Файл: Харламов И.Ф. Педагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Что же касается феодальных крестьян, то они вообще были лишены специального школьного воспитания и гото­вились к трудовой деятельности в своих семьях.

Таким образом, воспитание в средние века, его цели, содержание и методика отражали сословный характер феодального общества, низкий уровень его экономичес­кого и духовного развития, не требовавшего высокой грамотности. Все это не могло не отражаться на состоя­нии педагогической теории. Она базировалась на религи­озных догматах, проповедовала повиновение и подчине­ние тем, кто имел власть, и не обогатила педагогическую мысль человечества сколько-нибудь значительными иде­ями.


Что бы ни говорили, но в той или иной мере и совре­менная педагогика несет на себе печать политики об­щества. Недаром французский император Наполеон I в свое время говорил: "Моей главной целью при учрежде­нии учительской корпорации служит желание иметь средства управлять мыслями". О зависимости воспита­ния от социально-правового и имущественного положе­ния тех или иных слоев общества очень выразительно и убедительно писал Н.Г.Чернышевский: "Политическая власть, материальное благосостояние и образованность — все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил; в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользо­ваться властью выгодным для себя образом; кто не пользу­ется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества"1.

Влияние политики и идеологии общества на воспита­ние отнюдь не отрицает наличия в нем общечеловечес­ких ценностей, к которым, в частности, относится большая роль образования в развитии общества, формиро­вание таких моральных качеств, как трудолюбие, береж­ливость, скромность, вежливость, отрицательное отноше­ние к воровству, сквернословию и т.д. Однако всякие по­пытки вести разговоры о его деполитизации и деидеологи-зации есть не что иное, как стремление исказить научную суть дела и намеренно вносить в нее путаницу.

1 Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. М., 1983. С.161.

24

Из этого следует, что педагогика, отражая идеологию и политику общества, учитывает их при разработке вос­питательной теории и стремится к реализации его целевых установок. Но поскольку в каждую историчес­кую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку возможно говорить о педагогике рабовладельческого, феодального и современ­ного общества. Речь в данном случае идет об официаль­но признаваемой педагогике. Официальной обычно счи­тается педагогика, которая разрабатывается под вли­янием официальных, то есть правящих кругов общества и признается ими в качестве обязательной для исполь­зования в образовательно-воспитательных учреждениях.

Однако в условиях развития в обществе различных политических и идеологических течений некоторые из них пытались разрабатывать свои теории воспитания. Так, представители социалистического движения Томас Мор (1478-1535) в Англии, Томмазо Кампанелла (1568-1639) в Италии, К.А. Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) во Франции, затем К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) и другие развивали идеи социалистического (коммунистического) воспитания. С таких же позиций разрабатывали педаго­гическую теорию советские педагоги Н.К.Крупская (1869-1939), П.П.Блонский (1884-1941), С.Т.Шацкий (1878-1934), А.С.Макаренко (1888-1939) и другие. В их трудах есть значительные недостатки, которые обуслов­ливались моноидеологическими взглядами, нетерпи­мостью и борьбой с другими идеологическими течения­ми, недостаточным учетом общечеловеческих ценностей и т.д. Но было бы неправильным на этом основании от­рицать научную ценность их трудов в целом. За рубежом внимательно изучают их идеи о воспитательном коллек­тиве, о разнообразных формах внеклассной работы, а также об активизации обучения, усовершенствовании его содержания и методики, о подготовке учителей1. Тем более неразумно отказываться от всего этого нам.


С другой стороны, в каждую эпоху из состоятельной прослойки общества формировались деятели, которые пытались подняться выше интересов своего класса и выдвигали немало прогрессивных общественно-полити-

1 Никандров Н.Д. Педагогическое образование и общество в США // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 124-126.

25

ческих и педагогических идей, резко расходившихся с официальной педагогикой. Именно эти идеи составляют основу преемственности в педагогической теории различных эпох и стимулируют ее развитие. Но отсюда следует, что в педагогике прошлого нужно различать то, что служило эгоистическим интересам правящих классов общества и изжило себя, став лишь достоянием истории, и то, что содержало в себе положительные элементы и способство­вало прогрессу воспитания и педагогической теории, но­сило и носит общечеловеческий характер.

По степени теоретического отражения вопросов вос­питания различают научную и народную педагогику. Научная педагогика обычно связывается с углубленным теоретическим и методическим исследованием проблем воспитания, раскрытием и обоснованием его сущности и закономерностей.

Народная же педагогика существует в форме посло­виц, поговорок, сказок, преданий, а также воспита­тельных обычаев и традиций. Она выступает как сово­купность житейских представлений и практического опыта формирования личности в детском возрасте. Эта педагогика выше всего ценит такие качества, как уваже­ние к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание и сохранение национальных обычаев и тради­ций, доброжелательное отношение между людьми. В массе своей простые люди хорошо понимали огромную роль вос­питания в подготовке подрастающих поколений к жизни. Именно в их среде родилось изречение: рассчитываешь на год — засевай поле, рассчитываешь на десятилетия — выращивай фруктовые сады, рассчитываешь на века — работай с людьми и воспитывай детей.

