Файл: Харламов И.Ф. Педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн.:Унiверсiтэцкае, 2000. – 560 с.

Раздел первый

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

Овладение любой научной дисциплиной требует обсто­ятельного осмысления общетеоретических идей и поло­жений, которые лежат в основе развития соответствую­щей отрасли знания и без усвоения которых иногда не­возможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, ко­торые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагоги­ческих дисциплин — "Введение в педагогику". Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагоги­ки. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет и методологические основы, а также те детерми­нанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществ­лению этого сложнейшего процесса. Именно эти вопросы и освещаются в данном разделе.

Глава 1

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА,

ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории.

2. Вычленение педагогики в особую отрасль науч­ ного знания и ее виднейшие деятели.

10

  1. Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование на­ родной педагогики и этнопедагогики.

  2. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования.

1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Изучение всякой науки, как правило, начинается с уяснения таких вопросов: как воз­никла и развивалась эта наука и что конкретно явля­ется предметом ее исследования? В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определенный аспект природных или общественных явлений, изучени­ем которых она занимается и знание которых имеет боль­шое значение для осмысления ее теоретических основ. В этом плане известное изречение: отыщи всему начало и многое поймешь — имеет глубокий смысл. Вот почему изучение курса педагогики также следует начать хотя бы с краткого исторического обзора ее возникновения и развития и осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.


Однако, рассматривая эти вопросы, надо всегда иметь в виду два существенных положения.

Первое. Какими бы извилистыми и окутанными тума­ном времени ни были пути развития той или иной на­уки, каждая из них так или иначе формировалась под влиянием потребностей общества и была призвана выполнять определенные общественные функции.

Второе. Любая отрасль человеческих знаний склады­валась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, толь­ко ей присущий предмет исследования. В этой связи, как отмечается в философии, перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место в об­щей системе вещей и знаний.

Как же обстоит в этом отношении дело с педагоги­кой? Чем было обусловлено ее возникновение и развитие как науки? Какое место занимает она в общей системе вещей и знаний?

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Чтобы это положение стало более

11

понятным, следует обратить внимание на одну существен­ную деталь. Педагогические знания относятся к той спе­цифической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жиз­ни, или воспитанием. В самом деле, когда говорят о пе­дагогике, то обычно этот термин ассоциируется с поня­тием воспитание, с формированием человека. Но само воспитание как средство подготовки подрастающих по­колений к жизни возникло вместе с появлением челове­ческого общества.

Накапливая производственный опыт, связанный с изго­товлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколени­ям. Общественный прогресс и стал возможен лишь пото­му, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким обра­зом, передача накопленного производственного, социаль­ного и духовного опыта последующим поколениям лю­дей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его суще­ственных функций. Именно поэтому воспитание неотде­лимо от развития человеческого общества: оно присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле иной раз воспитание считают "общей и вечной категори­ей", подчеркивая положение о том, что как обществен­ное явление, как специфическая деятельность по подго­товке подрастающих поколений к жизни оно существует в обществе на всех этапах его развития.


Но, как и всякое общественное явление, воспита­тельная деятельность и ее характер под влиянием тех же общественных условий постоянно развивались и со­вершенствовались. Долгое время, например, дети усваи­вали производственный и моральный опыт в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного об­щения со старшими. Так было в дородовом обществе и при родовом строе, когда этот опыт был еще сравнитель­но простым. Вот почему воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. Это значит, что в то время не было ни специальных воспитательных учреждений, ни лиц, которые занимались бы педагогической деятельностью и профессией которых было бы воспитание.

12

Такое положение долгое время сохранялось также в рабовладельческую эпоху. Известно, например, что "пер­вое упоминание о школе встречается в древнеегипетских источниках за две с половиной тысячи лет до нашей эры. То была дворцовая школа, где жрецы обучали детей царских сановников начаткам арифметики и геометрии"1. Как видим, в этой школе детей обучали не специальные профессионалы-воспитатели, а жрецы, для которых эта работа была отнюдь не главной, а выполнялась попутно с основными обязанностями. Во многих же случаях детей обучали родители, другие члены семьи. Об этом, в частно­сти, свидетельствуют древние сказания и литературные памятники. Вот как, например, начинается известная арабская сказка "Аладдин и волшебная лампа":

"В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось десять лет, отец его сказал:

— Пусть мой сын будет портным, как я, — и начал учить Аладдина своему ремеслу"2.

