ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

ТЕМА 19. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА

1.Педагогическая инноватика как теория и технология нововведений.

2.Саморазвитие методологической культуры вузовского педагога.

Проблемы педагогических инноваций, смысловое значение понятия «инновация». На основе анализа научной литературы, под инновацией в настоящее время следует понимать то новое, оригинальное, что вводится в

учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, а способы этого введения различны.

Инновационные процессы это многофункциональные сложные процессы по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Барьеры для инновационных процессов.

Модернизация в сфере образования это система нововведений, направленных на совершенствование, улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы их управления в целом.

Позитивные тенденции в инновационных процессах модернизации высшего образования в России.

Разнообразные формы вовлечения преподавателя в инновационную деятельность:

1)организация постоянно действующего научного семинара по наиболее актуальным проблемам;

2)стажировка отдельных преподавателей в научно-исследовательских институтах и других высших учебных заведениях;

3)педагогические советы, «круглые столы», дискуссии;

4)деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей;

5)творческая работа преподавателей в методических объединениях;

6)участие в научно-практических конференциях различного уровня;

7)обобщение как собственного опыта, так и передового педагогического опыта;

8)занятия на специальных курсах повышения квалификации;

9)самостоятельная исследовательская, творческая работа над темой, проблемой;

10)участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках некоторой общей проблемы.

Показатели и критерии эффективности творческой самореализации педагога высшей школы.

Методологическая культура педагога это интегральная характеристика степени его овладения современными методологическими

59


знаниями, исследовательскими умениями и способностями по применению научных принципов, методов и средств педагогического исследования.

Формулирование проблемы, уточнение цели, определение объекта исследования.

Цель исследования соответствует семи критериям:

1)четкости формулировки;

2)полноте признаков ожидаемого конечного результата;

3)контролированности, т.е. возможности оценивать, сравнить с некоторым эталоном;

4)реальности достижения;

5)связи с проблемой, концептуально значимой идеей, гипотезой исследования;

6)временной определенности и ограниченности;

7)прогностичности.

Гипотеза эксперимента. Формулировка задач исследования. Этапы экспериментально-исследовательской работы:

1)этап теоретического изучения исследуемой проблемы и проведения, если это соответствует логике исследования, отдельных кратковременных поисковых и педагогических экспериментов;

2)проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики;

3)обработка материалов педагогического эксперимента;

4)более широкое внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.

2.Современные аспекты организации дополнительного образования и управления ими.

3.Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

4.Внутренняя инновационная политика вуза инструмент управления инновационной деятельностью.

Творческие задания

1.Чем характеризуется общественное управление образованием? Раскройте содержание деятельности общественных органов управления в вашем образовательном учреждении.

2.Познакомьтесь с Законом РФ об образовании, концепцией развития современного образования и выскажите свое мнение к различным аспектам управления учреждениями системы образования, в частности в вузе.

60



3.Как соотносятся в управленческой деятельности профессионализм, жизненный опыт, эрудиция, творческий подход к исполнению служебных функций, гуманизм руководителя?

Литература для самостоятельной работы

Бруднов А. Каждое воспитательное учреждение уникально //Воспитание школьников. – 1999. – 1.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.

И. Шамовой. – М., 1991.

Зайцева Л. В. и др. Управление инновационными образовательными учреждениями в режиме функционирования и развития. – М., 1997.

Зубов Н. Как руководить педагогами. – М., 2003.

Инновационная политика высшего учебного заведения / [Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.]; под ред. Р. Н. Федосовой. – М.,

2006.

Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. – М., 1995.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

Управление современной общеобразовательной школой / Под ред. П. В. Худоминского. – М., 1995.

Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

Шамова Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.,

1992.

Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: Мониторинг качества образования. − М., 2000.

ТЕМА 20. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

1.Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования.

2.Аккредитация как одна из форм оценки качества высшего образования.

3.Государственный образовательный стандарт и оценка результатов обучения.

Педагогический мониторинг это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива. Проблемное поле педагогического мониторинга значительно шире, чем традиционная оценка знаний, умений или даже личностных качеств обучаемого.

61


Приоритетные проблемы педагогического мониторинга. Составление «диагностической карты» изучения личности студента.

Аккредитация как одна из форм оценки качества высшего образования. Государственный образовательный стандарт и оценка результатов обучения.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Развитие маркетинговой деятельности вуза.

2.Оценка инновационной политики вуза.

3.Инновационный проект основная форма организации и реализации инновационной деятельности вуза.

Творческие задания

1.Изучите доступными вам методами личность конкретного студента. Разработайте совместно с ним программу его творческого развития на ближайшие 2 – 3 года.

2.Разработайте исследовательский проект «Трудный студент». Составьте исследовате6льскую программу (план теоретического и экспериментального исследования применительно к данному проекту).

3.Назовите 2 – 3 проблемы самовоспитания.

Какие стратегии решения названных проблем вы видите?

Как вы понимаете «Саморазвитие психолого-педагогической культуры»? И что в этом плане вы реально могли бы сделать?

4.Составьте аналитический обзор психолого-педагогической литературы «Воспитание творчески одаренных студентов».

5.Представьте себе, что вы куратор студенческой группы. В вашей группе много неуспевающих студентов. Какова возможная программа ваших действий?

6.Какие из педагогических инноваций, стратегий в плане воспитания духовно и физически здоровой личности вы считаете наиболее перпективными и результативными? Обоснуйте, почему.

7.Назовите 5 – 7 педагогических идей, практическая реализация которых может существенно повысить качество высшего образования в России. Обоснуйте свою точку зрения.

Литература для самостоятельной работы

Акмеология : учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер,

2003. – 256 с.

Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М. В. Ларионовой, Т. А. Мешковой. – М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 317 с.

Бондаревская Е. В., Мареев В. И. Требования к качеству профессионально-педагогической подготовки бакалавров и магистров образования / Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование

62