Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как же происходит процесс усвоения изучаемого ма­териала на каждой из названных стадий?

1. Усвоение теоретического материала. Оно начи­нается с восприятия изучаемого материала. Сущность данного познавательного действия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств (слуха, зрения, ося­зания и обоняния) воспринимают внешние свойства, особенности и признаки изучаемых предметов и явле­ний. Сущность ощущений и восприятий четко раскрыл И.П.Павлов1:

Ощущение - это простейшее субъективное пережива­ние, данное каким-то внешним агентом (раздражителем) органам чувств, а восприятие — это есть то, что у меня получается в мозге, когда его раздражение оказывается связанным с другими раздражителями и со следами пре­жних.

Когда, например, человек ощущает с помощью слуха звуки, то он воспринимает характер этих звуков (низ­кий, высокий, металлический, шум льющейся воды и т.д.). С помощью зрения воспринимается цвет (светлый, голубой, красный, яркий, блеклый), форма предметов и т.д. Осязательные ощущения позволяют воспринимать такие свойства тел, как их твердость или мягкость, газо-подобность и т.д.

Следовательно, восприятие есть не что иное, как отра­жение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений.

Результатом восприятия является формирование пред­ставлений как низшей формы знаний. Представление есть не что иное, как сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений.

Низшей формой знаний они являются потому, что в них фиксируются только внешние свойства предметов и явлений, но не раскрывается их сущность.

Приведем несколько примеров.

Учитель русского языка при объяснении правила напи­сания безударных гласных в корне слов пишет на доске: вода, волна. Учащиеся видят это, и у них формируется

1 Павлов И.П. Павловские среды. М.; Л., 1951. Т.2. С. 565.

164

первое представление: слова вода и волна пишутся с бук­вой о. Затем учитель читает эти слова и обращает внима­ние на ту разницу, которая существует между их написа­нием и произношением. Ученики слышат, что эти слова произносятся со звуком а в корне. Это уже другое, слухо­вое представление. Потом учитель изменяет эти слова так, что гласные звуки в корне ставятся под ударение и отчет­ливо слышится звук о. Это уже третье представление.


Учащиеся изучают по математике тему: "Нахождение части от целого числа". Учитель демонстрирует разре­занное на пять частей яблоко. Учащиеся в первом случае с помощью зрительных ощущений воспринимают яблоко целое, а в другом — состоящее из пяти равных частей. Таким образом у них формируется два представления. Потом в процессе демонстрации они видят, что можно из целого яблока взять его пятую часть, две пятых и т.д. Это уже третье представление.

И в первом, и во втором случае в представлениях фик­сируются только внешние свойства (образы изучаемых предметов). Но как в научном познании, так и в обуче­нии необходимо раскрывать сущность предметов и явле­ний. Еще Аристотель отмечал, что научное знание суще­ственным образом отличается от восприятия и мнения: от восприятия тем, что его предметом является всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное, а от мнения тем, что его суждение — всегда истинно. Постигнуть же это всеобщее, необходимое и истинное можно только с помощью мышления, осмысления.

Что же такое осмысление как познавательное действие? В словаре русского языка говорится, что осмыслить что-либо — значит открыть его смысл, значение, понять1.

В общем плане осмысление как познавательное дей­ствие есть мысленное постижение причин и следствий, заключенных в изучаемых предметах и явлениях, раскры­тие (уяснение) сущности последних и формирование на этой основе различных теоретических обобщений (пра­вил, выводов, закономерностей и т.д.).

Процесс этот включает в себя следующие мыслитель­ные операции (действия):

— анализ воспринятых внешних свойств и признаков .изучаемых предметов и явлений, зафиксированных в представлениях;

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 407.

165

  • логическую группировку признаков и свойств изу­ чаемых предметов и явлений и выделение из них наибо­ лее существенных и общих для всех подобного рода пред­ метов и явлений;

  • "мысленное" постижение сущности (причин и след­ ствий) изучаемых предметов и явлений и формулирова­ ние теоретических понятий или обобщающих выводов, правил и т.д.;

  • проверку обоснованности и истинности сделанных теоретических выводов.

Если вновь обратиться к приведенным примерам, то можно легко выявить все эти мыслительные операции. При осмыслении по русскому языку правила написания безударных гласных в корнях слов ученики с помощью учителя сначала обращают внимание на то, как слышатся и как пишутся слова вода, волна, затем сопоставляют их написание с тем, какой гласный звук слышится, если изменить данные слова так, чтобы безударный слог в них стал под ударением. Анализируя дальше эти представле­ния, они выделяют то из них, которое в данном случае является существенным. Этим существенным выступает одинаковое звучание и написание гласной в ударном слоге.


Учитель приводит новые примеры, и ученики догады­ваются, что в безударном слоге корня слова пишется буква, обозначающая звук, который слышится под ударением. Осмысливая все это, многие учащиеся самостоятельно мо­гут сформулировать грамматическое правило.

Такие же мыслительные операции осуществляют уча­щиеся и при осмыслении темы о нахождении части от целого и приходят к выводу, что всякое целое можно представить в виде единицы, частей же в ней может быть множество. Чтобы определить некоторое количество частей от целого, используется действие умножения цело­го на обыкновенную дробь.

В конечном итоге получается, что учитель не "вклады­вает" знания в головы учащихся, не "передает" их, а толь­ко организует их деятельность по осмыслению материала и помогает им самим "открывать" для себя новые теоре­тические правила, законы и т.д. и познавать сущность изу­чаемых предметов и явлений.

В этой связи необходимо обратить внимание на те трудности, которые испытывают учащиеся при осмыс­лении изучаемого материала и о которых необходимо знать учителю.

