ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<список имен>: <тип> или var<список имен>: <тип>

В первом случае говорят о параметрах-значениях, во втором - о параметрах-переменных. В простейшем случае заголовок процедуры может содержать только имя процедуры.

Оператор вызова процедуры имеет вид

<имя процедуры> (<список выражений>);

Указанные выражения называют фактическими параметрами. Их список должен точно соответствовать списку описаний формальных параметров процедуры. Во время вызова процедуры каждому параметру-значению присваивается значение соответствующего фактического параметра и поэтому их обычно используют для передачи входных данных.

Параметры-переменные следует использовать для представления результатов процедуры.

Функция - это подпрограмма, определяющая единственное скалярное, вещественное или строковое значение. Отличия подпрограммы-функции от процедуры:

• заголовок функции начинается со служебного слова functionи заканчивается указанием типа значения функции:

function<имя> (список описаний формальных параметров): <тип>;

•раздел операторов функции должен содержать хотя бы один оператор присваивания имени функции;

• обращение к функции - не оператор, а выражение вида

<имя функции> (<список фактических параметров>).

Функции (и процедуры) могут использовать свое имя в собственном описании, т.е. могут быть рекурсивными.

Внешние библиотеки.Как известно, подпрограммы (процедуры и функции) используются в программах с целью их структурирования, а также при многократных повторениях некоторых частей программы. Процедуры и функции описываются в программных единицах в разделе описания подпрограмм. Они являются внутренними для этих программных единиц.

Бывают случаи, когда одни и те же подпрограммы могут использоваться в различных программах одного и даже нескольких пользователей. В подобных ситуациях целесообразно создавать внешние подпрограммы, которые можно в необходимый момент подключать в любые программы. Как правило, внешние подпрограммы объединяют в отдельные пакеты, так называемые, библиотеки внешних подпрограмм. Могут создаваться личные библиотеки, специализированные библиотеки коллективного пользования и др. С одной из таких библиотек - встроенной библиотекой стандартных подпрограмм - пользователи имеют дело практически всегда. В состав этой библиотеки входят процедуры и функции вычисления значений ряда элементарных функций: синуса, косинуса, экспоненты и т.д., процедуры и функции обработки символьных величин, процедуры ввода-вывода и др. (список их приведен в конце § 3). Встроенная библиотека подключается к любой программе автоматически при компиляции. Поэтому откомпилированный файл с расширением .corn(иногда называемый «комовским»), как правило, занимает в 8 -10 раз больше места в памяти, чем исходный текст.


Внешние подпрограммы создаются обычным образом в виде отдельного файла или файлов. Для подключения внешних подпрограмм в программе пользователя в разделе описания ставится директива $Iимя файла. С этого момента все процедуры и функции внешнего файла становятся внутренними для программы, и на все входящие в него процедуры и функции распространяется правило локальных и глобальных переменных. В этой связи, директива подключения внешнего файла должна размещаться после описания всех ею используемых глобальных параметров, процедур и функций.

Модулииспользуют в более поздних версиях Паскаля для создания библиотек и разделения больших программ на логически связанные независимые друг от друга составные части. В состав модуля входят следующие разделы: заголовок, интерфейс, реализация, инициализация. Заголовок необходим для ссылок на модуль. Интерфейс содержит объявления, включая процедуры и функции, представленные списком заголовков и доступные пользователям в теле основной программы. Раздел «реализация» содержит тела процедур и функций, перечисленных в интерфейсной части модуля. Раздел «инициализация» содержит операторы, необходимые для инициализации модуля. Таким образом модуль - это набор констант, типов данных, переменных, процедур и функций. Каждый модуль компилируется отдельно; результат компилляции - файл с расширением .tpu(TurboPascalUnit). Каждый элемент модуля можно использовать в программе пользователя без дополнительного объявления, для чего достаточно записать имя используемого модуля в директивеUsesв начале программы после его заголовка.

В Турбо-Паскале версии 5.0 и выше применяют стандартные модули CRT,GRAPHи др. В этих модулях содержатся сервисные процедуры и функции по работе с экраном дисплея, с клавиатурой, графическими примитивами и т.п. Модули подключаются к программе путем специальной команды, размещаемой сразу после заголовка:

uses<имя модуля>

Программист может сам создать модуль. Ниже приведен пример с соответствующими комментариями.


      1. 3.7. Работа с файлами

Файл (последовательность) - это одна из наиболее фундаментальных структур данных. Программная организация компьютеров, их связь с внешними устройствами основаны на файловой структуре.

Файлы позволяют решить две проблемы:

1) возможность формирования и сохранения значений для последующего использования другими программами (например, в программах многократной обработки информационных систем, таких как платежные ведомости, различные АСУ, базы данных, необходимость длительного хранения информации очевидна);

2) взаимодействие программ с внешними устройствами ввода-вывода: дисплеем, принтером, АСП и т.п.

В Паскале эти проблемы снимаются с помощью структурированных данных файлового типа.

