Файл: Харламов И.Ф. Педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенное определение предмета педагогики имеет далеко не формальное значение. Оно ориентирует не толь­ко исследователей, но и практических работников школы на изучение и всестороннее осмысление процесса разви­тия личности, а также тех глубинных зависимостей, ко­торые существуют между этим развитием и воспитани­ем. Это легко показать на таких примерах. Чтобы разра­батывать теорию воспитания, необходимо хорошо знать, как развивается и формируется личность, какие факторы оказывают влияние на это развитие и формирование. Чтобы раскрыть научные основы обучения, нужно в деталях представлять, в чем состоит его сущность и ка­кими закономерностями характеризуется процесс овла­дения знаниями. Именно на такой основе будут осве­щаться в дальнейшем все вопросы педагогической тео­рии и методики обучения и воспитания.

Какие же проблемы исследует педагогика? К этим проблемам относятся следующие:

а) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;

б) определение целей воспитания;

в) разработка содержания воспитания;

г) исследование методов воспитания.

При определении предмета педагогики и основных проблем ее исследования в некоторых учебных пособиях сразу же раскрывается сущность таких важнейших педаго­гических понятий, как воспитание, обучение и образование. Но такое раскрытие дается без необходимого научного обо­снования и чаще всего сводится к простому формулированию дефиниций, что придает им догматический характер. Вот почему данные понятия будут освещены нами в тех главах, в которых специально рассматриваются эти вопросы.

1 Протопопов А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Сов. педагогика. 1953. № 5. С.36.

29