ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Системно-деятельностный подход к построению обучения в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, социальные и профессиональные требования к под-
готовке специалистов
Модульное построение учебного про-
цесса - целенаправленное объединение учебного материала различных дисциплин в блоки по принципу стадийного формирования способности к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности
Моделирование - разработка и создание модели желаемого состояния мыслительной и практической деятельности обучаемых, в ходе которой они актуализируют свои знания по изучаемой проблеме, а затем за счет самостоятельной работы подвергают их коррекции и обогащению
Изменение формы кооперации и мыле-
коммуникации обучающего и обучаемого в процессе изучения учебного материала в результате смены формы и средств учебной познавательной деятельности
41
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Параметры |
Традиционное обучение |
Инновационное обучение |
Единица |
Учебно-воспитательный процесс |
Целостная учебно-воспитательная |
управления |
как взаимосвязь двух деятельно- |
ситуация во взаимосвязи много- |
|
стей: обучающей деятельности |
образных форм взаимодействия |
|
педагога и учебно-познавательной |
между всеми участниками. Формы |
|
деятельности студента. |
взаимодействия изменяются на |
|
Обучаемые выступают как объек- |
разных этапах усвоения с целью |
|
ты управления, исполнители пла- |
поддержания высокой активности |
|
нов педагога. |
обучаемых, которые выступают |
|
|
как субъекты учения, общения, |
|
|
сотрудничества с педагогом. |
Цели |
Усвоение предметно- |
Развитие личности и многообраз- |
|
дисциплинарных знаний. |
ных форм мышления обучаемых в |
|
|
процессе усвоения знаний. |
Ролевые пози- |
Предметно-ориентированная по- |
Личностно-ориентированная по- |
ции и функции |
зиция, преобладает информаци- |
зиция, преобладает организаци- |
педагога |
онно-контролирующая функция. |
онная и стимулирующая функция. |
Характер орга- |
Преобладают репродуктивные |
На первый план выдвигаются |
низации |
действия по образцу, упражнения |
творческие и продуктивные зада- |
учебно- |
в заданных способах решения. |
ния, определяющие смыслы и мо- |
познавательной |
Система заданий строится в логи- |
тивы выбора обучаемыми репро- |
деятельности |
ке - извне заданных целей, не |
дуктивных задач. |
|
стимулируя самостоятельность |
“Погружение” в деятельность |
|
целеобразования. Задания рассчи- |
предшествует расчлененной ори- |
|
таны на дифференциацию уровней |
ентировке и отработке отдельных |
|
индивидуальных способностей |
элементов и действий. Задания |
|
обучаемых, закрепляя индивиду- |
следуют в логике возрастающих |
|
альные различия в границах уже |
креативностей, побуждая к само- |
|
достигнутого студентом. |
организации системы познава- |
|
|
тельной деятельности и расширяя |
|
|
зону ближайшего, перспективного |
|
|
развития обучаемых. |
Формы учеб- |
Учебные цели и планы их дости- |
Цели и задачи разрабатываются |
ных взаимо- |
жения задаются педагогом. |
совместно педагогом и обучаемы- |
действий |
Индивидуальная работа обучае- |
ми. Процесс их достижения орга- |
|
мых. Основная форма учебного |
низуется как совместная деятель- |
|
взаимодействия - подражание, |
ность. |
|
имитация, следование образцам. |
Многообразие взаимодействий, |
|
Обучаемые находятся в позиции |
помогающих актуализировать |
|
ведомых на всем протяжении обу- |
личностный опыт обучаемых. На |
|
чения. |
каждом этапе обучения ведущей |
|
|
становится та форма взаимодейст- |
|
|
вия, которая сохраняет высокий |
|
|
уровень активности. |
42
МЕТОДИЧЕСКАЯ |
совокупность согласованных и взаимосвязанных меж- |
СИСТЕМА |
ду собой методов, форм, средств планирования, орга- |
ОБУЧЕНИЯ |
низации, преподавания, учения, анализа и корректи- |
СТУДЕНТОВ |
ровки учебного процесса, обеспечивающего подго- |
В ВУЗЕ |
товку специалистов в установленные сроки. |
|
|
|
прямые связи |
|
|
|
|
|
|
обратные связи |
|
|
|
|
|
Методы |
|
|
|
|
|
|
планирова- |
Формы обуче- |
|
|
|
|
|
ния и орга- |
ния |
|
|
|
|
|
низации |
|
|
|
|
|
|
учебного |
|
|
|
|
|
|
процесса |
|
Методика |
Методы |
|
ЦЕЛИ |
ПРЕ |
|
|
проведе- |
учебно- |
|
|
ПО- |
СОДЕР- |
Методы |
ния раз- |
познава- |
ОБУЧА- |
|
ДА- |
ЖА- |
обучения |
личных |
тельной |
ЕМЫЙ |
|
ВАТ |
НИЕ И |
|
видов |
деятель- |
|
|
ЕЛЬ |
ПРИН- |
|
учебных |
ности |
(студент) |
|
|
ЦИПЫ |
Средства |
занятий |
уч-ся |
|
|
|
ОБУЧЕ- |
обучения |
|
|
|
|
|
НИЯ |
|
|
|
|
|
|
Методиче- |
|
Методы контроля и |
|
|
|
|
ская рабо- |
Приемы |
оценки результатов |
|
|
|
|
та кафедр, |
обучения |
|
обучения |
|
|
|
метод. |
|
|
|
|
|
|
кабинетов, |
|
|
|
|
|
|
ПМК |
|
|
|
|
43
|
|
МЕТОДЫ |
упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, спосо- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ОБУЧЕНИЯ |
бов обучающего и учебного взаимодействия преподавателя и сту- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В ВЫСШЕЙ |
дентов, |
в результате |
которого |