В знаменитых поэмах древнегреческого певца Гомера "Илиада" и "Одиссея" говорится о том, что все старики занимались обучением детей, передавая им те знания и умения, которыми владели сами. Так, например, Хирон учил Ахилла средствам залечивать раны. Феникс, кото­рый в некоторой степени заменял ему отца, обучал его красноречию. Характерно, что, как отмечал Пауль Барт, в гомеровскую эпоху не было еще сословия воспитателей. У Гомера даже не встречалось слово, обозначавшее воспитание3.

Но в дальнейшем положение стало существенным об­разом изменяться. Развивалось и усложнялось сельско­хозяйственное и ремесленное производство. Знания лю­дей об окружающем мире положили начало развитию науки. В этих условиях овладение производственным опытом и научными знаниями требовало уже специаль­ной и довольно продолжительной выучки. Становилось все более очевидным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловечес­кую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определенной отрасли труда и был готов к


1 Метельский Н.В. Дидактика математики. Мн., 1975. С.7.

2 Аладдин и волшебная лампа: Арабская сказка. Мн., 1980. С.5.

3 Барт П. История социально-педагогической идеи. Киев, 1923. С.11.

13

выполнению соответствующих функций в сфере матери­ального или духовного производства.

Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходи­мость в их специально организованном воспитании. Об­разование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важней­шей предпосылкой его развития.

Вот почему на определенной ступени развития чело­веческого общества и, в частности, в более поздний пе­риод рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, то есть возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обу­чение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведе­ния о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие обще­ственные деятели и мыслители хорошо осознавали и ука­зывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 — ок. 559 до н.э.) полагалось, чтобы отец (речь, конечно, шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. В этих же законах подчеркивалось, что сын мог не кор­мить отца в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Древнегреческий философ Платон писал о том, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пост­радает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты. Но если скверно выполнять свои обязанности будет воспитатель, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей.

Но как только воспитание стало выделяться в самосто­ятельную общественную функцию, люди стали задумы­ваться над обобщением опыта воспитательной деятельнос­ти. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая


14

идея, определенный подход к воспитанию, соответствовав­ший условиям того времени, когда отношения между людь­ми основывались на насилии и физическом наказании. По мере же расширения и усложнения функций воспитания специальная отрасль теоретических знаний по вопросам вос­питательной деятельности стала разрабатываться более ин­тенсивно. Знания в этой отрасли, как, впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале развивались в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих филосо­фов — Фалеса из Милета (ок. 625 — ок. 547 до н.э.), Герак­лита Эфесского (кон. 6 - начало 5 в. до н.э.), Демокрита (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), Сократа (ок. 470-399 до н.э.), Платона (428 или 427-348 или 347 до н.э.), Аристотеля (384—322 до н.э.), Эпикура (341—270 до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей и идей по воп­росам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхож­дение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, кото­рым аристократы поручали присматривать за детьми, со­провождать их в школу и из школы, а также совершать с ними прогулки. Слово педагог (от греч. ра!з — дитя, а§6 — веду, воспитываю) обозначает детоводителъ. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обу­чением и воспитанием детей. От этого слова и получило свое название наука о воспитании — педагогика.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое про­исхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. зспоГе), что означа­ет досуг, гимназия (от греч. дутпазюп — гимнасий) — общественная школа физического развития, а впослед­ствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания так­же в трудах древнеримских философов и ораторов. Напри­мер, Тит Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) в философской поэме "О природе вещей" касался и вопросов воспитания, а Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—ок. 96) в трактате "Об образовании оратора" изложил мысли о воспитании детей и подростков и рекомендовал следить за их речью, исполь­зовать воспитательные игры. В обучении он выделял три ступени: подражание, наставление и упражнение и тре­бовал сочетания заучивания с размышлением.

15

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церков­ной догматикой.