ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 372
Скачиваний: 1
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Какие объективные общественно-экономические предпосылки обус ловили необходимость воспитания и развития педагогической теории?
Почему воспитание относится к общей и вечной категории?
Как произошло название науки о воспитании — педагогики и когда она выделилась в особую отрасль научного знания?
Какие деятели мировой педагогики оставили заметный след в развитии теории воспитания?
Как происходило развитие педагогики в России и Беларуси и какие из ее деятелей внесли значительный вклад в развитие теорети ческих основ воспитания?
Как влияют политика и идеология общества на характер воспи тания и разработку педагогической теории?
Чем обусловлены формирование народной педагогики и разра ботка этнопедагогики?
Что является предметом исследования педагогики и какие про блемы она разрабатывает?
Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания в обществе и формировании человечес кой личности.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Антология педагогической мысли Белорусской ССР /Отв. ред. М.А.Лазарук. М., 1986.
Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
Вульфсон Б.Л. Педагогика // Пед. энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т.З.
Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ин-тов. М., 1982.
Нарысы гiсторыi народнай асветы i педагагiчнай думкi у Беларусi / Галоуны рэд. С.А.Умрэйка. Мн., 1968.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. М., 1973.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. М., 1976.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Под ред. Э.Д.Днепрова и др. М., 1991.
Перлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: Учеб. пособие для студентов вузов и педучилищ. Ашхабад, 1976.
30
I
Глава 2
РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ,
СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
И ОБОГАЩЕНИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ
1. Методологические основы педагогических иссле дований как фактор развития педагогической тео рии.
Связь педагогики с другими науками и исполь зование их идей о развитии человека.
Развитие методов исследования как условие со вершенствования педагогической теории.
Дифференциация педагогики на отдельные на учные дисциплины и расширение границ ее исследова ния.
Педагогика как теоретическая наука и педаго гическая деятельность как искусство.
1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории.
В предыдущей главе отмечалось, что педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребностей общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказывают также влияние политика и идеология общества. Но с течением времени существенное значение в ее развитии приобретают и другие факторы. К ним, в частности, относятся: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и совершенствование методов исследования.
Какую же роль в этом процессе выполняет методология педагогики? Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на теоретической интерпретации этих явлений.
Долгое время, будучи частью философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философских концепций. Одна из этих концепций исторически связана с именами древнегреческих философов — Сократа и Платона, считавших, что решаю-
31
щим в развитии человека является якобы его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.
Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались противоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоя-тельств жизни.
Эти два подхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе ее дальнейшего развития. Следствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые теоретические идеи по вопросам развития человека и воспитания. В то же время многие передовые педагоги (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.) выдвинули немало глубоких и научно аргументированных идей, которые существенно обогатили теорию обучения и воспитания и определили прогрессивное направление ее развития.
Какие же методологические посылки определяют современный подход в разработке теории воспитания и обусловливают ее подлинно научный характер? Детально эти посылки будут раскрываться в последующих главах в ходе освещения теоретических и методических основ обучения и воспитания. Здесь же обратим внимание на важнейшие из них.
Одна из методологических посылок состоит в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (от лат. determine - определяю) характер, то есть оно обусловливается потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, отражает тенденции его развития, национальные особенности народа и т.д. Вот почему в противоположность тем концепциям воспитания, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят его к развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на воспитательную практику, так и на разработку ее теоретических основ. Именно с этих позиций современная педагогика анализирует и оценивает педагогические теории прошлого, а при разработке воспитательных проблем на каждом новом этапе социального развития общества всесторонне исследует его реальные потребности в формировании под-
32
растающих поколений и в соответствии с ними совершенствует воспитательную теорию и практику.
Существенное значение для разработки научной теории воспитания имеет идея о том, что источники развития человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по "социальной программе", под влиянием общественной среды, в том числе воспитания. Это не только стимулирует исследование тех социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие человека, но и повышают роль специально организованного воспитания в формировании личности.
Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как личности находятся вне его, хотя он развивается по "социальной программе", тем не менее его нельзя представлять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естественно, побуждает ученых к поискам способов стимулирования этой активности в процессе воспитания.
Большое значение для разработки педагогической теории имеют также идеи о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.
Нельзя не отметить и следующего методологического положения. Подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педагогика, разрабатывая вопросы воспитания в соответствии с объективными тенденциями развития общества, служит интересам всех людей, их духовному возвышению, обновлению и совершенствованию общественных отношений.
Указанные методологические положения, которые лежат в основе развития современной научной педагогики, нисколько не отрицают теоретических идей воспитания, разработанных передовыми представителями педагогической мысли прошлого. Они только подчеркивают, каким должен быть ее научный характер, и убедительно свидетельствуют о ее гуманистических, общечеловеческих основах.
33
2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека. Исключительно большое значение в развитии педагогики имеет ее связь с другими науками. Она развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией, социологией, этикой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.
О связи педагогики с названными науками речь будет идти постоянно при последующем изложении конкретных вопросов воспитания. Здесь же мы ограничимся некоторыми общими аспектами освещения этой проблемы.
Один из этих аспектов состоит в том, что педагогика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Так, философские идеи, как показано выше, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Такие же методологические функции по отношению к педагогике выполняют этика, эстетика и другие смежные дисциплины. Идеи же других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи логики и психологии широко используются при разработке закономерностей организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологические идеи об условнорефлек-торной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек поведения.
Таким образом, идеи различных наук о человеке позволяют педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал К.Д.Ушинский. В предисловии к 1-му тому "Педагогической антропологии" он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"1. Тем самым он обращал внимание на необходимость глубокого изучения в педагогике данных всех антропологических наук, исследующих развитие человека.
1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. С.23.
34
Творческое использование в педагогике идей других наук о воспитании человека особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию известного психолога Б.Г.Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки1:
Однако,- отмечал он,- существует и некоторая опасность, таящаяся в такой ситуации: поток крайне разнородной научной информации уже сейчас превышает возможность ее своевременной переработки; некоторые из педагогических приложений гипертрофируются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспитанию и обучению, обусловленная прогрессирующей дифференциацией отдельных наук о человеке. Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции педагогических приложений разных наук в системе самой педагогики, путем последовательного развития ее... философских основ.
Вторым аспектом связи педагогики с другими науками является творческое использование их методов исследования. В частности, расширению методов экспериментального исследования при изучении педагогических явлений во многом способствуют такие науки, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.
Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния. Например, теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на развитие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология и др.
Нельзя не подчеркнуть и другого. Как ни глубоко проникают указанные науки в различные аспекты развития и формирования личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает сущности и закономерностей воспитания в целом, в единстве его теоретических и методических основ. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления. Вот почему предметом особой гордости каждого учи-