Файл: osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Системно-деятельностный подход к построению обучения в соответствии с квалификационной характеристикой, отражающей личностные, социальные и профессиональные требования к под-

готовке специалистов

Модульное построение учебного про-

цесса - целенаправленное объединение учебного материала различных дисциплин в блоки по принципу стадийного формирования способности к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности

Моделирование - разработка и создание модели желаемого состояния мыслительной и практической деятельности обучаемых, в ходе которой они актуализируют свои знания по изучаемой проблеме, а затем за счет самостоятельной работы подвергают их коррекции и обогащению

Изменение формы кооперации и мыле-

коммуникации обучающего и обучаемого в процессе изучения учебного материала в результате смены формы и средств учебной познавательной деятельности

41

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Параметры

Традиционное обучение

Инновационное обучение

Единица

Учебно-воспитательный процесс

Целостная учебно-воспитательная

управления

как взаимосвязь двух деятельно-

ситуация во взаимосвязи много-

 

стей: обучающей деятельности

образных форм взаимодействия

 

педагога и учебно-познавательной

между всеми участниками. Формы

 

деятельности студента.

взаимодействия изменяются на

 

Обучаемые выступают как объек-

разных этапах усвоения с целью

 

ты управления, исполнители пла-

поддержания высокой активности

 

нов педагога.

обучаемых, которые выступают

 

 

как субъекты учения, общения,

 

 

сотрудничества с педагогом.

Цели

Усвоение предметно-

Развитие личности и многообраз-

 

дисциплинарных знаний.

ных форм мышления обучаемых в

 

 

процессе усвоения знаний.

Ролевые пози-

Предметно-ориентированная по-

Личностно-ориентированная по-

ции и функции

зиция, преобладает информаци-

зиция, преобладает организаци-

педагога

онно-контролирующая функция.

онная и стимулирующая функция.

Характер орга-

Преобладают репродуктивные

На первый план выдвигаются

низации

действия по образцу, упражнения

творческие и продуктивные зада-

учебно-

в заданных способах решения.

ния, определяющие смыслы и мо-

познавательной

Система заданий строится в логи-

тивы выбора обучаемыми репро-

деятельности

ке - извне заданных целей, не

дуктивных задач.

 

стимулируя самостоятельность

“Погружение” в деятельность

 

целеобразования. Задания рассчи-

предшествует расчлененной ори-

 

таны на дифференциацию уровней

ентировке и отработке отдельных

 

индивидуальных способностей

элементов и действий. Задания

 

обучаемых, закрепляя индивиду-

следуют в логике возрастающих

 

альные различия в границах уже

креативностей, побуждая к само-

 

достигнутого студентом.

организации системы познава-

 

 

тельной деятельности и расширяя

 

 

зону ближайшего, перспективного

 

 

развития обучаемых.

Формы учеб-

Учебные цели и планы их дости-

Цели и задачи разрабатываются

ных взаимо-

жения задаются педагогом.

совместно педагогом и обучаемы-

действий

Индивидуальная работа обучае-

ми. Процесс их достижения орга-

 

мых. Основная форма учебного

низуется как совместная деятель-

 

взаимодействия - подражание,

ность.

 

имитация, следование образцам.

Многообразие взаимодействий,

 

Обучаемые находятся в позиции

помогающих актуализировать

 

ведомых на всем протяжении обу-

личностный опыт обучаемых. На

 

чения.

каждом этапе обучения ведущей

 

 

становится та форма взаимодейст-

 

 

вия, которая сохраняет высокий

 

 

уровень активности.

42


МЕТОДИЧЕСКАЯ

совокупность согласованных и взаимосвязанных меж-

СИСТЕМА

ду собой методов, форм, средств планирования, орга-

ОБУЧЕНИЯ

низации, преподавания, учения, анализа и корректи-

СТУДЕНТОВ

ровки учебного процесса, обеспечивающего подго-

В ВУЗЕ

товку специалистов в установленные сроки.

 

 

 

прямые связи

 

 

 

 

 

обратные связи

 

 

 

 

Методы

 

 

 

 

 

 

планирова-

Формы обуче-

 

 

 

 

 

ния и орга-

ния

 

 

 

 

 

низации

 

 

 

 

 

 

учебного

 

 

 

 

 

 

процесса

 

Методика

Методы

 

ЦЕЛИ

ПРЕ

 

 

проведе-

учебно-

 

 

ПО-

СОДЕР-

Методы

ния раз-

познава-

ОБУЧА-

 

ДА-

ЖА-

обучения

личных

тельной

ЕМЫЙ

 

ВАТ

НИЕ И

 

видов

деятель-

 

 

ЕЛЬ

ПРИН-

 

учебных

ности

(студент)

 

 

ЦИПЫ

Средства

занятий

уч-ся

 

 

 

ОБУЧЕ-

обучения

 

 

 

 

 

НИЯ

 

 

 

 

 

 

Методиче-

 

Методы контроля и

 

 

 

ская рабо-

Приемы

оценки результатов

 

 

 

та кафедр,

обучения

 

обучения

 

 

 

метод.

