ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 351
Скачиваний: 1
Раздел третий
Теоретические и методические основы воспитания
Воспитание в его широком понимании, как уже отмечалось, не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспи-тательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, содержание этих отношений, а также теоретические и методические основы их формирования в системе осуществляемой в школе учебно-воспитательной работы. Указанные вопросы и рассматриваются в настоящем разделе.
Глава 17
ВОСПИТАНИЕ ОТНОШЕНИЙ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теорети ческих основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания.
Содержание отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития лич ности.
Сущность отношений как предмета воспита ния и их переход в личностные качества. Структура
316
личностных качеств и ее значение для процесса воспитания.
Интегративный и целостный характер форми рования личностных качеств. Явление генерализа ции при формировании личностных качеств.
Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных ка честв).
1. Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимость разработки его теоретических основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания. Как отмечено в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания в узком смысле. Поскольку теоретические основы обучения рассмотрены в предыдущем разделе учебника, в этом разделе необходимо раскрыть теоретические проблемы воспитания как специфического процесса развития и формирования личности.
Понятие воспитание в российской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII века. В этом специфическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как "Генеральный план московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). В 1806 году слово "воспитание" как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской Академии. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с понятием "образование" и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.
Было, однако, время, когда некоторые ученые пытались утверждать, что, поскольку обучение носит воспитывающий характер, то, следовательно, ни в какой особой воспитательной работе школа не нуждается. Указанная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.Макаренко в лекции "Проблемы школьного советского воспитания" (1938) говорил1:
У нас среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы
Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 111, 113.
317
есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания.
И, развивая это положение далее, он указывал:
...Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое — методика воспитания и методика образования,— по моему мнению, составляют два отдела, более или менее самостоятельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным.
Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение направляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также А.Ф.Протопопов1.
Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии "воспитание", является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения.
Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитанности (низкая культура отношений к людям, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек будто хорошо работает на производ-
1 Протопопов А.Ф. О содержании и структуре курса педагогики // Докл. АПН РСФСР. М., 1954. № 4. С. 7.
318
стве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжательство, отличается лицемерием и т.п. Таким образом, обучен-ность и воспитанность — это далеко не одно и то же.
А.С.Макаренко разъяснял, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье «О "взрыве"» он писал о том, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы"1. Поскольку же, как отмечено выше, отношения не всегда определяются обу-ченностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теоретических и методических основ.
Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:
раскрытие сущности и значения воспитания в разви тии и формировании личности и его специфики как пе дагогического процесса;
определение содержания воспитательной работы;
разработка методов воспитания;
— исследование системы воспитательной работы по формированию личностных качеств учащихся.
Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогических оттенков. Укажем на важнейшие из них.
Прежде всего нужно отметить, что, несмотря на свою специфичность, воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частности, указывал психолог Б.Г.Ананьев2:
1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 508.
2 Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 14.
319
...Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта в определенных условиях управления поведением.
...Ни один из первоначальных этапов воспитания — умственного, нравственного и эстетического - не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий.
Например, чтобы воспитывать добросовестное отношение к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяснить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, то есть использовать приемы обучения.
Существенной стороной единства обучения и воспитания является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высокого патриотического служения родине, высоконравственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимают труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эстетическому и физическому воспитанию.
Нужно также иметь в виду, что обучение представляет собой важную форму совместной деятельности учащихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требованиями морали, закалять волевые свойства.
Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществляются. В системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.
Приведенные положения позволяют уяснить не только специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.
Этот процесс, как правило, начинается в системе учебных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное время с помощью проведения разнообразной внеклассной воспитательной работы.
320
Это положение следует хорошо осмыслить, ибо в такой логике в последующих главах будет раскрываться процесс формирования у учащихся различных отношений.