Файл: Лекционный курс НП.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, однако, что такое решение вопроса, хотя оно и соответствует ныне действующему законодательству, едва ли справедливо. Прежде всего умерший гражданин мог при жизни начать процесс бесплатного приобретения земельного участка в свою собственность, но не успел довести его до конца — поме­шала смерть. В этих случаях за наследниками безусловно следует признавать право в порядке, установленном законом, бесплатно обратить земельный участок в свою собственность. Напомним, что именно по такому пути пошла судебная практика, признав за наследниками право на приватизацию жилых помещений в госу­дарственном и муниципальном жилищном фонде, если наследода­тель начал процесс приватизации, но собственником указанных помещений по не зависящим от него обстоятельствам так и не стал. Положения, выработанные судебной практикой, вполне можно распространить и на обсуждаемый случай.

Мы склонны, однако, пойти в этом вопросе еще дальше, при­знав за наследниками соответствующее право и тогда, когда граж­данин при жизни никаких мер для бесплатного обращения в свою собственность земельного участка, предоставленного ему в посто­янное (бессрочное) пользование, не предпринимал (то ли было недосуг, то ли считал, что ему рано думать о смерти, и т. д.). Нель­зя сбрасывать со счетов, что, по общему правилу, на земельном участке находятся жилые помещения и хозяйственные постройки, плодово-ягодные насаждения, водоемы, древесно-кустарниковая растительность. Вопрос о судьбе участка нельзя решать, отвлека­ясь от того, что и кем на нем построено, выращено, высажено. Арендовать же участок или выкупать его многим наследникам (особенно лицам пожилого возраста, да и неустроенной молоде­жи) явно не по карману. Представляется поэтому, что за наслед­ником как по завещанию, так и по закону следует признавать пра­во либо бесплатно приватизировать участок, которым умерший владел на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо (исходя из общего принципа: кто вправе на большее, тот вправе и на меньшее), переоформить его на себя на праве пожизненного наследуемого владения. Конечно, чтобы пойти по этому пути, не­обходимо внести изменения в ныне действующее земельное зако­нодательство, однако именно он соответствует Конституции РФ, которая гарантирует защиту не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочно­го) пользования и право пожизненного наследуемого владения зе­мельным участком, на что с полным основанием обратил внима­ние Конституционный Суд РФ в уже цитированном постановле­нии от 13 декабря 2001 г.


В тех случаях, когда земельный участок в порядке наследст­венного правопреемства переходит к одному наследнику, вопрос о разделе участка обычно не возникает. Если же земельный уча­сток переходит не к одному, а к нескольким наследникам, у по­следних возникает на него право общей собственности. При таких обстоятельствах и приходится нередко решать вопрос, подлежит ли земельный участок разделу и если подлежит, то имеются ли в данном конкретном случае условия, необходимые для раздела участка.

Раздел земельного участка может быть произведен при нали­чии минимального размера земельного участка, установленного для участков соответствующего целевого назначения.

В силу ст. 33 ЗК предельные (в том числе и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в соб­ственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строитель­ства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения лич­ного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строи­тельства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для иных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с нормами отвода земель для конкретного вида деятельности или в соответствии с правила­ми землепользования и застройки землестроительной, градострои­тельной и проектной документацией.

Таким образом, если при разделе земельного участка выделе­ние земельного участка, хотя бы минимального размера не может быть обеспечено, то в разделе земельного участка должно быть от­казано.

Как быть, если раздел участка в натуре не может быть произве­ден, но на закрепление участка претендует не один, а несколько наследников? В этом случае предпочтение следует отдать тому, кто имеет преимущественное право на получение в счет своей на­следственной доли данного земельного участка. Допустим, что в пользу нескольких наследников открылось наследство, в состав которого входит личное подсобное хозяйство. Один из наследни­ков трудился в этом хозяйстве вместе с наследодателем и кормил­ся за счет него, а другие наследники никакого отношения к хозяй­ству не имели. Совершенно очевидно, что преимущественное пра­во на получение в счет своей наследственной доли земельного участка, на котором ведется хозяйство, имеет наследник, трудив­шийся в нем, а другим наследникам предоставляется соответству­ющая компенсация в порядке, предусмотренном ст. 1170 ГК.


Если никто из наследников не имеет преимущественного права на получение участка или не воспользовался этим правом, наследни­ки осуществляют владение, пользование и распоряжение участком на началах общей долевой собственности. В этом случае наследники соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности имеют право на получение доходов, которые общее имущество приносит (например, от сдачи его в аренду), но в то же время должны участво­вать в покрытии расходов, уплате налогов, сборов и иных падающих на имущество платежей (см. ст. 248, 249 ГК).

Указанные положения подлежат применению и в тех случаях, когда земельный участок переходит не в общую собственность на­следников, а в их общее пожизненное наследуемое владение.

Наследованию имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства посвящена ст. 1179 ГК.

В связи с введением в действие нового ЗК ранее действовав­ший Земельный кодекс признан утратившим силу. Что же касает­ся Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», то он утра­тившим силу не признан. А это затрудняет истолкование ст. 1179 ГК, поскольку целый ряд норм Закона «О крестьянском (фермер­ском) хозяйстве» сталкиваются с нормами ГК, определяющими правовой режим имущества, находящегося в собственности чле­нов крестьянского (фермерского) хозяйства.

В п. 1 ст, 1179 ГК закреплено положение, которое первона­чально было сформулировано в Постановлении Конституцион­ного Суда РФ от 16 января 1996 г.1 Это положение состоит в том, что после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хо­зяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил ст. 253— 255 и 257-259 ГК.

