Файл: Предмет философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 638

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

8. Становление и развитие философии

16. Всеединство бытия

3. Философия как разновидность мировоззрения

6. Специфика философского знания

1. Предмет и методы философии

7. Функции философии

9. И 10. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.

11. Основной вопрос философии и 2 его стороны

11. Основной Вопрос Философии

12. Материализм и идеализм в философии

14. Материальное и идеальное

15. Самоорганизация бытия

17. Движение и развитие, диалектика

21. Бытие как мир идей.

22. Пространство и время

24. Детерминизм и индетерминизм

25. Эволюционная и креационная модели

26. Познание, творчество, практика

27. Вера и знание

28. Понимание и объяснение

29. Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности

30. Понятия истины

32. Филосовская методология

5.Философствование как исследование.

18.Множественность форм бытия.

1. Формы бытия.

20.Теория хаоса(синергетика)

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

34. Рационализм и эмпиризм.

35. Интуитивизм.

36. Феноменология.

37. Прагматизм

38.Логическое мышление: дедукция и индукция.

Индукция и дедукция

39. Формально-логический закон мышления

40. Логика и язык

41. Научное познание.

43. Рост научного знания и нтр.

44. Научная методология.

45. Человек, общество, культура.

46. Человек как философская проблема

47. Человек и природа.

48. Учения о душе.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

49. Философская антропология 20-го века.

50. Человек- культурное существо. Человек

Культура и природа человека

52. Что такое природа человека. Природа Человека

53. Биологическое, социальное и духовное в человеке.

54. Сознание и самосознание личности.

55. Сознание и бессознательное.

56. Существование человека.

57. Философия любви.

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

58. Свобода и ответственность.

59. Формирование и развитие форм культуры.

Материальная культура

Духовная культура

Информационная культура

Физическая культура

Виды культуры

Культура общества

62. Девиантное поведение.

63. Задатки способности талант и гениальность человека.

64. Религиозные ценности и свобода совести.

65. Основной жизненный цикл общества.

66. Культура и цивилизация.

67. Трудовая теория стоимости.

Теории стоимости

68. Человеческий и социальный капитал.

Ваш человеческий и социальный капитал

69. Глобальные проблемы современности.

Список глобальных проблем

Попытки решения

Глобальные проблемы современности

Итак, вещи, процессы, состояния, целостность природы существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа является объективной реальностью.

В универсуме природы человек с его сознанием - только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, "быть" - вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но и воображением и мыслью весь универсум.

Бытие вещей и процессов , созданных человеком, двойственно. С одной стороны, в них воплощен природный материал - как объективной реальности. С другой стороны, говоря словами К. Маркса, в них "опредмечены", воплощены труд и знания человека. Существенная роль отводится при этом целеполаганию, формированию проекта, плана действий, образа, модели и т.д. Это и есть то идеальное , благодаря которому формируется идея предмета, затем воплощаемая в жизнь. Так становится мир искусства и техники. По существу, бытие вещей и процессов, созданных человеком есть социально-историческое цивилизованное бытие.

В философском учении о бытии человека в мире вещей важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует. Несомненно, первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела, как вещи объективной реальности. В этом аспекте проблема человеческого бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека - антропогенеза.

Важно заметить, что бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Жизнь тела тесно связана с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Мысли и эмоции являются важными аспектами целостного бытия человека. Значимым для человека является и общение. Между бытием человеком в качестве природного тела и социальным бытием также существует диалектическое единство. Дадим понятие духовного.

Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включают знания, материализующиеся в формах естественных языков, знаково-символических систем. Иными словами это бытие индивидуализированного духовного.

Индивидуальное духовное бытие, отрываясь от носителя (субъекта, человека) синтезируется и воплощается в бытии объективированного духовного. Материальные "носители" духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты в науке, холсты, краски, картины в искусстве и т.д.). Идея становится вещью "второй природы" "выплавленная" из материала "первой природы".