обучаемые |
|
овладевают знаниями, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
ШКОЛЕ |
навыками, умениями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Устное изложение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
Лекция |
|
|
|
|
Объяснение |
|
|
|
|
Информирование |
|
|
|
Инструктирование |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение изучаемого материала |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Семинар |
|
|
|
|
Собеседование |
|
|
|
|
Конференция |
|
|
|
|
|
|
|
Дискуссия |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показ (демонстрация) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Личный |
|
|
|
|
|
Демонстрация |
|
|
|
Показ действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
показ |
|
|
|
|
|
|
|
средств |
|
|
|
|
|
техники и |
|
|
|
|
|
|
|
Экскурсии |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наглядности |
|
|
|
|
|
персонала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У п р а ж н е н и я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
Организационно- |
|
|
|
|
Функциональные |
|
|
|
Анализ |
|
|
|
Тренировки |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
деятельностные |
|
|
|
|
|
упражнения |
|
|
|
конкретных |
|
|
|
|
|
|
и |
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ситуаций |
|
|
|
|
|
другие |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
По обслуживанию современных |
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение учебных задач |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТСО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
С печатными |
|
|
В специальных |
|
|
На специальном |
|
|
|
|
С помощью |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
источниками |
|
|
|
|
|
|
классах |
|
|
|
|
|
оборудовании |
|
|
|
|
|
|
ТСО |
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
44 |
Словесные: |
|
Наглядные: |
|
Практические: |
Устное изложение: |
|
Методы иллюстрации: |
|
- письменные упражне- |
- лекция; |
|
- показ плакатов, карт, |
|
ния; |
- рассказ; |
|
схем, таблиц, фотогра- |
|
- лабораторные упраж- |
- беседа |
|
фий и др. |
|
нения; |
Обсуждение учебного |
|
Методы демонстрации: |
|
- работа в учебных ла- |
материала: |
|
- действия приборов; |
|
бораториях; |
- семинары; |
|
- кинофильмов; |
|
- практика по будущей |
- собеседования; |
|
- видеозаписей; |
|
профессиональной дея- |
- конференции; |
|
- личный показ изучае- |
|
тельности |
- классно-групповые |
|
мого действия |
|
|
занятия |
|
|
|
|
Проблемно-поисковые: |
|
|
|
|
Методы самостоя- |
- проблемный рассказ и |
|
|
|
|
тельной работы: |
проблемное изложе- |
|
|
|
|
- работа с учебником, |
ние; |
|
|
|
|
книгой; |
- эвристические |
|
|
|
|
- самостоятельное вы- |
беседы; |
|
СИСТЕМА МЕТОДОВ |
|
полнение упражнений; |
|
- поисковые упражне- |
|
О Б У Ч Е Н И Я |
|
- самостоятельная рабо- |
|
ния; |
|
(по Бабанскому Ю.К.) |
|
та с приборами; |
|
- исследовательские |
|
|
|
|
- самостоятельное на- |
работы; |
|
|
|
|
блюдение за изучаемым |
- проблемные нагляд- |
|
|
|
|
явлением и др. |
ные пособия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логические: |
|
Стимулирования и |
|
Контроля и самокон- |
|
- анализ; |
|
мотивации учебной |
|
троля: |
|
- выделение главного; |
|
деятельности: |
|
- устный и письменный |
|
- сравнение; |
|
- формирование познава- |
|
контроль; |
|
- обобщение; |
|
тельного интереса; |
|
- лабораторно- |
|
- конкретизация; |
|
- стимулирование долга и |
|
практический контроль; |
|
- доказательство; |
|
ответственности в уче- |
|
- машинный контроль; |
|
- определение и объяс- |
|
нии и др. |
|
- самоконтроль и др. |
|
нение понятий и др. |
|
|
|
|
|
45
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лекции |
|
|
|
|
семинары |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
групповые упражнения |
|
|
|
|
групповые занятия |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лабораторные занятия |
|
|
|
практические занятия |
||||
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
педагогические (деловые) |
|
|
|
теоретические (научно- |
||||
игры |
|
|
|
практические) конференции |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контрольные работы |
|
|
|
|
консультации |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
самостоятельная работа под |
||
самостоятельная работа |
|
|
|
руководством преподавате- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
лей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стажировка |
|
|
|
|
практика |
|||
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
курсовая работа |
|
|
|
|
дипломная работа |
|||
(проект, задача) |
|
|
|
|
(проект, задача) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
магистерская диссертация |
|
|
|||
|
|
|
и другие квалификационные |
|
|
|||
|
|
|
|
работы |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В высшем учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза, в т.ч. индивидуальные собеседования, деловые и педагогические игры и др.
46