Таким образом, к какому бы виду общей собственности ни от­носить имущество, принадлежащее членам крестьянского (фер­мерского) хозяйства: совместной или долевой, наследство после смерти любого члена хозяйства открывается не только в имущест­ве, принадлежавшем ему лично (например, приобретенном на его личные средства и использовавшемся для удовлетворения его лич­ных нужд), но и в принадлежавшей ему доле в имуществе, находя­щемся в общей собственности членов хозяйства. ГК относит это имущество к общей совместной собственности членов хозяйства, если законом или договором между членами хозяйства не установ­лено иное (см. ст. 257 и п. 2 ст. 1179 ГК), Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве — к общей долевой собственности членов хозяйства, если по единогласному решению всех членов хозяйства для общего имущества не установлен режим совместной собствен­ности. Но какое бы решение этого вопроса законодатель в конеч­ном счете ни избрал, наследство после смерти любого члена хо­зяйства открывается на общих основаниях не только на имущест­во, которое принадлежало ему лично, но и на ту долю, которая принадлежала ему в общем имуществе.


Наследник умершего члена хозяйства может быть, а может и не быть членом хозяйства. Если он не является членом хозяйст­ва и не желает в него вступать, то он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, на­ходящемся в общей собственности членов хозяйства. Срок выпла­ты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения — судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. Учету подлежит и стоимость доли наследодателя в земельном участке (стоимость земельной доли). При отсутствии соглашения между членами хо­зяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйст­ва. Если же наследник принят в члены хозяйства, указанная ком­пенсация ему не выплачивается. Земельный участок и средства производства, принадлежащие членам хозяйства на праве общей собственности (в данном случае не имеет значения: долевой или совместной), разделу не подлежат, при том, однако, что оставшие­ся члены хозяйства будут продолжать его вести.

Если же после смерти члена крестьянского (фермерского) хо­зяйства оно прекращается, в том числе в связи с тем, что наследо­датель был единственным членом хозяйства, а среди его наследни­ков нет лиц, желающих продолжить ведение хозяйства, имущество хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 258 и 1182 ГК

От проблем сугубо земных перейдем к наследованию в области интеллектуальной собственности. Без этого едва ли удастся четко определить границы понятия наследства. Здесь задача облегчается тем, что вопросы наследования в указанной области подробно ис­следованы2. Затронуты они как в соответствующих главах настоя­щего учебника, так и при раскрытии понятия наследства в ходе предшествующего изложения. Сосредоточимся лишь на основных положениях.

Во всех законах об интеллектуальной собственности просле­живается различный подход законодателя к наследованию имуще­ственных и личных неимущественных прав автора. Если переход по наследству имущественных прав автора сомнений не вызывает (прежде всего права на получение вознаграждения за использова­ние произведения), то круг переходящих по наследству личных неимущественных прав очерчен в законодательстве достаточно скупо. В принципе такая позиция оправданна, хотя круг переходя­щих по наследству личных неимущественных прав и можно было бы определить пошире, не говоря уже о том, что целый ряд прав, которые отнесены к числу имущественных, могут быть зачислены и в разряд личных неимущественных прав.


Второе положение, заслуживающее быть отмеченным, сводит­ся к тому, что все переходящие по наследству авторские правомо­чия независимо от того, принадлежат ли они самому автору по­жизненно или нет, переходят к наследникам на определенный срок. Продолжительность этого срока и порядок его исчисления различны. Так, авторское право в пределах, предусмотренных за­коном, переходит к наследникам, как правило, на 50 лет, исчисля­емых с 1 января года, следующего за годом смерти автора. К на­следникам смежных с авторскими прав указанные права перехо­дят на срок, который не истек к моменту открытия наследства. Права патентообладателя переходят к наследникам лишь на остав­шийся срок действия патента.

Третье положение относится к наследованию авторских прав на произведение, созданное в соавторстве. Согласно п. 4 ст. 27 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в те­чение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пере­жившего других соавторов. Как понимать это положение? Если один из соавторов умирает и к наследованию призывается его на­следник, то исчисление сроков, на которые авторское право пе­реходит к наследнику, зависит от того, является ли соавторство нераздельным или раздельным. Если нераздельным, то срок для наследника начинает течь, хотя он и является наследником дру­гого соавтора, лишь с момента смерти последнего соавтора. Если же соавторство является раздельным, то срок исчисляется по-раз­ному в зависимости от того, идет ли речь об авторском праве на часть произведения, сохраняющую самостоятельное значение, или на все коллективное произведение в целом. В первом случае срок для наследника будет исчисляться с 1 января года, следующего за годом смерти наследодателя, во втором — с 1 января года, следую­щего за годом смерти последнего соавтора1.

Наконец, каковы последствия смерти соавтора, не оставивше­го наследников? Происходит ли в данном случае приращение его доли к долям других соавторов или нет? Следует согласиться с А. П. Сергеевым в том, что авторские права соавтора, не имею­щего наследников, как при раздельном, так и при нераздельном соавторстве прекращаются и не переходят к другим соавторам2.

Открытие наследства. Наследство открывается со смертью гражданина. Момент смерти фиксируется на основании меди­ко-биологических данных, свидетельствующих о том, что измене­ния, которые произошли в организме человека, необратимы и по­зволяют констатировать факт смерти. Если жизнедеятельность ор­ганизма поддерживается с помощью аппаратов искусственного дыхания, кровообращения и т. д., смерть еще не наступила. Лишь после того, как эти аппараты будут отключены и произойдет пол­ное прекращение деятельности сердца, легких, почек и других ор­ганов, без которых жизнь человека немыслима, наступит смерть. Факт смерти, установленный на основании медико-биологиче­ских данных, удостоверяется в свидетельстве о смерти, выдавае­мом органами загса1.


Смотрите также файлы