ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.04.2024
Просмотров: 407
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина
§ 2. Основные понятия наследственного права
§ 3. Законодательство о наследовании
§ 2. Форма и порядок совершения завещания
§ 3. Отмена и изменение завещания. Недействительность завещания
§ 5. Особые завещательные распоряжения завещателя
Осуществление, оформление и охрана наследственных прав
§ 1. Осуществление наследственных прав
Действие законодательства о наследовании. Отношения, регулируемые правом, нередко носят длящийся характер, они рождаются при старом законе, но продолжают жить и претерпевают изменения при новом законе. Изменения происходят и в самом круге отношений, составляющих предмет правового регулирования. Одни отношения отмирают либо перестают нуждаться в воздействии на них со стороны права, тогда как другие, только появившись, требуют, чтобы они были облечены в правовую форму. Наконец, право не может быть беспробельным. Это особенно относится к регулятивным отраслям права, которые имеют дело с отношениями, возникающими при нормальном ходе воспроизводства данной общественной системы. К числу регулятивных отраслей права относится гражданское право, одной из подотраслей которого является наследственное право.
Указанные и иные обстоятельства приводят к тому, что проблема правильного выбора закона или иного правового акта, подлежащего применению в том или ином конкретном случае, никогда не утрачивает своей актуальности. В период же, когда законодательство подвергается глубокому реформированию, актуальность этой проблемы возрастает во много раз. Сказанное полностью относится к законодательству о наследовании. В части третьей ГК в это законодательство внесены существенные изменения, в том числе и структурные, обновлен понятийный аппарат, предприняты попытки (пусть и не бесспорные) решить вопросы, которые на протяжении десятилетий вызывали острые дискуссии в науке и колебания практики, откликнуться на реалии сегодняшнего дня, связанные главным образом с переходом нашей страны от административно-командной системы к рыночной экономике. Ведь еще каких-нибудь десять — пятнадцать лет назад никто и не помышлял о наследовании предприятий, акций, земельных участков. Сейчас же мы сталкиваемся с этими проблемами на каждом шагу, причем никто не видит в них ничего необычного. Чтобы неошибиться в выборе закона, подлежащего применению к наследственным правоотношениям в том или ином конкретном случае, напомним кратко основные положения о действии закона во времени.
Общим является принцип немедленного действия нового закона. Это значит, что новый закон подлежит применению к правоотношениям, которые возникают после введения его в действие. Этот принцип закреплен в абз. I ст. 5 Закона о введении в действие части третьей ГК. Поскольку часть третья ГК, по общему правилу, вводится в действие с 1 марта 2002 г., то она применяется к наследственным правоотношениям, которые возникают после 1 марта 2002 г.
Конкретизацией общего принципа о немедленном действии нового закона является правило, закрепленное в абз. 2 п. 5 Вводного закона. Согласно этому правилу, по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей ГК, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Проиллюстрируем на конкретном примере, как это правило должно применяться.
По ранее действовавшему законодательству если наследник был призван к наследованию по нескольким основаниям, то он мог либо принять наследство по всем этим основаниям, либо отказаться от него, но тоже по всем этим основаниям. Но он вроде бы не мог принять наследство по одному основанию и отказаться по другому (скажем, в пользу другого наследника того же наследодателя). Во всяком случае, в законе expressis verbis это прописано не было, хотя, с точки зрения ratio legis, для этого не было препятствий и по прежнему законодательству. Теперь же этот вопрос прямо решен в законе (см. абз. 2 п. 2 ст. 1152 ГК). Допустим, что наследство открылось до 1 марта 2002 г., но к указанной дате шестимесячный срок, установленный законом для принятия наследства (см. абз. 1 п. 1 ст. 1154 ГК), еще не истек. Не вызывает сомнений, что наследник, призванный к наследованию как по завещанию, так и по закону, может принять наследство по одному из этих оснований и отказаться от принятия наследства по другому, в том числе и в пользу другого наследника того же наследодателя. Легальным основанием для такого вывода служит абз. 2 ст. 5 Вводного закона. Наследственное правоотношение возникло до 1 марта 2002 г., но после указанной даты в правах и обязанностях, составляющих его содержание, произошли изменения, а именно возможности наследников, призванных к наследованию, принять наследство или отказаться от него, расширены. Вследствие этого права и обязанности наследников по принятию наследства или отказу от него следует определять, руководствуясь новым законом, а именно абз. 2 п. 2 ст. 1152 и абз. 1 п. 1 ст. 1158 ГК.
Общий принцип о немедленном действии нового закона, т. е. о применении его к правоотношениям, возникающим после введения его в действие, претерпевает метаморфозы в двух направлениях. Во-первых, новому закону может быть придана обратная сила, и в этом случае сфера действия нового закона расширяется, поскольку он применяется и к тем отношениям, которые возникли до введения его в действие и ранее регулировались прежним законом. Во-вторых, может иметь место так называемое «переживание» старого закона, когда прежний закон применяется к отношениям, которые подпадали бы под действие нового закона, если бы принцип немедленного действия нового закона не подвергся ограничениям. Таким образом, в данном случае, в отличие от предыдущего, действие нового закона ограничивается.
