Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какие объективные общественно-экономические предпосылки обус­ ловили необходимость воспитания и развития педагогической теории?

  2. Почему воспитание относится к общей и вечной категории?

  1. Как произошло название науки о воспитании — педагогики и когда она выделилась в особую отрасль научного знания?

  2. Какие деятели мировой педагогики оставили заметный след в развитии теории воспитания?

  3. Как происходило развитие педагогики в России и Беларуси и какие из ее деятелей внесли значительный вклад в развитие теорети­ ческих основ воспитания?

  4. Как влияют политика и идеология общества на характер воспи­ тания и разработку педагогической теории?

  5. Чем обусловлены формирование народной педагогики и разра­ ботка этнопедагогики?

  6. Что является предметом исследования педагогики и какие про­ блемы она разрабатывает?

  7. Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать возрастающую роль воспитания в обществе и формировании человечес­ кой личности.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Антология педагогической мысли Белорусской ССР /Отв. ред. М.А.Лазарук. М., 1986.

Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

Вульфсон Б.Л. Педагогика // Пед. энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т.З.

Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учеб. для студен­тов пед. ин-тов. М., 1982.

Нарысы гiсторыi народнай асветы i педагагiчнай думкi у Беларусi / Галоуны рэд. С.А.Умрэйка. Мн., 1968.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И.Пискунов. М., 1976.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Под ред. Э.Д.Днепрова и др. М., 1991.

Перлиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: Учеб. по­собие для студентов вузов и педучилищ. Ашхабад, 1976.

30

I

Глава 2

РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ,

СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

И ОБОГАЩЕНИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИКИ

1. Методологические основы педагогических иссле­ дований как фактор развития педагогической тео­ рии.

  1. Связь педагогики с другими науками и исполь­ зование их идей о развитии человека.

  2. Развитие методов исследования как условие со­ вершенствования педагогической теории.

  3. Дифференциация педагогики на отдельные на­ учные дисциплины и расширение границ ее исследова­ ния.

  4. Педагогика как теоретическая наука и педаго­ гическая деятельность как искусство.

1. Методологические основы педагогических иссле­дований как фактор развития педагогической теории.

В предыдущей главе отмечалось, что педагогика возникла и развивается под влиянием объективных потребнос­тей общества в соответствующей подготовке подрас­тающих поколений к жизни и трудовой деятельности. На ее формирование оказывают также влияние поли­тика и идеология общества. Но с течением времени су­щественное значение в ее развитии приобретают и другие факторы. К ним, в частности, относятся: методология педагогики, ее связь с другими науками о человеке и со­вершенствование методов исследования.

Какую же роль в этом процессе выполняет методология педагогики? Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или обще­ственных явлений и которые решающим образом сказы­ваются на теоретической интерпретации этих явлений.

Долгое время, будучи частью философии, педагогика развивалась и продолжает развиваться под влиянием двух основных философских концепций. Одна из этих кон­цепций исторически связана с именами древнегреческих философов — Сократа и Платона, считавших, что решаю-

31

щим в развитии человека является якобы его природное предрасположение и что внешние условия играют в его формировании второстепенную роль.

Гераклит, Демокрит и Эпикур придерживались про­тивоположного мнения, связывая формирование человека с определяющим влиянием внешних условий и обстоя-тельств жизни.

Эти два подхода к разработке педагогической теории имели место и в процессе ее дальнейшего развития. След­ствием этого явилось то, что в педагогике до сих пор существуют противоречивые теоретические идеи по воп­росам развития человека и воспитания. В то же время многие передовые педагоги (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.) выдвинули немало глубоких и научно аргументи­рованных идей, которые существенно обогатили теорию обучения и воспитания и определили прогрессивное на­правление ее развития.


Какие же методологические посылки определяют со­временный подход в разработке теории воспитания и обус­ловливают ее подлинно научный характер? Детально эти посылки будут раскрываться в последующих главах в ходе освещения теоретических и методических основ обу­чения и воспитания. Здесь же обратим внимание на важнейшие из них.

Одна из методологических посылок состоит в том, что воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (от лат. determine - оп­ределяю) характер, то есть оно обусловливается потреб­ностями общества в подготовке подрастающих поколе­ний к жизни, отражает тенденции его развития, наци­ональные особенности народа и т.д. Вот почему в проти­воположность тем концепциям воспитания, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят его к развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика исследует объективные производственно-экономические и социаль­но-политические факторы, влияющие как на воспитатель­ную практику, так и на разработку ее теоретических основ. Именно с этих позиций современная педагогика анализирует и оценивает педагогические теории прошло­го, а при разработке воспитательных проблем на каждом новом этапе социального развития общества всесторонне исследует его реальные потребности в формировании под-

32

растающих поколений и в соответствии с ними совер­шенствует воспитательную теорию и практику.

