ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 3
личностных свойств. Кроме того, эта наука нужна как основа жизненно важных типологий педагогических ситуаций, для разработки методических вариантов обучения и воспитания. Разрабатывает учение о педагогических «болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной пустоты и властолюбия. Педагогическая антропология не может при этом не опираться на данные психологии и психоанализа, психиатрии.
Антропологический подход в педагогике − это такой философско- методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного знания о человеке в условиях развития и саморазвития педагогических систем. В рамках данного подхода можно выделить ряд относительно самостоятельных подходов: личностно-целостный, духовно- нравственный, биолого-генетический и экспериментальный, социальный. Современное их осмысление.
Личностно ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личностную свободу, его умение прогнозировать и планировать себя. В рамках этого направления рассматривается гуманистический принцип. Процессы становления синергетического мировоззрения. Смысл понятия «синергетизм» (единство) раскрывается в контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем. Научные подходы к концепции самоорганизации.
Синергетизм для педагогических систем − это процесс взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию. Синергетика позволяет со своих позиций интегративно осуществлять многие основные философско-педагогические методологические принципы, такие как аксиологический, антропологический, герменевтический. Последний подход наиболее характерен для гуманитарных наук.
Герменевтика рассматривается и как теория, и как искусство истолкования текстов, перевод их культурного содержания из знаково- отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы. Применительно к педагогике высшей школы герменевтический принцип позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и приобщить молодое поколение педагогов к осмысленному овладению различными видами и формами педагогических инноваций.
Рекомендуемая тематика исследований
Предлагаем выполнить несколько микроисследований и написать рефераты на одну из следующих тем:
13
1.Диалог национальных культур – основа российской этнопедагогики.
2.Мудрые заповеди народной педагогики.
3.Народная педагогика о подготовке к жизни и труду.
4.Воспитательная ценность народных традиций, обрядов, праздников.
5.Этнопедагогика о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании человека.
6.Формирование общечеловеческого идеала в истории культуры.
7.Концепция духовного развития. Идеал социального заказа в истории отечественной педагогики новейшего времени.
Творческие задания
1.Постарайтесь разработать программу исследований одной из современных педагогических проблем (на ваше усмотрение), реализуя один или несколько общеметодологических принципов: аксиологический, культурологический, антропологический, синергетический, герменевтический.
2.Проведите дискуссию и обсудите одну из следующих проблем:
–Как модернизировать высшее образование в России?
–Каким быть современному вузовскому учебнику?
–Как профессионально реализовать себя в условиях педагогических инноваций?
–Как стимулировать нравственное саморазвитие у студентов?
При этом разбейтесь на пять команд. Каждая из команд должна активно использовать один из общеметодологических принципов: аксиологический, культурологический, антропологический, синергетический, герменевтический.
Литература для самостоятельной работы
Акмеология: учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. – М: Изд-во РАГС, 2004. – 688 с.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – 568 с.
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. 319 с.
Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии //
Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 8 – 13.
Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. – М., 2003.
Валицкая А. П. Нужна ли России высшая педагогическая школа //
Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 3 – 7.
Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. – Самара: СГПУ, 2003. – 150 с.
Вершинина Л. В. Ценностное сознание студента (Теоретический аспект, анализ состояния): Монография. – М.: Москов. псих.-соц. ин-т, 2005. – 180 с.
14
Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
Духовная основа развития российской школы XXI века (проект концептуальных и базисных положений). – Екатеринбург-Москва, 2007. –
123 с.
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М., 1996.
Ивин А. А. Аксиология: научное издание. – М.: Высш. шк., 2006. – 390 с. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: социально-
педагогическое взаимодействие // Педагогика. – 2000. – № 5. – С. 64–69. Орлов А. А. Педагогическое образование: поиск путей повышения
качества // Педагогика. – 2002. – № 10. – С. 57–64.
Плеханов Е. А. Философско-педагогическая антропология «нового богословия»: монография. – Владимир: ВГПУ, 2002. – 256 с.
Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 192 с.
Сорока-Ρосинский В. Н. Путь русской национальной школы // Пед. сочинения / сост. А. Т. Губко. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Панфилова В. М. Христианская антропология // Интеграция образования. –
2001. – № 1.
Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 512 с.
Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. − М.: Педагогика, 1990. − 528 с.
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
1.Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме воспитания и развития личности.
2.Значение наследственности в формировании личности.
3.Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности.
4.Развитие и воспитание. Диагностика развития.
5.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Понятие о развитии человека. Биологическое и социальное развитие. Диалектика развития социального формирования и воспитания личности в современном обществе. Специфика педагогического подхода к понятию «личность». Ведущие современные концепции развития личности. Факторы развития личности.
15
Природное и биологическое в человеке. Наследственные свойства человека как основа для формирования и развития личности.
Понятие социализации. Механизмы социализации. Основные факторы социализации: макро-, мезо- и микрофакторы. Решающая роль социальной среды в формировании и развитии личности. Стихийное влияние социальной среды на человека.
Понятие о воспитании. Деятельностный подход к воспитанию. Воспитание как целенаправленный и планомерный процесс формирования и развития личности.
Возрастные особенности развития личности, ее природный потенциал. Воспитательный потенциал деятельности и общения, как основных форм проявления активности личности. Движущие силы и основные закономерности развития личности с позиции современной педагогической науки.
Диагностика развития в высшей школы. Тесты интеллекта. Тесты способностей. Тесты достижений. Проблема умственного развития в связи с успешностью адаптации в высшей школе. Личностные тесты. Проективные методики. Анкеты и опросники. Психофизиологические методы.
Диагностика в контексте обследования групп студентов и преподавателей в высшей школе. Влияние условий тестирования на выполнение тестов способностей, интеллектуальных и личностных тестов. Компьютеризация диагностических методик.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Самовоспитание − это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.
Рекомендуемая тематика исследований
1. Диагностика деятельности преподавателя вуза.
Творческие задания
1.Как вы понимаете понятия «воспитание», «формирование» личности. В чем их различие и взаимосвязь?
2.Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от своих родителей прародителей. Особенно обратите внимание на задатки к определенным видам деятельности.
3.Сравните несколько мнений о силе воспитательного воздействия, принадлежащих знаменитым людям. С кем Вы согласны и почему? «Воспитание может все» (Гельвеций).
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер). «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблони, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В. Г. Белинский).
16
Литература для самостоятельной работы
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб, 1968. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
Гамезо М. В., Горелова Г. Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости – М., 2000.
Доровский А. И. 100 советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М, 1997.
Дубинин П. Н., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность – М., 1982.
Кузнецова Л. Воспитание и развитие личности // Воспитание школьников. –
1995. – № 5.
Рахлевская Л. К. Педагогическая антропология (человекознание) в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск,
1997.
Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. – М., 2006.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 304 с.
Чистякова М. И. Психодиагностика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
ТЕМА 4. ПРИОРИТЕТНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.Современные стратегии модернизации высшего образования в России.
2.Современные тенденции развития высшего образования за рубежом.
3.Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего образования.
Стратегия развития и модели высшего профессионального образования в Российской Федерации. Проект программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009−2012 годах». Основные стратегические направления деятельности Минобрнауки РФ до 2010 года.
Федеральная целевая программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009−2013 годы. Новая модель образования и основные принципы инновационной экономики. Структура системы профессионального образования к 2020 году.
Современные тенденции развития высшего образования: Демократизация высшего образования. Создание научно-учебно-
производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства. Фундаментализация образования. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на
17