В Законе о введении в действие части третьей ГК предусмотрены случаи как придания новому закону обратной силы, так и «переживания» старого закона. О придании новому закону обратной силы речь идет в ст. 6 Вводного закона. На протяжении 2001 г. круг наследников по закону был расширен дважды. По Закону от 14 мая 2001 г. число очередей наследников по закону возросло с двух до четырех, а согласно части третьей ГК — с четырех до восьми. Естественно, возник вопрос, как быть, если на момент открытия наследства гражданин не входил в круг наследников по закону, а впоследствии в связи с расширением очередей наследников по закону стал к ним относиться? Проблема не возникает, если наследство открылось после введения части третьей ГК в действие. Но как быть, если оно открылось до введения ее в действие? Как определить круг наследников по закону? Руководствоваться ли при этом законом, который действовал в день открытия наследства, или новым законом?
Статья 6 Закона о введении в действие части третьей ГК предлагает в этом случае определять круг наследников по закону в соответствии с новым законом, но лишь при наличии следующих условий: если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей ГК либо хотя и истек, но на этот день никто из наследников, призванных к наследованию в соответствии с ранее действовавшим законодательством, наследство не принял, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с ГК 1964 г., но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (ст. 1142—1148), могут припять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса. А это и есть придание закону обратной силы.
«Переживание» старого закона предусмотрено ст. 8 Вводного закона. Согласно ст, 8 правила об обязательной доле в наследстве, установленные частью третьей Кодекса, применяются к завещаниям, совершенным после 1 марта 2002 г.
В законе этого правила могло бы и не быть. В этом случае в соответствии с принципом немедленного действия нового закона следовало бы исходить из того, что если наследство открылось после введения в действие части третьей ГК, то, когда бы ни было совершено завещание — до или после I марта 2002 г., применению подлежат правила об обязательной доле в наследстве, предусмотренные ст. 1149 ГК. Однако законодатель счел необходимым, если завещание совершено ранее 1 марта 2002 г., сохранить применение правил об обязательной доле, предусмотренных ст. 535 ГК 1964г. Это вызвано нежеланием законодателя допустить в отношении лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, своего рода «поворот к худшему» (reformatio in pejus), В новом законе социально-обеспечительная функция правил об обязательной доле в наследстве ослаблена. Размер этой доли сокращен с двух третей до половины законной доли, да и этот размер суд при определенных обстоятельствах может уменьшить, а то и вовсе отказать необходимому наследнику в присуждении обязательной доли. Этим и объясняется, почему ст. 8 Вводного закона предусмотрено при наличии определенных условий применение прежних правил об обязательной доле, хотя наследство и открылось после введения части третьей ГК в действие, т. е. «переживание» старого закона.
Необходимо, однако, определить не только временные, но и пространственные границы действия законодательства о наследовании, в первую очередь той его части, которая сосредоточена в разделе V ГК. По общему правилу, оно действует на всей территории Российской Федерации, однако в отношениях с так называемым иностранным элементом ему в случаях, предусмотренных законом, может придаваться и экстерриториальное действие (см. ст. 1224 ГК). При определенных обстоятельствах применение законодательства Российской Федерации о наследовании к отношениям с иностранным элементом может быть ограничено. Так, если наследство открылось в Российской Федерации, но в состав наследства входит недвижимое имущество, находящееся за границей, то наследование указанного имущества будет определяться по праву той страны, где оно находится.
При определении границ действия законодательства о наследовании по кругу лиц отправным должно служить положение, согласно которому иностранцы и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. В то же время ограничение действия законодательства о наследовании по кругу лиц может быть предопределено содержанием соответствующих норм, Так, завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным завещаниям, могут совершать далеко не все граждане, а лишь те из них, которые относятся к лицам, перечисленным в п. 1 ст. 1127 ГК. Завещание, в упрощенной форме, предусмотренной для завещаний в чрезвычайных обстоятельствах, может совершить лишь тот гражданин, который в таких обстоятельствах оказался (см. ст. 1129 ГК). Поскольку завещание — это односторонняя сделка, то совершить его может лишь тот гражданин, который в момент совершения завещания был полностью дееспособен (п. 2 ст. 1118 ГК)„ Во всех указанных случаях применение соответствующих норм лишь к определенным категориям граждан или, что то же самое, установление правил, согласно которым действие этих норм на определенные категории граждан не распространяется, означает определение границ действия законодательства о наследовании по кругу лиц.
Таким образом, для правильного применения законодательства о наследовании необходимо четко определить границы действия соответствующих норм во времени, в пространстве и по кругу лиц. Нередко определение границ действия указанных норм по кругу лиц означает вместе с тем определение пространственных границ действия соответствующих норм и наоборот. Совершенно очевидно, например, что начальники мест лишения свободы удостоверяют завещания не всех граждан, а граждан, оказавшихся в местах лишения свободы, т. е. под сенью соответствующего учреждения.