166

Исследованиями установлено, что для учащихся гораз­до труднее выделять общие признаки, которые характерны для многих подобных явлений и предметов, чем их разли­чия. И это понятно. Различия обычно выражены более рельефно, они более очевидны и в этом смысле находятся как бы на поверхности изучаемых явлений и предметов. Общие же, существенные признаки чаще всего скрыты за их внешней видимостью, как мы наблюдали это при восприятии учащимися написания букв в корнях слов в зависимости от того, как они слышатся под ударением.

По этой причине учащиеся иной раз воспринимают свойства, хотя и важные, но вовсе не необходимые для познания сущности изучаемых предметов и явлений. Например, при изучении истории древнего мира они встречаются с понятием "раб", которое ассоциируется с тем, что рабы не обладали собственностью и выполняли тяжелую работу. Но это правильно только отчасти. Глав­ной ж характеристикой раба была его зависимость от рабовладельца, который имел над ним неограниченную власть. На все эти трудности учителя должны обращать внимание учащихся при осмыслении изучаемого мате­риала.

Результатом осмысления является понимание изуча­емого материала и образование понятий. Если в пред­ставлениях, как уже отмечалось, отражаются единичные, внешние свойства и признаки изучаемых предметов и явле­ний, то в понятиях выражается их глубинная сущность, заключенные в них внутренние причины и следствия.


Понятие обычно определяется как форма научного зна­ния (мысли), в которой раскрывается сущность познава­емых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обоб­щений. Слово понятие происходит от славянского паяти, что означает "взять", "поймать" существенное в изучаемых предметах и явлениях и указывает на необходимость актив­ного самостоятельного мышления учащегося.

В педагогике, однако, выделяется два вида осмысле­ния первичное и последующее. Конечно, если изучае­мый материал бывает сравнительно легким и не содер­жит сложных понятий, то достаточно одного первичного восприятия и осмысления, чтобы его хорошо понять. Но в большинстве случаев, особенно по математике, физи­ке, химии, изучаемый материал отличается достаточной

167

сложностью, и его первичное восприятие и осмысление позволяет добиваться лишь понимания, которое зачас­тую бывает поверхностным, неполным и не всегда точ­ным. Вот почему при изучении подобного материала не­обходимо, чтобы учащиеся осуществляли последующее его более глубокое осмысление.

Такое можно наблюдать, когда учитель на уроке иногда объяснит новый, достаточно сложный материал и сразу переходит к опросу учащихся. В таких случаях большин­ство из них чаще всего не в состоянии отвечать на по­ставленные по этому материалу вопросы. И это понятно: они осуществили лишь первичное восприятие и осмыс­ление и поэтому его усвоение находится на уровне, как говорят, не совсем отчетливых представлений и поверх­ностного понимания. Вот почему в таких случаях, безус­ловно, необходимо организовать дальнейшую познаватель­ную деятельность учащихся, чтобы они всесторонне ос­мыслили изучаемый материал и добились его глубокого понимания.

Как правило, на большинстве уроков учителю в различных формах нужно дважды объяснять новый мате­риал, чтобы ученики осуществляли его первичное и пос­ледующее более обстоятельное осмысление.

Однако овладение теоретическим материалом не сво­дится только к его пониманию и формированию научных понятий. Вполне справедливым следует считать такое выражение: как много не знал он из того, что понимал. Разве, например, не бывает так, что ученик как будто все понимает, если кто-то другой отвечает на вопросы по изучаемой теме, но сам воспроизвести ее содержание не в состоянии. Следовательно, изучаемый материал нуж­но не только понимать, но и сохранять его в памяти и уметь свободно и логично воспроизводить.


Это обусловливает большую важность следующего познавательного действия — запоминания изучаемого материала. Именно это имел в виду А.Дистервег, когда писал1:

Не следует забывать следующего положения: мы хоро­шо знаем лишь столько, сколько можем сказать; мы хоро­шо знаем лишь то, что способны выразить словами.

1 Дистервег А. Избр. пед. соч. С. 264—265.

168

Возникает естественный вопрос: что значит знать, ус­воить изучаемый материал? В драме В.Гете "Фауст" Ме­фистофель восклицает: "Что значит знать? Вот в чем за­трудненье!"

Знать изучаемый материал — значит уметь:

  • осмысленно и полностью его воспроизводить;

  • воспроизводить его в сокращенном виде;

  • выделять в материале главные положения;

  • разъяснять сущность усвоенных правил, выводов и других теоретических обобщений;

  • доказывать правильность и обоснованность тео­ ретических положений;

  • отвечать на прямые и косвенные вопросы по изу­ ченному материалу;

  • расчленять материал на смысловые части и со­ ставлять его план в устном или письменном виде;

  • иллюстрировать усвоенные теоретические положе­ ния своими примерами и фактами;

письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

устанавливать связь изучаемого материала с ранее пройденным;

  • применять полученные знания на практике, то есть выполнять практические задания, решать примеры и задачи, составлять различные схемы и т.д.;

  • переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

  • выделять мировоззренческие и нравственно-эсте­ тические идеи в изучаемом материале, выражать к ним свое отношение.

Приведенные положения показывают, что запомина­ние изучаемого материала не имеет ничего общего с его механическим зазубриванием. Наоборот, оно должно базироваться на глубоком и всестороннем понимании ус­ваиваемых знаний и способствовать умственному разви­тию учащихся.

Обычно запоминание осуществляется путем повто­рения воспроизведения изучаемого материала. Здесь, однако, необходимо иметь в виду следующее. К.Д.Ушинский писал1:

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 425.

169

Повторение может быть двух родов, из которых одно мы назовем активным, а другое -.пассивным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде... Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых прежде представлений. Это актив­ное повторение гораздо действеннее пассивного, и спо­собные дети инстинктивно предпочитают его первому: про­читав урок, они закрывают книгу и стараются проговорить его на память.