ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 427
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Как же происходит процесс усвоения изучаемого материала на каждой из названных стадий?
1. Усвоение теоретического материала. Оно начинается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явлений. Сущность ощущений и восприятий четко раскрыл И.П.Павлов1:
Ощущение - это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним агентом (раздражителем) органам чувств, а восприятие — это есть то, что у меня получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражителями и со следами прежних.
Когда, например, человек ощущает с помощью слуха звуки, то он воспринимает характер этих звуков (низкий, высокий, металлический, шум льющейся воды и т.д.). С помощью зрения воспринимается цвет (светлый, голубой, красный, яркий, блеклый), форма предметов и т.д. Осязательные ощущения позволяют воспринимать такие свойства тел, как их твердость или мягкость, газо-подобность и т.д.
Следовательно, восприятие есть не что иное, как отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.
Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний. Представление есть не что иное, как сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений.
Низшей формой знаний они являются потому, что в них фиксируются только внешние свойства предметов и явлений, но не раскрывается их сущность.
Приведем несколько примеров.
Учитель русского языка при объяснении правила написания безударных гласных в корне слов пишет на доске: вода, волна. Учащиеся видят это, и у них формируется
1 Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1951. Т.2. С. 565.
164
первое представление: слова вода и волна пишутся с буквой о. Затем учитель читает эти слова и обращает внимание на ту разницу, которая существует между их написанием и произношением. Ученики слышат, что эти слова произносятся со звуком а в корне. Это уже другое, слуховое представление. Потом учитель изменяет эти слова так, что гласные звуки в корне ставятся под ударение и отчетливо слышится звук о. Это уже третье представление.
Учащиеся изучают по математике тему: "Нахождение части от целого числа". Учитель демонстрирует разрезанное на пять частей яблоко. Учащиеся в первом случае с помощью зрительных ощущений воспринимают яблоко целое, а в другом — состоящее из пяти равных частей. Таким образом у них формируется два представления. Потом в процессе демонстрации они видят, что можно из целого яблока взять его пятую часть, две пятых и т.д. Это уже третье представление.
И в первом, и во втором случае в представлениях фиксируются только внешние свойства (образы изучаемых предметов). Но как в научном познании, так и в обучении необходимо раскрывать сущность предметов и явлений. Еще Аристотель отмечал, что научное знание существенным образом отличается от восприятия и мнения: от восприятия тем, что его предметом является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное, а от мнения тем, что его суждение — всегда истинно. Постигнуть же это всеобщее, необходимое и истинное можно только с помощью мышления, осмысления.
Что же такое осмысление как познавательное действие? В словаре русского языка говорится, что осмыслить что-либо — значит открыть его смысл, значение, понять1.
В общем плане осмысление как познавательное действие есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскрытие (уяснение) сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (правил, выводов, закономерностей и т.д.).
Процесс этот включает в себя следующие мыслительные операции (действия):
— анализ воспринятых внешних свойств и признаков .изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях;
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 407.
165
логическую группировку признаков и свойств изу чаемых предметов и явлений и выделение из них наибо лее существенных и общих для всех подобного рода пред метов и явлений;
"мысленное" постижение сущности (причин и след ствий) изучаемых предметов и явлений и формулирова ние теоретических понятий или обобщающих выводов, правил и т.д.;
проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.
Если вновь обратиться к приведенным примерам, то можно легко выявить все эти мыслительные операции. При осмыслении по русскому языку правила написания безударных гласных в корнях слов ученики с помощью учителя сначала обращают внимание на то, как слышатся и как пишутся слова вода, волна, затем сопоставляют их написание с тем, какой гласный звук слышится, если изменить данные слова так, чтобы безударный слог в них стал под ударением. Анализируя дальше эти представления, они выделяют то из них, которое в данном случае является существенным. Этим существенным выступает одинаковое звучание и написание гласной в ударном слоге.
Учитель приводит новые примеры, и ученики догадываются, что в безударном слоге корня слова пишется буква, обозначающая звук, который слышится под ударением. Осмысливая все это, многие учащиеся самостоятельно могут сформулировать грамматическое правило.
Такие же мыслительные операции осуществляют учащиеся и при осмыслении темы о нахождении части от целого и приходят к выводу, что всякое целое можно представить в виде единицы, частей же в ней может быть множество. Чтобы определить некоторое количество частей от целого, используется действие умножения целого на обыкновенную дробь.
В конечном итоге получается, что учитель не "вкладывает" знания в головы учащихся, не "передает" их, а только организует их деятельность по осмыслению материала и помогает им самим "открывать" для себя новые теоретические правила, законы и т.д. и познавать сущность изучаемых предметов и явлений.
В этой связи необходимо обратить внимание на те трудности, которые испытывают учащиеся при осмыслении изучаемого материала и о которых необходимо знать учителю.
