Файл: Харламов И.Ф. Педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). когда происходило разложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества. Виднейшие деятели этой эпохи итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Луис Вивес (1492—1540), нидерландский мыслитель Эразм Рот­тердамский (1469-1536), французский писатель Фран­суа Рабле (1494-1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и другие выдвигали немало ориги­нальных и прогрессивных для своего времени педагоги­ческих идей. Они критиковали средневековую схоласти­ку и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобож­дение личности от оков феодального угнетения и религи­озного аскетизма.

2. Вычленение педагогики в особую отрасль науч­ного знания и ее виднейшие деятели. Несмотря на ин­тенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII века продолжала оставаться частью философии. Впрочем и в настоящее время философы так или иначе разрабатывают проблемы воспитания, что, естественно, говорит об исключительно важном обще­ственном и научном значении этих проблем.

Как особая наука педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века. Английский философ и естествоиспытатель Фрэнсис Бэ­кон (1561—1626) в 1623 году издал трактат "О достоин­стве и увеличении наук". В нем он сделал попытку клас­сифицировать науки и в качестве отдельной отрасли на­учного знания назвал педагогику, под которой понимал "руководство чтением". Кстати, Бэкону принадлежит и известное выражение: знание — сила, показывающее, как высоко он ценил учение, овладение наукой. В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чеш­ского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), тео­ретические идеи которого получили широкую известность

16

и мировое признание и до сих пор сохраняют свое науч­ное значение. В своем знаменитом труде "Великая дидак­тика" (1633—1638) Коменский разработал основные воп­росы теории и организации учебной работы с детьми. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге "Материнская школа" (1632) детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.

В историю западноевропейской буржуазной педагоги­ки вошли также имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632—1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712—1778) во Франции, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Герма­нии и др. Какие же основные идеи они развивали?


Джон Локк в труде "Мысли о воспитании" (1693) боль­шое внимание уделил психологическим основам воспи­тания, а также нравственному формированию личности. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он упо­доблял ребенка "чистой доске" (ЪаЪи1а газа), на которой якобы можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

Жан-Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природно­го совершенства детей. А поскольку это так, то воспита­ние, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства, а должно предоставлять детям полную сво­боду, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории "свобод­ного воспитания" и педоцентризма в педагогической на­уке, согласно которым воспитание должно следовать ис­ключительно за интересами и желаниями детей и способство­вать их развитию. Хотя в научном отношении эти мысли были не совсем обоснованными, но в них находила свое отра­жение борьба Руссо против жестокости и физических наказа­ний детей, процветавших в воспитании в его время.

Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике со­четал теоретическую деятельность с практической воспи­тательной работой в детских воспитательных учреждениях. В сочинении "Лингард и Гертруда" (1781—1787) он разви­вал идеи о гуманном характере воспитания, доброжела­тельном отношении к детям, привитии им чувства состра­дания к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с орга­низацией их посильного труда, использовал воспитатель­ную роль детского сообщества, получившего впоследствии

название воспитательного коллектива, для нравственно­го формирования своих питомцев.

Заметную роль в разработке педагогических основ вос­питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих пози­ций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал - кондуит.

С прогрессивно-демократических позиций разрабаты­вал педагогическую теорию Адольф Дистервег. Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы, а также о подготовке народных учителей, которая должна основываться на обогащении их научными зна­ниями и привитии им высоких моральных качеств.


Активно разрабатывались идеи воспитания российс­кими педагогами. Необходимо отметить, что в России с давних времен открывались школы. Сохранились сведе­ния об открытии школы на 300 детей в Новгороде в 1030 году. Киевский князь Ярослав (978—1054) писал: "Вели­ко бо бывает полза от учения книжного". Находки бере­стяных грамот в Новгороде, которые относятся к этому периоду, свидетельствуют о том, что постепенно грамо­той стремились овладевать все сословия. Все это так или иначе способствовало развитию отечественной педагоги­ческой мысли.

В XVII веке вопросы воспитания разрабатывал Епи-фаний Славинецкий (ум. в 1675 г.). Заметный след в пе­дагогике оставил его труд "Гражданство обычаев детс­ких", в котором излагались правила поведения детей в семье, в школе, в общественных местах.

Весьма плодотворной была теоретическая и практи­ческая деятельность в области педагогики выходца из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1664 году им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью. Под его наблюдением воспитывался Петр I. С.Полоцкий соста­вил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году уже после его смерти и значи­тельно расширила высшее образование в Российском госу­дарстве. С.Полоцкий считал главными факторами вос-

18

-питания пример родителей и учителей, а также окружа­ющую среду. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Большой вклад в развитие российской педагогичес­кой мысли внес М.В.Ломоносов (1711—1765). Он создал такие учебные книги, как "Риторика" (1748), "Российская грамматика" (1755) и др. Видным деятелем просвеще­ния в России в XVIII веке был И.И.Бецкой. В 1764 году он написал трактат "Генеральное учреждение о воспита­нии обоего пола юношества", который широко использо­вался в закрытых образовательно-воспитательных учреж­дениях для дворян. В этот же период просветительской деятельностью занимался Ф.И.Янкович, пропагандиро­вавший дидактические идеи Я.А.Коменского.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И.Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума" и с про­светительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к тру­ду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье "О воспитании и наставлении детей. Для распростране­ния общеполезных знаний и всеобщего благополучия" Н.И.Новиков впервые в русской педагогической литера­туре объявил педагогику наукой. В этой связи заслужи­вает внимания его мысль о том, что педагогика "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие зна­ния и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".


