Файл: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций_Зубарев С.М_2010 -176с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 672
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятиеуголовно-исполнительного права и его место в системе российского права
1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод
1.2. Принципы уголовно-исполнительного права
1.3. Наука уголовно-исполнительного права
Тема 2. Источники (формы) уголовно-исполнительного права российской федерации
Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства
3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства
3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства
4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства
4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени
Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания
5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура
5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных
6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих
6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации
7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания
7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства
Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ
9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ
9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ
Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы
Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста
11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих
Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих
12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе
12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность
13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях
13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы
14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата
14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы
15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы
16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях
16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни
18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания
18.2. Контроль за поведением условно осужденных
Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний
С 1980-х гг. силами ученых и практических работников МВД СССР, МВД РФ была проведена большая работа по созданию нового законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний (табл. 1). Основополагающими принципами здесь выступали: необходимость создания единого уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующего исполнение всех видов уголовных наказаний, в том числе и смертной казни, а также иных мер уголовно-правового воздействия; наиболее полное его соответствие международным стандартам обращения с осужденными; последовательное осуществление гуманизации и демократизации порядка и условий отбывания наказаний.
Таблица 1
Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Принятие УИК РФ ознаменовало создание в России новой самостоятельной отрасли законодательства – уголовно-исполнительного. В нем нашли отражение международные стандарты обращения с осужденными, были закреплены новые тенденции развития системы исполнения уголовных наказаний, обусловленные изменениями в политической, экономической и общественной жизни России. В УИК РФ были учтены и новые правовые реалии, связанные с развитием преступности в стране, с криминогенной обстановкой в целом.
3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе
Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по октябрь 2007 г. в него 28 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен ст. 77.1 и 77.2, в новой редакции изложены одиннадцать статей, корректировке подверглось более 100 статей, восемь статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.
Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“». Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.
Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, второе предложение ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Законом. Статья 12 УИК РФ также дополнена ч. 6.1, закрепляющей право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.
Некоторые изменения внесены в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных». Упростить порядок реализации права на свободу совести и вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений, призвано исключение из ч. 5 рассматриваемой статьи и дополнение ст. 118 УИК РФ ч. 2.1, которая предусматривает посещение этих осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.
Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 УИК РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.
Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 УИК РФ.
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).
Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.
Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).
В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 УИК РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 УИК РФ).
В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и, особенно, в Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.
На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 – 2007 гг.
Значительное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 6 июня 2007 г. № 91-ФЗ. Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий будут созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений исправительных учреждений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.
Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.
I. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970 – 1980-е гг.).