166
Исследованиями установлено, что для учащихся гораздо труднее выделять общие признаки, которые характерны для многих подобных явлений и предметов, чем их различия. И это понятно. Различия обычно выражены более рельефно, они более очевидны и в этом смысле находятся как бы на поверхности изучаемых явлений и предметов. Общие же, существенные признаки чаще всего скрыты за их внешней видимостью, как мы наблюдали это при восприятии учащимися написания букв в корнях слов в зависимости от того, как они слышатся под ударением.
По этой причине учащиеся иной раз воспринимают свойства, хотя и важные, но вовсе не необходимые для познания сущности изучаемых предметов и явлений. Например, при изучении истории древнего мира они встречаются с понятием "раб", которое ассоциируется с тем, что рабы не обладали собственностью и выполняли тяжелую работу. Но это правильно только отчасти. Главной ж характеристикой раба была его зависимость от рабовладельца, который имел над ним неограниченную власть. На все эти трудности учителя должны обращать внимание учащихся при осмыслении изучаемого материала.
Результатом осмысления является понимание изучаемого материала и образование понятий. Если в представлениях, как уже отмечалось, отражаются единичные, внешние свойства и признаки изучаемых предметов и явлений, то в понятиях выражается их глубинная сущность, заключенные в них внутренние причины и следствия.
Понятие обычно определяется как форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений. Слово понятие происходит от славянского паяти, что означает "взять", "поймать" существенное в изучаемых предметах и явлениях и указывает на необходимость активного самостоятельного мышления учащегося.
В педагогике, однако, выделяется два вида осмысления — первичное и последующее. Конечно, если изучаемый материал бывает сравнительно легким и не содержит сложных понятий, то достаточно одного первичного восприятия и осмысления, чтобы его хорошо понять. Но в большинстве случаев, особенно по математике, физике, химии, изучаемый материал отличается достаточной
167
сложностью, и его первичное восприятие и осмысление позволяет добиваться лишь понимания, которое зачастую бывает поверхностным, неполным и не всегда точным. Вот почему при изучении подобного материала необходимо, чтобы учащиеся осуществляли последующее его более глубокое осмысление.
Такое можно наблюдать, когда учитель на уроке иногда объяснит новый, достаточно сложный материал и сразу переходит к опросу учащихся. В таких случаях большинство из них чаще всего не в состоянии отвечать на поставленные по этому материалу вопросы. И это понятно: они осуществили лишь первичное восприятие и осмысление и поэтому его усвоение находится на уровне, как говорят, не совсем отчетливых представлений и поверхностного понимания. Вот почему в таких случаях, безусловно, необходимо организовать дальнейшую познавательную деятельность учащихся, чтобы они всесторонне осмыслили изучаемый материал и добились его глубокого понимания.
Как правило, на большинстве уроков учителю в различных формах нужно дважды объяснять новый материал, чтобы ученики осуществляли его первичное и последующее более обстоятельное осмысление.
Однако овладение теоретическим материалом не сводится только к его пониманию и формированию научных понятий. Вполне справедливым следует считать такое выражение: как много не знал он из того, что понимал. Разве, например, не бывает так, что ученик как будто все понимает, если кто-то другой отвечает на вопросы по изучаемой теме, но сам воспроизвести ее содержание не в состоянии. Следовательно, изучаемый материал нужно не только понимать, но и сохранять его в памяти и уметь свободно и логично воспроизводить.
Это обусловливает большую важность следующего познавательного действия — запоминания изучаемого материала. Именно это имел в виду А.Дистервег, когда писал1:
Не следует забывать следующего положения: мы хорошо знаем лишь столько, сколько можем сказать; мы хорошо знаем лишь то, что способны выразить словами.
1 Дистервег А. Избр. пед. соч. С. 264—265.
168
Возникает естественный вопрос: что значит знать, усвоить изучаемый материал? В драме В.Гете "Фауст" Мефистофель восклицает: "Что значит знать? Вот в чем затрудненье!"
Знать изучаемый материал — значит уметь:
осмысленно и полностью его воспроизводить;
воспроизводить его в сокращенном виде;
выделять в материале главные положения;
разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений;
доказывать правильность и обоснованность тео ретических положений;
отвечать на прямые и косвенные вопросы по изу ченному материалу;
расчленять материал на смысловые части и со ставлять его план в устном или письменном виде;
иллюстрировать усвоенные теоретические положе ния своими примерами и фактами;
— письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
— устанавливать связь изучаемого материала с ранее пройденным;
применять полученные знания на практике, то есть выполнять практические задания, решать примеры и задачи, составлять различные схемы и т.д.;
переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;
выделять мировоззренческие и нравственно-эсте тические идеи в изучаемом материале, выражать к ним свое отношение.
Приведенные положения показывают, что запоминание изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем понимании усваиваемых знаний и способствовать умственному развитию учащихся.
Обычно запоминание осуществляется путем повторения — воспроизведения изучаемого материала. Здесь, однако, необходимо иметь в виду следующее. К.Д.Ушинский писал1:
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 425.
169
Повторение может быть двух родов, из которых одно мы назовем активным, а другое -.пассивным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде... Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это активное повторение гораздо действеннее пассивного, и способные дети инстинктивно предпочитают его первому: прочитав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память.