ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Наиболее общие законы развития и изменения природы, общества и мышления
(законы единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания)
Закономерности социального плана,
которые определяют детерминированность процесса воспитания социальноэкономическими условиями жизни общества,
господствующими в нем идеологией, политикой, правом, моралью, факторами жизнедеятельности, состоянием науки и т.д.
Психологические закономерности формирования, развития личности
(единство деятельности и личности, целостное формирование личности, единство воспитания и самовоспитания и др.)
Закономерности социальной психологии,
которые проявляются в реальных и конкретных явлениях коллективной жизни студентов.
Как устойчивые тенденции они проявляются в системе взаимоотношений, общественном мнении, настроениях, в системе устоявшихся традиций и авторитетов.
Специфические педагогические закономерности
20
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Соответствие целей и задач воспитания требованиям общества, модели специалиста-профессионала, идеалам духовно-нравственного человека
Соответствие воспитательных воздействий (влияний) личному примеру воспитателя (преподавателя, руководителя, начальника), уровню его культурно-нравственного развития
Соответствие средств и методов воспитания его целям и задачам
Соответствие воспитательного воздействия (влияния) индивидуальным и коллективным особенностям студентов, уровню их развития
Соответствие результата воспитания поставленным целям и задачам
|
|
|
|
|
Предполагают обязательную целенаправленную |
|
|
|
|
|
сознательную деятельность людей, включенных |
|
|
|
|
|
в процесс воспитания, настойчивость, творчество в |
|
|
|
|
|
определении и решении воспитательных задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проявляются в сфере человеческих отношений, где |
|
ОСОБЕННОСТИ |
|
|
|
действуют факторы объективного и субъективного, |
|
ПРОЯВЛЕНИЯ |
|
|
|
случайного и закономерного характера. |
|
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ |
|
|
|
Они проявляются как тенденции. Их учет на прак- |
|
ПРОЦЕССА |
|
|
|
тике предполагает наличие высокого уровня психо- |
|
ВОСПИТАНИЯ |
|
|
|
лого-педагогической культуры, профессионально- |
|
|
|
|
|
педагогического мастерства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обладают большей “историчностью” по сравнению |
|
|
|
|
|
с законами природы. |
|
|
|
|
|
По мере развития и изменения общества педагоги- |
|
|
|
|
|
ческие закономерности дополняются, |
|
|
|
|
|
видоизменяются или даже полностью сменяются |
|
|
|
|
|
новыми. |
21
сложившиеся на основе закономерностей и педагогической практи- ПРИНЦИПЫ ки руководящие положения, определяющие требования к организа- ВОСПИТАНИЯ ции, методике воспитательной работы со студентами учебных заве-
дений.
Целеустремленность всех воспитательных воздействий и влияний
Гуманизм и демократизм в решении задач всестороннего и гармоничного развития каждого участника воспитательного процесса
Проявление в процессе воспитания единства требовательности и уважительного отношения к личности, постоянное внимание к ее нуждам и запросам, разумным потребностям
Индивидуальный и дифференцированный подход к личности, группе, коллективу кафедры
Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий
Целенаправленное стимулирование воспитательной деятельности
Гражданско-патриотическая и профессиональная направленность воспитания
Воспитание субъектов и объектов воспитательного процесса в различных видах деятельности (учебнопознавательной, служебной, др.)
Воспитание в коллективе и через коллектив путем создания в нем атмосферы взаимопонимания, дружбы, товарищества, социальной справедливости, высокой культуры взаимоотношений
Обеспечение в процессе воспитания единства слова и дела, научной теории и практики
Обеспеченность единства воспитания, самовоспитания и перевоспитания
Комплексный подход к воспитанию с учетом функционирования всех его элементов
22
СИСТЕМА МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ВЛИЯНИЯ)
Методы и средства изучения объекта воспитания
Методы
непосредственного
воздействия и опосредованного
влияния
Методы организации воспитательных воздействий (влияния)
-целенаправленное наблюдение;
-биографический метод;
-изучение личности по документам;
-анализ практической деятельности;
-тестовые методики;
-изучение и анализ независимых характеристик;
-письменные и устные опросы;
-познавательные индивидуальные и групповые беседы и др.
Методы преимущественного воздействия (влияния) на сознание и подсознание:
-убеждение;
-внушение;
-пример.
Методы преимущественного формирования привычек поведения:
-упражнения;
-поручения (задания);
-включения в различные виды деятельности.
Методы преимущественно стимулирующего воздействия (влияния):
-поощрение;
-принуждение;
-наказание;
-критика.
-планирование воспитательных воздействий;
-постановка задач воспитательного характера;
-контроль деятельности и поведения;
-оценка действий и поступков.
23
осознанная, целенаправленная, активная деятельность студента, направленная на формирование и развитие у себя по- САМОВОСПИТАНИЕ ложительных и устранение отрицательных качеств, привычек, черт характера в соответствии с общественными и профессиональными требованиями, целью жизни и сложивши-
мися идеалами.