Существенное значение для разработки научной тео­рии воспитания имеет идея о том, что источники разви­тия человека как личности находятся вне человека, что его формирование происходит по "социальной програм­ме", под влиянием общественной среды, в том числе вос­питания. Это не только стимулирует исследование тех социальных факторов, которые оказывают влияние на развитие человека, но и повышают роль специально орга­низованного воспитания в формировании личности.

Весьма важным для педагогики является положение о том, что, хотя источники развития человека как лич­ности находятся вне его, хотя он развивается по "соци­альной программе", тем не менее его нельзя представ­лять себе как пассивный продукт воздействия среды и обстоятельств. Научная педагогика исходит из призна­ния определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании, что, естествен­но, побуждает ученых к поискам способов стимулирова­ния этой активности в процессе воспитания.


Большое значение для разработки педагогической те­ории имеют также идеи о том, что вместе с совершен­ствованием социальных и духовных отношений в обще­стве совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позво­ляющими ему улучшать свои как природные, так и лич­ностные свойства и качества.

Нельзя не отметить и следующего методологического положения. Подлинная наука, отражающая объектив­ные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. В этом смысле педаго­гика, разрабатывая вопросы воспитания в соответствии с объективными тенденциями развития общества, служит ин­тересам всех людей, их духовному возвышению, обновлению и совершенствованию общественных отношений.

Указанные методологические положения, которые ле­жат в основе развития современной научной педагогики, нисколько не отрицают теоретических идей воспитания, разработанных передовыми представителями педагогичес­кой мысли прошлого. Они только подчеркивают, каким дол­жен быть ее научный характер, и убедительно свидетель­ствуют о ее гуманистических, общечеловеческих основах.

33

2. Связь педагогики с другими науками и использо­вание их идей о развитии человека. Исключительно большое значение в развитии педагогики имеет ее связь с другими науками. Она развивается, укрепляя и совер­шенствуя свои связи с философией, социологией, эти­кой, эстетикой, психологией, физиологией человека, этнографией, математикой и другими отраслями знаний.

О связи педагогики с названными науками речь будет идти постоянно при последующем изложении конкретных вопросов воспитания. Здесь же мы ограничимся некото­рыми общими аспектами освещения этой проблемы.

Один из этих аспектов состоит в том, что педаго­гика заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования идеи других наук, помо­гающие глубже проникать в сущность воспитания и разрабатывать его теоретические основы. Так, фило­софские идеи, как показано выше, выполняют важную методологическую роль в процессе разработки педагоги­ческой теории, помогая ученым в определении исходных позиций при исследовании педагогических явлений. Та­кие же методологические функции по отношению к пе­дагогике выполняют этика, эстетика и другие смежные дисциплины. Идеи же других наук служат непосредствен­ной основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, идеи логики и психологии широко используются при разработке закономерностей органи­зации познавательной деятельности учащихся в процес­се обучения. Физиологические идеи об условнорефлек-торной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с форми­рованием умений, навыков и привычек поведения.


Таким образом, идеи различных наук о человеке по­зволяют педагогике глубже и всесторонне исследовать закономерности воспитания. На это положение в свое время указывал К.Д.Ушинский. В предисловии к 1-му тому "Педагогической антропологии" он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отноше­ниях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"1. Тем самым он обращал внимание на необ­ходимость глубокого изучения в педагогике данных всех антропологических наук, исследующих развитие человека.

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.8. С.23.

34

Творческое использование в педагогике идей других наук о воспитании человека особенно большое значение имеет в настоящее время, когда человековедение, по справедливому замечанию известного психолога Б.Г.Ананьева, превращается в одну из генеральных проблем современной науки1:

Однако,- отмечал он,- существует и некоторая опас­ность, таящаяся в такой ситуации: поток крайне разно­родной научной информации уже сейчас превышает воз­можность ее своевременной переработки; некоторые из педагогических приложений гипертрофируются и проти­вопоставляются самой педагогике, притязая на собствен­ную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспитанию и обучению, обусловленная прогрессирующей дифференциацией отдельных наук о человеке. Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, орга­низации и интеграции педагогических приложений разных наук в системе самой педагогики, путем последователь­ного развития ее... философских основ.

Вторым аспектом связи педагогики с другими на­уками является творческое использование их методов исследования. В частности, расширению методов экспе­риментального исследования при изучении педагогичес­ких явлений во многом способствуют такие науки, как психология, социология и др. Математика обогащает педагогику статистическими методами исследования.

Говоря о связи педагогики с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния. Например, теорети­ческие идеи о роли воспитательного коллектива в фор­мировании личности, фундаментально разработанные в педагогике (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко), оказали и продолжают оказывать воздействие на разви­тие исследований по данной проблеме в таких науках, как психология, философия, этика, социология и др.

Нельзя не подчеркнуть и другого. Как ни глубоко про­никают указанные науки в различные аспекты разви­тия и формирования личности, ни одна из них всесто­ронне не раскрывает сущности и закономерностей вос­питания в целом, в единстве его теоретических и мето­дических основ. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществ­ления. Вот почему предметом особой гордости каждого учи-