Файл: Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций_Зубарев С.М_2010 -176с.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 673

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

С. М. Зубарев

2. Органы власти

3. Прочие сокращения

Тема 1. Понятиеуголовно-исполнительного права и его место в системе российского права

1.1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и метод

1.2. Принципы уголовно-исполнительного права

1.3. Наука уголовно-исполнительного права

1.4. Предмет и система курса

Тема 2. Источники (формы) уголовно-исполнительного права российской федерации

Тема 3. История развития уголовно-исполнительного законодательства

3.1. Предпосылки и начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства

3.2. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Тема 4. Понятие, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства

4.2. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства

4.3. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения

4.4. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени

Тема 5. Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания

5.1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура

5.2. Содержание обязанностей и прав осужденных

Тема 6. Учреждения и органы государства, исполняющие уголовные наказания, и контроль за их деятельностью

6.1. Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих

6.2. Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

6.3. Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

Тема 7. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

7.1. Понятие и сущность исполнения уголовного наказания

7.2. Понятие исправления осужденных и его основные средства

Тема 8. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, несвязанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)

Тема 9. Порядок и условия исполнения (отбывания) обязательных и исправительных работ

9.1. Правовое регулирование исполнения (отбывания) обязательных работ

9.2. Правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ

Тема 10. Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы

Тема 11. Правовое регулирование исполнения (отбывания) уголовного наказания в виде ареста

11.1. Понятие и сущность ареста как вида уголовного наказания. Порядок и условия его исполнения (отбывания)

11.2. Особенности исполнения ареста в отношении военнослужащих

Тема 12. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих

12.1. Правовое регулирование исполнения ограничения по военной службе

12.2. Исполнение (отбывание) наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части

Тема 13. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

13.1. Понятие режима в исправительных учреждениях и его сущность

13.2. Содержание режима в исправительных учреждениях

13.3. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Тема 14. Правовое регулирование труда, профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы

14.1. Принципы и основные формы организации труда осужденных к лишению свободы

14.2. Условия труда осужденных к лишению свободы и его оплата

14.3. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы

Тема 15. Правовое регулирование воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы

15.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы

15.2. Меры поощрения и взыскания, порядок их применения к осужденным к лишению свободы

Тема 16. Обеспечение жизнедеятельности осужденных и условия отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

16.1. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях

16.2. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Тема 17. Исполнение наказания в виде смертной казни

Тема 18. Правовые основы освобождения осужденных от отбывания наказания и контроль за условно осужденными

18.1. Понятие и виды освобождения от отбывания наказания

18.2. Контроль за поведением условно осужденных

Тема 19. Международное сотрудничество в сфере исполнения уголовных наказаний

Литература

Примечания

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Правило 28.7 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) конкретизирует данное положение. В нем говорится, что насколько это реально осуществимо образование заключенных должно: а) быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжать свое образование и профессиональную подготовку; б) проходить под патронажем внешних учебных заведений. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствуют формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими общего образования. Так, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч. 4 ст. 53, ч. 4 ст. 129, ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установил обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК). Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством дистанционного и заочного обучения.


Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 УИК РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В ч. 3 ст. 9 УИК РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.


Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и других признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведения осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самодеятельных организациях осужденных и др.

Таким образом, исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.


Тема 8. Правовое регулирование исполнения уголовных наказаний, несвязанных с обязательной трудовой деятельностью осужденного

8.1. Общая характеристика уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (альтернативных наказаний)

В августе 1990 г. проходивший в Гаване Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями одобрил Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением. Правила были разработаны Институтом Азии и Дальнего Востока при ООН в Токио (отсюда их сокращенное название – Токийские правила). Этот документ в ст. 8.2 содержит целый набор мер, альтернативных тюремному заключению (альтернативных наказаний). Выбор и применение конкретной из указанных мер «основывается на оценке установленных критериев в отношении как характера и степени тяжести правонарушения, так и личности, биографии правонарушителя, целей приговора и прав жертв». И хотя приведенный перечень носит рекомендательный характер, страны – участницы ООН стремятся к созданию широкого спектра уголовных наказаний.

Новое уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России приблизило систему уголовных наказаний к требованиям международных стандартов обращения с правонарушителями (табл. 3).

Перечисленные виды наказания в зависимости от объема применения в качестве средства исправления общественно полезного труда можно подразделить на две группы. В первую группу, в которой трудовая деятельность осужденного носит необязательный характер, можно включить такие наказания, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Вторая группа содержит наказания, где общественно полезный труд является обязательным, к ней относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы.

Преимуществами альтернативных наказаний являются: их меньшая репрессивность, они не ограничивают свободу передвижения осужденного, свободу общения с другими гражданами и т.д.; при их исполнении не прерываются социально полезные связи осужденных с родными и близкими, трудовыми коллективами и общественными объединениями; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; позволяют избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; общество не несет больших материальных затрат по содержанию таких осужденных; более эффективно осуществляется социальный контроль за исполнением уголовного наказания, обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных.


Специфическая особенность рассматриваемой группы наказаний заключается в том, что на лиц, осужденных к ним, не всегда предусмотрено оказание постоянного исправительного воздействия, как это имеет место, например, при отбывании лишения свободы.

Таблица 3

Сравнение альтернативных наказаний, предусмотренных Токийскими правилами, и системы уголовных наказаний России

8.2. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Штраф – денежное взыскание, назначаемое судом в размере от 2500 до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (ст. 46).

Согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от 1000 до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от 2 недель до 6 месяцев.

Размер штрафа в каждом конкретном случае определяется судом исходя из тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также из возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода в перспективе. С учетом этих обстоятельств суд может назначить штраф с единовременной выплатой либо с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 3 лет.

Штраф может выступать как в качестве основного, так и дополнительного уголовного наказания. В качестве дополнительного наказания он может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, например, в сочетании с лишением свободы на определенный срок (ч. 3 ст. 146, ч. 3, 4 ст. 158 УК РФ) либо с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1, 2 ст. 169, ст. 289 УК РФ).