 

 

 

 

 

 

кабинетов,

 

 

 

 

 

 

ПМК

 

 

 

 

43


 

 

МЕТОДЫ

упорядоченная совокупность однородных приемов, средств, спосо-

 

ОБУЧЕНИЯ

бов обучающего и учебного взаимодействия преподавателя и сту-

 

В ВЫСШЕЙ

дентов,

в результате

которого

обучаемые

 

овладевают знаниями,

 

 

ШКОЛЕ

навыками, умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устное изложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

 

 

 

Объяснение

 

 

 

 

Информирование

 

 

 

Инструктирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение изучаемого материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар

 

 

 

 

Собеседование

 

 

 

 

Конференция

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ (демонстрация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личный

 

 

 

 

 

Демонстрация

 

 

 

Показ действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показ

 

 

 

 

 

 

 

средств

 

 

 

 

 

техники и

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наглядности

 

 

 

 

 

персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У п р а ж н е н и я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-

 

 

 

 

Функциональные

 

 

 

Анализ

 

 

 

Тренировки

 

 

 

деятельностные

 

 

 

 

 

упражнения

 

 

 

конкретных

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ситуаций

 

 

 

 

 

другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По обслуживанию современных

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение учебных задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТСО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С печатными

 

 

В специальных

 

 

На специальном

 

 

 

 

С помощью

 

 

 

источниками

 

 

 

 

 

 

классах

 

 

 

 

 

оборудовании

 

 

 

 

 

 

ТСО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44


Словесные:

 

Наглядные:

 

Практические:

Устное изложение:

 

Методы иллюстрации:

 

- письменные упражне-

- лекция;

 

- показ плакатов, карт,

 

ния;

- рассказ;

 

схем, таблиц, фотогра-

 

- лабораторные упраж-

- беседа

 

фий и др.

 

нения;

Обсуждение учебного

 

Методы демонстрации:

 

- работа в учебных ла-

материала:

 

- действия приборов;

 

бораториях;

- семинары;

 

- кинофильмов;

 

- практика по будущей

- собеседования;

 

- видеозаписей;

 

профессиональной дея-

- конференции;

 

- личный показ изучае-

 

тельности

- классно-групповые

 

мого действия

 

 

занятия

 

 

 

 

Проблемно-поисковые:

 

 

 

 

Методы самостоя-

- проблемный рассказ и

 

 

 

 

тельной работы:

проблемное изложе-

 

 

 

 

- работа с учебником,

ние;

 

 

 

 

книгой;

- эвристические

 

 

 

 

- самостоятельное вы-

беседы;

 

СИСТЕМА МЕТОДОВ

 

полнение упражнений;

- поисковые упражне-

 

О Б У Ч Е Н И Я

 

- самостоятельная рабо-

ния;

 

(по Бабанскому Ю.К.)

 

та с приборами;

- исследовательские

 

 

 

 

- самостоятельное на-

работы;

 

 

 

 

блюдение за изучаемым

- проблемные нагляд-

 

 

 

 

явлением и др.

ные пособия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические:

 

Стимулирования и

 

Контроля и самокон-

- анализ;

 

мотивации учебной

 

троля:

- выделение главного;

 

деятельности:

 

- устный и письменный

- сравнение;

 

- формирование познава-

 

контроль;

- обобщение;

 

тельного интереса;

 

- лабораторно-

- конкретизация;

 

- стимулирование долга и

 

практический контроль;

- доказательство;

 

ответственности в уче-

 

- машинный контроль;

- определение и объяс-

 

нии и др.

 

- самоконтроль и др.

нение понятий и др.

 

 

 

 

 

45


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лекции

 

 

 

 

семинары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

групповые упражнения

 

 

 

 

групповые занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лабораторные занятия

 

 

 

практические занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагогические (деловые)

 

 

 

теоретические (научно-

игры

 

 

 

практические) конференции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольные работы

 

 

 

 

консультации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самостоятельная работа под

самостоятельная работа

 

 

 

руководством преподавате-

 

 

 

 

 

 

 

 

лей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стажировка

 

 

 

 

практика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

 

 

 

дипломная работа

(проект, задача)

 

 

 

 

(проект, задача)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

магистерская диссертация

 

 

 

 

 

и другие квалификационные

 

 

 

 

 

 

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В высшем учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета вуза, в т.ч. индивидуальные собеседования, деловые и педагогические игры и др.

46