Изучение народных и национальных особенностей вос­питания стало предметом исследования особой педагоги­ческой дисциплины - этнопедагогики1.

Иногда в отдельных публикациях народная педаго­гика и этнопедагогика рассматриваются как синонимы. Это неверно. Народная педагогика, как уже отмечалось, — это совокупность идей и представлений, формирующихся на основе народного опыта и сознания различных этно­сов (народов, наций) о воспитании. Этнопедагогика же — это специальная научная дисциплина, которая занима­ется исследованием народного воспитательного опыта и связанных с ним представлений о воспитании.


1 Валков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

26

В связи с распадом СССР на ряд независимых госу­дарств в отдельных из них ставится вопрос о создании своей национальной педагогики. Думается, однако, что предпринимаемые в этом направлении попытки являются несостоятельными. Нельзя смешивать два различных понятия — науку и практическую деятельность. Как наука педагогика представляет собой совокупность тео­ретических идей и закономерностей по вопросам воспи­тания, отражающих объективные основы его осуществ­ления и имеющих всеобщий характер для всех стран и народов. К ним относятся, например, идеи о том, что для воспитания нужно вовлекать растущую личность в разно­образные виды деятельности, стимулировать ее актив­ность в этой деятельности, формируя соответствующую потребностно-мотивационную сферу, и т.д. Подобные идеи, естественно, не могут быть национальными.

Другое дело — практическая воспитательная деятель­ность. Ее цели, содержание и методы осуществления от­ражают исторические, этнические и региональные осо­бенности различных стран и народов, и в этом смысле воспитание может носить национальный характер. Но на необходимость учета отмеченных особенностей воспи­тания указывает и научная педагогика.

Этот вопрос, между прочим, затрагивал еще К.Д.Ушинский. Возражая тем деятелям педагогической мысли, которые, исходя из важности народности воспи­тания, предлагали создавать в России свою специфичес­кую, народную педагогику, он писал: "Каждый образо­ванный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами (курсив наш. — И.Х.), которые остаются такими для всех народов. И, наоборот, какую пользу науке мог бы принести народ, создавший свою особенную народную науку, не понятную для других на­родов? Могла ли бы, наконец, идти наука вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, не усваивая результатов, добытых его предшественниками и современниками? Как непонятны выражения: фран­цузская математика, английский закон тяготения, не­мецкий закон химического сродства, — точно так же не имеет содержания и выражение: русская наука... Про­цесс создания науки совершается в той высшей сфере человеческих способностей, которая уже свободна и от влияния тела и от влияния характера..."1

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. С. 70.

27

5. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования.


Как известно, каждая отрасль человеческих знаний выделялась в особую науку только тогда, когда более или менее четко определялся только ей присущий предмет исследования. Что же является предметом исследования педагогики?

По давно сложившейся традиции в качестве предмета педагогики принято считать воспитание как подготовку растущего человека к жизни, причем долгое время речь шла только о подготовке к жизни подрастающих поколе­ний. Подобное определение предмета педагогики до неко­торого времени не вызывало сомнений. Казалось вполне естественным, что, поскольку педагогика возникла из потреб­ности общества в воспитании подрастающих поколений, в подготовке их к жизни, то и предметом ее исследования явля­ется воспитание, воспитательная деятельность.

Однако по мере развития педагогической теории все более ясными становились некоторая упрощенность и неточность подобного определения. Обратим внимание на то, что если предметом изучения педагогики считать вос­питание как специально организованную воспитательную деятельность, то не следует ли отсюда, что ее задача ог­раничивается только разработкой методической рецеп­туры, набора правил и приемов этой деятельности, как это кажется некоторым несведущим людям? Если согла­шаться с этим, то тогда педагогика теряет статус науки.

Указанное определение предмета педагогики имеет и другую слабую сторону. Оно не проясняет главного — на какой же основе педагогика разрабатывает теорию и ме­тодику воспитания? Между тем мы уже знаем, что вос­питание как общественное явление возникло и существует не само по себе, а выступает как средство подготовки формирующегося человека к жизни, развития у него не­обходимых общественных свойств и качеств. Это значит, что закономерности воспитания, его характер и методи­ческие основы коренятся не в самой воспитательной деятельности как таковой, а обусловливаются законо­мерностями развития и формирования человека как со­циального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом. Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности развития и формирова­ния человеческой личности и разработка на этой основе

28

теоретических и методических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Подобное уточнение предмета педагогики не является новым. Оно высказывалось еще в 50-х годах. В частнос­ти, А.Ф.Протопопов писал: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической лите­ратуре, а процесс направленного развития и формирова­ния человеческой личности в условиях ее обучения, об­разования, воспитания"1.