующим образом регулируют общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, придавая им тем самым правовой характер.


Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания

5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Виды правового статуса осужденного (рис. 4): 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Иной статус имеют осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».


Наиболее значимы для понимания сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных (ст. 57, 58). От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица.

Правоограничения для осужденных на этапе исполнения (отбывания) наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного. Данное обстоятельство позволяет подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.

Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает возможность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, отбывающим наказание за совершенное преступление.