Файловый тип данных в программе задается следующем образом:

type<имя файлового типа> =fileof<тип компонентов>

В качестве типа компонентов файла разрешается использовать любой тип данных, кроме файлового

Описание файловой переменной задается обычным способом в разделе описаний. Например:

var f: intfile; или var f: file of integer;

Файловая переменная является буфером между Паскаль-программой и внешним устройством и должна быть логически с ним связана. Связь осуществляется оператором языка Паскаль:

assign(<имя файловой переменной>,'<имя устройства>')

Как правило, файлы для хранения данных связаны с устройством внешней памяти на магнитных носителях (дисковод) и носят название внешние файлы. Если, например, файл с именемprimer,datлогически связан с дисководом А:, то все данные, помещаемые в файл, будут храниться на этом дисковом накопителе,a установка «окна» между программой и файлом будет определяться через файловую переменную f оператором

assign(f, 'primer.dat')

Если внешним устройством является принтер, то связь осуществляется оператором assign(f, '1st:'). Здесь 1st - логическое имя печатающего устройства. Ниже приведены логические имена внешних устройств ввода-вывода:

con- консоль;trm- терминал;kbd- клавиатура; 1st - принтер;aux- буфер сети;

usr-драйвер пользователя.

После осуществления связи файловая переменная fотождествляется с соответствующим файлом.

Для работы с файлом его необходимо открыть, а по окончании работы — закрыть Файл открывается для чтения оператором reset(f), для записи - операторомrewrite(f).

Чтение и запись данных осуществляется известными командами read/write, только в начале списка помещается имя файловой переменной:


read(f, <список ввода>);readln(f, <список ввода>);

write(f, <список вывода>);writeln(f, <список вывода>).

Закрытие файла осуществляется командой close(f).

      1. 3.8. Работа с графикой

Машинная (компьютерная) графика - одно из важных направлений в современной прикладной информатике. В отличие от базового Паскаля, современные версии содержат мощные средства разработки графических программ. Рассмотрим часть соответствующих возможностей Турбо-Паскаля, в котором они реализованы с помощью стандартного модуляGraph.

Модуль представляет собой мощную библиотеку графических подпрограмм универсального назначения, рассчитанную на работу с наиболее распространенными графическими адаптерами CGA,EGA,VGA,SVGAIBM-совместимых персональных компьютеров.

Подключение модуля Graph,tpuк программе выполняется директивой

usesgraph;

Инициализация графического экрана осуществляется с помощью процедуры Initgraph. Драйвер поддерживает тот или иной режим экрана:

Некоторые сведения о драйверах н определяемых ими режимах

Адаптер

Драйвер

Режим (Номер, имя)

Разрешимость

Число страниц

EGA

EGA

OEgalo

640х200

4

1 Egahi

640х350

2

VGA

VGA

OVgalo

640х200

4

IVgalo

640х350

2

2Vgalo

640х480

1

Процедура инициализации в Турбо-Паскале имеет три аргумента:

Initgraph(<драйвep>, <режим>, '<путь к драйверу>').

Она может быть выполнена так:

uses graph;


Var gd, gm: integer; {переменные gd и gm определяют драйвер и режим}

begin

gd:=vga; gm:=vgahi;

initgraph(gd,gm.'d:\tp55);

Первые две команды можно заменить одной:

gd:=detect

Целая константа detect=0 в модулеGraphавтоматически распознает драйвер и устанавливает режим максимального разрешения для данной машины.

Процедура closegraphосвобождает память от драйвера и устанавливает режим работы экрана, который был до инициализации графики.

Для обнаружения ошибок в графике применяются функции graphresultиgrapherrormsg(код ошибки). Последняя выдает строку сообщения о характере ошибки, соответствующей коду.

Для формирования палитры используется система смешения красного, зеленого и синего цветов и изменения яркости луча. Цвет задается номером из списка цветов палитры в интервале 0 .. 15.

Процедуры sе1со1ог(<цвет>) иsetbkcolor(<цвет>) устанавливают текущий цвет рисунка и цвет фона. При инициализации графики по умолчанию устанавливается черный фон и белый цвет рисунка.

Координаты точек воспринимаются в «экранной» системе координат, в которой начало - верхний левый угол экрана, ось «х» направлена вниз, ось «у» -направо.

Основные процедуры модуля Graph

Заголовок процедуры

Геометрический смысл

putpixel(x,y,c)

Построить точку (х,у) цветом с

setlinestyle(a,b,t)

Установить стиль, образей и толщину линий

line(xl,yl,x2,y2)

Соединить две точки отрезком

rectangle(xl,yl.x2.y2)

Построить прямоугольник с заданными концами диагонали и

сторонами, параллельными осям координат

circle(x,y,r)

Построить окружность с центром (х,у) и радиусом г

arc(x,y,a,b,r)

Построить дугу окружности: a,b- начальный и конечный угол в

Градусах

ellipse(x,y,a,b,rx,ry)

Построить эллиптическую дугу: rx, rу - полуоси эллипса

setfillstyle(t,c)

Установить стиль закраски и ее цвет

fillellipse(x,y,rx,ry)

Построить закрашенный эллипс, используя цвет рисунка

floodfill(x,y,cg)

Закрасить фигуру до границы с цветом cg; (x,y) - внутренняя

точка фигуры

bar(xl,yl,x2,y2)

Построить столбец, используя тип и цвет закраски

pieslice(x,y,a,b.r)

Построить и закрасить сектор круга

sector(x,y.a,b,rx,ry)

Построить и закрасить эллиптический сектор

settextsiyle(f,n,d)

Установить шрифт, направление вывода и размер символа текста '

outtextxy(x,y,st)

Вывести строку st, начиная с точки (х,у)

outtext(st)

Вывести строку, начиная с точки расположения текущего указателя