Исследуя формы постижения бытия Ю. Урманцев подчеркивает, что существование есть существование - система потому, что оно есть существование объектов идеальных, материальных и идеально-материальных. При этом первые "образуют" субъективную, вторые - объективную, третьи - субъективно-объективную реальности. Две основные и одну производную подсистему.

Субъективная реальность - это реальность идеальных систем разного иерархического ранга. Она состоит из ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений человека; гипотез, концепций, теорий науки; художественных образов искусства; картин мира философии; буддизма, ислама, христианства в религии; мифов мифологии и т.д. Важно то, что идеальные объекты субъективной реальности не менее реальны или более проходящи, чем материальные объекты объективной реальности.

Объективная реальность - это реальность материальных систем также разного иерархического ранга: от элементарных частиц до Вселенной.

Субъективно-объективная реальность - это реальность субъективных и одновременно объективных систем: разного рода социумов, начиная с человека и кончая человечеством, различных социальных институтов. В субъективно-объективную реальность включаются отношения взаимодействия, конрелятивизма ("согласия") и дисрелятивизма ("несогласия").


20.Теория хаоса(синергетика)

Синергетика - современная теория самоорганизующихся систем, основанная на принципах целостности мира, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации; нелинейности (многовариантности, альтернативности) и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости.

Тео́рия ха́оса — математический аппарат, описывающий поведение некоторых нелинейных динамических систем, подверженных при определённых условиях явлению, известному какхаос. Поведение такой системы кажется случайным, даже если модель, описывающая систему, являетсядетерминированной.

33. Познание как отражение действительности в сознании людей

Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или искаженные.

Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 629.

Подобно основным формам бытия, г-н Дюринг считает также возможным вывести всю чистую математику непосредственно из головы, априорно, т.е. не прибегая к опыту, который мы получаем из внешнего мира...

Что чистая математика имеет значение, независимое от особого опыта каждой отдельной личности, это, конечно, верно, но то же самое можно сказать о всех твердо установленных фактах любой науки и даже о всех фактах вообще. Магнитная полярность, состав коды из водорода и кислорода, тот факт, что Гегель умер, а г-н Дюринг жив, – все это имеет значение независимо от моего опыта или опыта других отдельных личностей, даже независимо от опыта г-на Дюринга, когда последний спит сном праведника. Но совершенно неверно, будто в чистой математике разум имеет дело только с продуктами своего собственного творчества и воображения. Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать, т.е. производить первую арифметическую операцию, представляют собой все, что угодно, только не продукт свободного творчества разума. Чтобы считать, надо иметь не только предметы, подлежащие счету, но обладать уже и способностью отвлекаться при рассматривании этих предметов от всех прочих их свойств кроме числа, а эта способность есть результат долгого, опирающегося на опыт, исторического развития. Как понятие числа, так и понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления. Должны были существовать вещи, имеющие определенную форму, и эти формы должны были подвергаться сравнению, прежде чем можно было прийти к понятию фигуры. Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные отношения действительного мира, стало быть – весьма реальный материал. Тот факт, что этот материал принимает чрезвычайно абстрактную форму, может лишь слабо затушевать его происхождение из внешнего мира. Но чтобы быть в состоянии исследовать эти формы и отношения в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от их содержания, оставить это последнее в стороне как нечто безразличное; таким путем мы получаем точки, лишенные измерений, линии, лишенные толщины и ширины, разные а и b, х и y, постоянные и переменные величины, и только в самом конце мы доходны до продуктов свободного творчества и воображения самого разума, а именно – до мнимых величин. Точно так же выведение математических величин друг из друга, кажущееся априорным, доказывает не их априорное происхождение, а только их рациональную взаимную связь. Прежде чем прийти к мысли выводить форму цилиндра из вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон, нужно было исследовать некоторое количество реальных прямоугольников и цилиндров, хотя бы и в очень несовершенных формах. Как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики. Но, как и во всех других областях мышления, законы, абстрагированные из реального мира, на известной ступени развития отрываются от реального мира, противопоставляются ему как нечто самостоятельное, как явившиеся извне законы, с которыми мир должен сообразоваться. Так было с обществом и государством, так, а не иначе, чистая математика применяется впоследствии к миру, хотя она заимствована из этого самого мира и только выражает часть присущих ему форм связей, – и как раз только поэтому и может вообще применяться... Представления о линиях, поверхностях, углах, многоугольниках, кубах, шарах и т.д. – все они отвлечены от действительности, и нужна изрядная доза идеологической наивности, чтобы поверить математикам, будто первая линия получилась от движения точки в пространстве, первая поверхность – от движения линии, первое тело – от движения поверхности и т.д. Даже язык восстает против этого. Математическая фигура трех измерений называется телом, corpus solidum по-латыни, следовательно – даже осязаемым телом, и, таким образом, она носит название, взятое отнюдь не из свободного воображения ума, а из грубой действительности.


Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 36-39.

Единственным содержанием мышления являются мир и законы мышления.

Общие результаты исследования мира получаются в конце этого исследования; они, следовательно, являются не принципами, не исходными пунктами, а результатами, итогами.

Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, 630.

Результаты геометрии представляют собой не что иное, как естественные свойства различных линий, поверхностей и тел, resp.1 их комбинаций, которые в значительной своей части встречались в природе уже задолго до того, как появились люди (радиолярии, насекомые, кристаллы и т.д.).

1 respective – соответственно. Ред.

Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 631.

Идея, будто познание может "создавать" всеобщие формы, заменять первичный хаос порядком и т.п., есть идея идеалистической философии. Мир есть закономерное движение материи, и наше познание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 174

...Материалистическая теория, теория отражения предметов мыслью, изложена здесь с полнейшей ясностью: вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления – образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 109-110.

"Материалистическая теория познания, – писал И. Дицген, – сводится к признанию того, что человеческий орган познания не испускает никакого метафизического света, а есть кусок природы, отражающий другие куски природы". Это и есть материалистическая теория отражения в познании человека вечно движущейся и изменяющейся материи, – теория, вызывающая ненависть и ужас, клеветы и извращения всей казенной, профессорской философии.

Ленин В.И. К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена. – Полн. собр. соч., т. 23, с. 119.

...Махисты – субъективисты и агностики, ибо они недостаточно доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности, как источника наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и открывая дверь для фидеизма. Напротив, для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны. Для материалиста наши ощущения суть образы единственной и последней объективной реальности, – последней не в том смысле, что она уже познана до конца, а в том, что кроме нее нет и не может быть другой. Эта точка зрения бесповоротно закрывает дверь не только для всякого фидеизма, но и для той профессорской схоластики, которая, не видя объективной реальности, как источника наших ощущений, "выводит" путем вымученных словесных конструкций понятие объективного, как общезначимого, социально-организованного и т.п. и т.д., не будучи в состоянии, зачастую и не желая отделить объективной истины от учения о леших и домовых.


Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 130.

Логика есть учение о познании. Есть теория познания. Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов etc., каковые понятия, законы etc. (мышление, наука = "логическая идея") и охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы. Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, = мозг человека (как высший продукт той же природы) и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее "непосредственной цельности", он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы; научную картину мира и т.д. и т.п.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 163-164.

Идея (читай: познание человека) есть совпадение (согласие) понятия и объективности ("общее"). Это – во-1-х.

Во-2-х, идея есть отношение для себя сущей (= якобы самостоятельной) субъективности (= человека) к отличной (от этой идеи) объективности...

Субъективность есть стремление уничтожить это отделение (идеи от объекта).

Познание есть процесс погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта и обобщения (познания общего в ее явлениях)...

Совпадение мысли с объектом есть процесс: мысль (= человек) не должна представлять себе истину в виде мертвого покоя, в виде простой картины (образа), бледного (тусклого), без стремления, без движения, точно гения, точно число, точно абстрактную мысль.

Идея имеет в себе и сильнейшее противоречие, покой (для мышления человека) состоит в твердости и уверенности, с которой он вечно создает (это противоречие мысли с объектом) и вечно преодолевает его...

Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., от. 29, с. 177.