Огромный вклад в развитие отечественной педагоги­ки внесли К.Д.Ушинский (1824-1870), Н.И.Пирогов (1810-1881), В.И.Водовозов (1825-1886), В.П.Острогорский (1840-1902), П.Ф.Лесгафт (1837-1909), Л.Н.Толстой (1828-1910), П.Ф.Каптерев (1849-1922), К.Н.Вентцель (1857-1947) и др.

К.Д.Ушинский считается основателем научной педа­гогики и народной школы в России. Он — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народ­ности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т.,1868—1869) и др.

19

на I и II курсах, и ближайшим приготовлением и перехо­дом для молодых людей к исполнению ими учительских обязанностей"1.

3. Влияние политики и идеологии общества на разви­тие педагогической теории. Формирование народной педагогики и этнопедагогики. Обозревая исторический путь становления педагогики как науки, мы подчерки­вали главным образом то положение, что ее возникнове­ние и развитие определялось объективными социально-экономическими потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их определенной выучке.

Но на развитие педагогики оказывали влияние не толь­ко объективные, но и субъективные факторы. Еще Ари­стотель в труде "Политика" писал: "Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от того ущерб".

С древних времен люди понимали, что воспитание приносит много выгод тому, кто его получает и направ­ляет. Римский историк Тацит (ок. 58 — ок. 117) отмечал: "Чем сильнее был кто-либо в ораторском искусстве, тем легче для него был доступ к почетным должностям". Учитывая это, правящие классы общества использовали воспитание в целях получения для себя политических и экономических выгод и упрочения своего господства. Так было, например, в древних Спарте и Афинах. 9 тысяч семейств спартанцев господствовали над 250 тысячами семейств порабощенного населения — илотами. Понятно, что такой строй мог держаться только на насилии. Вот почему в спартанском воспитании преобладал военный дух. Один из спартанских деятелей писал: "Наша рес­публика организована как военный лагерь, в котором господствует дисциплина и повиновение". "Воспитание, — отмечал древнегреческий историк Плутарх (ок. 45 — ок. 127), — было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными, выносливыми в трудностях, способными сражаться и побеждать". С этой целью их направляли в военные лагеря, где они, закаляясь в трудностях и


ЦГА ТА ССР, ф. 977, Совет, 1851, д. 9400, л. 23 об.

22

различных физических упражнениях, развивали в себе воинственность, мужество и выносливость.

Несколько по-иному строилось воспитание в Афинах, где процветала торговля, развивалось искусство и кипела политическая борьба. Вот почему аристократы большое значение придавали ораторскому искусству, обучению музыке, письменности и поэзии. С юношами проводили политические и философские беседы ученые, государ­ственные деятели, стремясь подготовить их к политичес­кой деятельности. Вполне понятно, что ни в Спарте, ни в Афинах дети угнетенных специального воспитания не получали, а овладевали трудовыми умениями и навыка­ми в процессе совместного труда со взрослыми.

В эпоху феодализма главенствующую роль играло со­словие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни об­щества господствующее положение занимала церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно богословс­кий характер. Однако воспитание детей отдельных сосло­вий, в зависимости от их положения в феодальной иерар­хии, различалось по своему содержанию и характеру.

Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание. Его программа сводилась к овла­дению "семью рыцарскими добродетелями": умением ез­дить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехто­вать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и "дамы сердца". Как видим, в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. Не­даром на некоторых средневековых документах можно было прочесть: "За неграмотного в силу его рыцарского звания расписался монах такой-то..." В средние века даже многие короли были неграмотными. В дальнейшем, од­нако, жизнь потребовала, чтобы и светские феодалы име­ли определенную общеобразовательную подготовку с тем, чтобы могли занимать командные государственные и цер­ковные должности.

Духовные феодалы получали религиозное воспитание, которое сводилось главным образом к изучению богосло­вия и священного писания. А поскольку считалось, что священное писание нельзя ни понять, ни толковать, то его попросту заучивали наизусть. Так в обучении воз­никла методика схоластической зубрежки изучаемого материала. И опять-таки, даже для духовенства овладе­ние грамотой не считалось обязательным. В уставе фран­цисканского ордена говорилось: "Монах, не умевший

23

читать до пострижения, не должен учиться этому искус­ству в стенах монастыря" (Рабле Ф. Гаргантюа и Пантаг­рюэль).