ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 0
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Лесгафт П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1951. Т.1.
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. М., 1989.
Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы //Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию /Сост. В.П.Богословский. М., 1984.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.
Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.
Глава 26
Формирование мировоззрения
Школьников в общей системе
Учебно-воспитательной работы*
Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы.
Основные виды мировоззрения.
3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
4. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение.
5. Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного миро воззрения.
6. Дидактические и воспитательные условия, спо собствующие переводу знаний во взгляды, убеждения и идеалы личности в системе учебных занятий и внеклассной работы.
7. Критерии сформированности мировоззрения уча щихся.
1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы. В предыдущих главах освещены вопросы формирования у учащихся социальных, нравственных и эстетических отношений. Более обобщенным и высшим уровнем отноше-
* Глава написана совместно с доцентом В.П.Горленко.
454
ний личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.
Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.
Не отрекся от своей гелиоцентрической теории выдающийся польский астроном Николай Коперник (1473—1543), хотя подвергался неслыханным гонениям и оскорблениям со стороны церковных фанатиков.
Великий итальянец Джордано Бруно (1548—1600) развивал идеи Николая Коперника и выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном количестве звездных галактик во Вселенной. Его учение было признано ересью, а сам он был присужден к сожжению на костре. Но он не отказался от своих убеждений и остался верен своему мировоззрению. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказано так: "Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком". Сам же Бруно бросил в лицо судьям: "Вы с большим страхом произносите приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение".
Другой известный итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642), убежденный в том, что Земля находится не в состоянии покоя, как считалось в его время, а постоянно движется вокруг Солнца, несмотря на понуждение отречься от этой "ереси", шепчет про себя: "А все же она вертится..."
Генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, будучи раненым, был захвачен немецкими фашистами в плен, не изменил Родине и погиб в результате жестоких пыток, сохраняя верность воинской присяге.
Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоз-
455
зрения. Так, протопоп Аввакум — глава русского православного раскола — настойчиво выступал против церковных реформ патриарха Никона. По решению церковного собора в 1653 году он был сослан с семьей в Сибирь, в г.Тобольск. В 1667 году был опять осужден и сослан в Пустозерск, где 15 лет прожил в земляной тюрьме, а затем, как не покорившийся, по указу царя Федора был сожжен на костре, подав изумительный пример беззаветной убежденности. До конца оставалась верной своим раскольническим убеждениям его последовательница -боярыня Морозова, которая была сослана в г.Боровск и также умерла в заточении. Силу ее веры хорошо показал художник В.И.Суриков в широко известной картине "Боярыня Морозова".
Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная. В чем же они проявляются?
Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа детерминизма, то есть ищет те материальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.
Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки. Вспомним Л.Н.Толстого. Произошедший в конце 70-х — начале 80-х годов перелом в его мировоззрении не мог не вызвать серьезных перемен в его деятельности и поведении. Помощь Л.Н.Толстого голодающим,
456
протесты против смертной казни, его отлучение Синодом от церкви, его "чудачества": шитье сапог, работа за плугом, вегетарианство и, наконец, уход из Ясной Поляны — все это явилось следствием его изменившегося миропонимания. Придя к отрицанию собственности, Толстой стремился привести в соответствие с этими убеждениями и свой образ жизни. Он отказывается от владения недвижимым имуществом, землей, от авторского права на последние свои сочинения, передавая его желающим безвозмездно печатать и издавать их.
Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Возьмем такой пример, как оценка людьми с разными взглядами положения трудового народа до 1917 года при царской власти. Даже среди ученых здесь нет единства мнений. Одни из них утверждают, что тогда Россия была в расцвете и людям жилось неплохо. Другие же, наоборот, пытаются доказывать совсем иное и говорят об отсталости российского государства и бедности народных масс. А все дело в том, что среди ученых существуют различные мировоззренческие подходы к освещению этой проблемы.
Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.
2. Основные виды мировоззрения. Собственные представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но качественная характеристика этих представлений, взглядов и отношений бывает различной. В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское. Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества или классов, а также представителей различных политических течений и партий. В чем же заключается сущность названных видов мировоззрения?
Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные на основе
457
научного анализа и теоретического осмысления причинно-следственных связей, характеризующих развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает надежную основу для предвидения возможного развития того или иного явления, процесса и позволяет сознательно управлять ими. Оно является объективно верным. Но поскольку наука развивалась постепенно, поэтому и научное мировоззрение на различных ступенях эволюции общества имело свою специфику. Поэтому иногда говорят о научном мировоззрении древнегреческих философов, о мировоззрении эпохи Возрождения и т.д. Нередко под научным мировоззрением понимают определенные естественнонаучные концепции мироздания, например гелиоцентрическую или механическую.
Нетрудно заметить, что при определении сущности научного мировоззрения во всех случаях имеется в виду, что именно наука, отдельные ее области служат источником формирования мировоззренческих взглядов и убеждений.
Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д. Вместе с тем деятели религии не только предпринимают попытки опираться на "потусторонние" силы, но и используют физические, исторические, философские и социологические знания, особенно те, которые находятся на острие познанного и непознанного, и выстраивают на этой почве свою идеологию. К сожалению, педагогика до недавнего времени практически не касалась личностно-психологического значения религии для человека вообще и детей в частности. А между тем ребенок не живет без веры, без чувства вины, утешения, душевного очищения, интуитивных предчувствий. В этой связи возникает вопрос: каким же должно быть сегодня отношение школы к религиозному воспитанию?
Здесь следует исходить из того, что религия представляет собой мощный пласт человеческой культуры. Поэтому отдельные элементы религиоведения могут найти место в школьных программах. Каждый образованный человек должен иметь то или иное представление о Библии и Коране, о присущих им образах, идеях, так как они оказывают огромное воздействие на развитие куль-
458
туры. В то же время было бы несправедливо забывать и о другой традиции — свободомыслии и атеизме. Государство должно обеспечивать свободу мировоззренческого выбора. Но поскольку школа у нас светская и отделена от религии, ее задача — формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся представления о научной картине мира и правильно истолковывать роль религии в обществе.
Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколения в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире. Обыденное мировоззрение опирается на житейское познание и обычно отражает внешние, не всегда существенные, бросающиеся в глаза признаки вещей, событий, явлений. Эти признаки зачастую составляют основу знаний и представлений человека, что нередко приводит к поверхностным, а иногда и ошибочным обобщениям. И тем не менее нельзя огульно утверждать, что это мировоззрение якобы не дает человеку возможности правильно понимать окружающий его мир. Есть множество примеров того, когда человек, не владеющий глубоко научными знаниями, довольно верно рассуждает об окружающих его явлениях в развитии природы и общества, хорошо трудится, проявляет высокую нравственность.
Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением хорошо служат родине, совершают высоконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось, должна способствовать и использовать обучение и воспитание для формирования у учащихся научного мировоззрения. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.
3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура. Термин "мировоззрение" (миросозерцание) возник в конце XVIII века и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. Тем не