Внешние условия, под влиянием которых человек начинает заниматься самовоспитанием
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внутренние (личностно-психологические) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
условия самовоспитания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
С |
|
|
Высокие жизненные цели и идеалы, выступающие |
|
|
П |
Д |
|
|
С |
О |
|
|
мотивами самосовершенствования |
|
|
Р |
Е |
|
|
Т |
Ц |
|
|
|
|
|
А |
Я |
|
|
Е |
И |
|
|
Уровень развития духовных, материальных и фи- |
|
|
К |
Т |
|
|
С |
А |
|
|
зиологических потребностей |
|
|
Т |
Е |
|
|
Т |
Л |
|
|
|
|
|
И |
Л |
|
|
В |
Ь |
|
|
Уровень развития воли и привычек волевого само- |
|
|
Ч |
Ь |
|
|
Е |
Н |
|
|
регулирования |
|
|
Е |
Н |
|
|
Н |
А |
|
|
|
|
|
С |
О |
|
|
Н |
Я |
|
|
Развитое самосознание и способность к объектив- |
|
|
К |
С |
|
|
А |
|
|
|
ной самооценке своих действий, поступков, само- |
|
|
А |
Т |
|
|
Я |
|
|
|
критике |
|
|
Я |
Ь |
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
|
|
Наличие психолого-педагогических знаний и уме- |
|
|
|
|
|
|
И |
Е |
|
|
ний для самосовершенствования |
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
В О С П И Т А Н И Я |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24
|
|
|
ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования общества, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целенаправленная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
профессиональной дея- |
|
|
Самопознание |
|
|
|
Самопланирование |
|
|
|
|
деятельность по само- |
|
|
Результат |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
тельности к специалисту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
совершенствованию |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
с |
|
с |
|
|
|
в |
ц |
|
о |
п |
|
в |
п |
и |
|
|
|
с |
|
с |
|
|
с |
|
с |
с |
|
|
с |
|
|
Конкретные |
|
|||||||||
|
|
|
|
а |
|
а |
|
а |
|
|
|
ы |
е |
|
п |
р |
|
ы |
р |
|
|
|
|
|
а |
|
а |
|
|
а |
|
а |
а |
|
|
л |
|
|
качества лич- |
|
||||||||
|
|
|
|
м |
|
м |
|
м |
|
|
|
р |
л |
|
р |
а |
|
р |
о |
п |
|
|
|
м |
м |
|
|
м |
|
м |
м |
|
|
е |
|
|
ности, ее дела |
|
||||||||||
|
|
|
|
о |
|
о |
|
о |
|
|
|
а |
и |
|
е |
в |
|
а |
г |
р |
|
|
|
о |
|
о |
|
|
о |
|
о |
о |
|
|
д |
|
|
и поведение |
|
|||||||||
|
|
|
|
и |
|
а |
|
о |
|
|
|
б |
|
|
д и |
|
б р а |
|
|
|
о |
о |
|
|
у |
в |
п |
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
з |
|
н |
|
с |
|
|
|
о и |
|
е л |
|
о а в |
|
|
|
б |
р |
|
|
б |
н |
р |
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
у |
|
а |
|
о |
|
|
|
т |
|
|
л |
|
|
|
т м и |
|
|
|
я |
г |
|
|
е |
у |
и |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
ч |
|
л |
|
з |
|
|
|
к и |
|
е и |
|
к м л |
|
|
|
з |
а |
|
|
ж |
ш |
н |
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
е |
|
и |
|
н |
|
|
|
а д |
|
н |
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
а |
н |
|
|
д |
е |
у |
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
н |
|
з |
|
а |
|
|
|
|
е |
|
и з |
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
и |
|
|
е |
н |
ж |
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
а |
|
е |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
з |
|
|
н |
|
и |
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
л |
|
|
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
а |
|
|
и |
|
е |
е |
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
|
|
а |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
ь |
|
ц |
|
|
е |
|
|
|
н |
|
|
д |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
и |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
е |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т |
|
я |
|
|
|
|
|
|
е |
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самоконтроль, самооценка, самокорректирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25
РУ К О В О Д С Т В О С А М О В О С П И Т А Н И Е М
СТ У Д Е Н Т О В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целенаправленное изучение осо- |
|
П |
|
Продуманное перспективное |
|
|||||
|
бенностей личности студентов, |
|
О |
|
планирование индивидуальной |
|
|||||
|
их отношения к самовоспита- |
|
С |
|
работы со студентами |
|
|||||
|
нию |
|
Т |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
Формирование потребностей и |
|
Я |
|
Постановка целей и задач по |
|
|||||
|
мотивов самовоспитания |
|
Н |
|
самосовершенствованию |
|
|||||
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
Обучение студентов методам и |
|
О |
|
Включение студентов в |
|
|||||
|
приемам работы над собой |
|
Е |
|
различные виды деятельности |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение единства между |
|
О |
|
Ознакомление с передовым опы- |
|
|||||
|
целями и задачами воспитания |
|
К |
|
том самосовершенствования |
|
|||||
|
и самовоспитания |
|
А |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
Создание необходимых условий |
|
Н |
|
Стимулирование самовоспитания |
|
|||||
|
для самовоспитания, научной |
|
И |
|
студентов |
|
|||||
|
организации труда |
|
Е |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Создание в коллективе соответ- |
|
О |
|
Обеспечение согласованных дей- |
|
|||||
|
ствующей морально-психоло- |
|
М |
|
ствий по руководству само- |
|
|||||
|
гической атмосферы |
|
О |
|
воспитанием |
|
|||||
|
|
|
|
|
Щ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Целенаправленная деятельность библиотеки, клуба и др.
Руководство самовоспитанием - многогранный и достаточно сложный процесс, требующий “тонкой” педагогической инструментовки, такта, знаний индвидуально-психологических особенностей человека, их учета, нестандартных решений и дополнительного времени от тех, кто его осуществляет.
26