ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно- научного и технического профиля. Компьютеризация высшего образования. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества. Эти и ряд других тенденций по-разному выражены в разных странах в зависимости от национальных особенностей, состояния экономики, традиций системы образования. Но в той или иной степени они проявляются во всех развитых странах и не могут игнорироваться российской высшей школой, имеющей и свои собственные высокие образцы и замечательные традиции.

Болонский процесс и система высшего профессионального образования. Цели и задачи Болонского процесса как средства создания общеевропейского образовательного пространства. Необходимость образовательных реформ и предпосылки реализации принципов Болонского процесса в России.

Проблема обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса. Развитие вузовской науки в рамках Болонского процесса. Система образования в течение всей жизни.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.

2.Современные аспекты организации дополнительного образования и управления ими.

3.Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.

Творческие задания

1.Выделите 10 приоритетных стратегий, которые, на ваш взгляд, могут существенно повысить конкурентоспособность российской системы образования.

2.Что, на ваш взгляд, российская система образования должна заимствовать и творчески адаптировать: а) из американской; б) британской; в) французской; г) немецкой системы высшего образования?

3.В чем преимущество, а в чем вы видите недостатки российской высшей школы в сравнении, например, с американской?

4.Какие и в чем вы усматриваете трудности Болонского процесса?

5.Если, бы вы были министром образования и науки РФ, то какие действия вы бы предприняли для повышения конкурентоспособности выпускника российского вуза?

18


6.Как соотносятся в управленческой деятельности профессионализм, жизненный опыт, эрудиция, творческий подход к исполнению служебных функций, гуманизм руководителя?

Литература для самостоятельной работы

Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М. В. Ларионовой, Т. А. Мешковой. – М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 317 с.

Бруднов А. Каждое воспитательное учреждение уникально // Воспитание школьников. – 1999. – 1.

Зайцева Л. В. и др. Управление инновационными образовательными учреждениями в режиме функционирования и развития. – М., 1997.

Зубов Н. Как руководить педагогами. – М., 2003.

Инновационная политика высшего учебного заведения / [Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.]; под ред. Р. Н. Федосовой. – М.,

2006.

Панкрухин А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. – М., 1995.

Сербиновский Б. Ю., Оздоева А. М. Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. – 204 с.

Симонов В. П. Педагогический менеджмент. – М., 1997.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 304 с.

Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: Мониторинг качества образования.

М., 2000.

ТЕМА 5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

1.Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.

2.Закон Российской Федерации о системе образовании. Факторы её развития.

3.Особенности системы образования на разных этапах истории России. Дооктябрьский и послеоктябрьский периоды.

4.Сущность современной государственной политики образования, её приоритетные принципы.

5.Образовательные учреждения, их типы. Формы образования. Органы управления образования.

19


Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития. Закон Российской Федерации о системе образовании. Факторы её развития. Система образования это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть общеобразовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.

Особенности системы образования на разных этапах истории России. Дооктябрьский и послеоктябрьский периоды.

Зарождение высшего профессионального образования в Европе. Первые европейские университеты: принципы организации и деятельности, отношения с обществом и властью. Появление и основные тенденции развития высшего образования в России в XVII – XIX веках.

Первые высшие учебные заведения в России: Славяно-Греко-Латинская Академия (1687), Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге это Морская Академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725 г. − как самостоятельный Петербургский университет был заново учрежден в 1819 г.), Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыграла Академия наук, созданная в Петербурге по указанию Петра I. В 1755 г. был основан Московский университет, что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования − «гимназия университет академия».

Женское образование в истории российской высшей школы. Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России XVIII-XIX вв. (К. Д. Ушинский, К. Д. Кавелин, Н. И. Пирогов, Н. В. Бугаев и др.).

Особенности развития высшего образования в России и СССР между Первой

иВторой мировыми войнами. Динамика количественного роста высшей школы в СССР в 1927 − 1940 гг. В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, а в 1935 г. создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКВШ).

Восстановление системы высшего образования, его качественная и количественная динамика после Великой Отечественной войны. Достоинства

инедостатки в работе советской высшей школы.

Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации. Сущность современной государственной политики образования, её

приоритетные принципы. Образовательные учреждения, их типы. Формы образования. Органы управления образования.

Рекомендуемая тематика исследований

1.Сущность и виды инновационной политики вуза в современных условиях.

2.Характеристика системы образования одной из зарубежных стран. Её достоинства и недостатки.

3.Сходство и различие дореволюционных и современных лицеев и гимназий в России. Ваше отношение к их функционированию.

20



4. Примеры альтернативных школ. Ваша оценка к ним.

Творческие задания

1.Дайте анализ государственного образовательного стандарта высшего образования.

2.Каковы основные требования «Закона РФ об образовании»?

3.В чем особенности демократизации управления в системе образования?

4.На основе законодательных документов по образованию и концепции выпишите и проанализируйте приоритетные направления развития высшей школы как важнейшего института, основные принципы государственной политики в области образования.

5.Напишите творческую работу: «Модель вуза ХХI века», в которой отразите приоритетные цели и ценности.

Литература для самостоятельной работы

Гагаев П. А., Гагаев А. А Философия и история русской православной педагогики (философия школы России в культурно-исторической традиции) // Интеграция образования. – 2001. – 1.

Гинецинский В. И. Образовательный стандарт проблема теоретической подготовки // Педагогика. – 1999. – 3.

Духовная основа развития российской школы XXI века (проект концептуальных и базисных положений). – Екатеринбург-Москва, 2007.

Загвязинский В. И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика. – 1999. – 5.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в последней редакции). − М.: Изд-во: Сфера, 2010. − 96 с.

Инновационная политика высшего учебного заведения / [Девяткина М. А., Мирошникова Т. А., Петрова Ю. И. и др.]; под ред. Р. Н. Федосовой. – М.,

2006.

Козлова Г. Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца ХIХ нач. ХХ в. // Педагогика. – 2000. – 2.

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. // Распоряжение Правительства РФ «Об одобрении концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г1756 – р от 29.12.2001.

Национальная доктрина образования РФ // Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» 751 от 04.10.2000 г.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. − М.: Издат. центр «Академия», 2001. − 304 с.

21