Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 538

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

2Виды туризма (и соответствующие сегменты рынка):

Сегментация по целям: деловой туризм (бизнес-цели — установление контактов, стажировка, повышение квалификации); конгрессный туризм — поездки деловых людей для участия в международных научно-технических мероприятиях (конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках, проводимых в нашей стране и за рубежом); рекреационный (праздники, азартные игры и др.); культурно-познавательный; образовательный; этнический (ностальгический) — посещение родины, родственников, друзей и т.п.; экзотический туризм, предлагающий клиентам необычные путешествия и экскурсии (например, на Северный полюс, в Антарктиду, путешествие на воздушном шаре, подводной лодке и др.); спортивный туризм (охота, спортивные праздники, соревнования); лечебно-оздоровительный (посещение здравниц, санаториев); миссионерский (паломнический) — посещение храмов, религиозных праздников и т.д.; экологический туризм, экономический туризм (шоппинг-туры — shop-tours).

Социально-демографические сегменты туризма: семейный туризм, детский и молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм третьего возраста, социальный туризм (субсидируемый из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и иных граждан); элитарный туризм.

3В основе идеи — тема, т.е. фон, на котором проходит реклама. Возможные темы: досуг, религия, развлечения, спорт, здоровье, экология. Например, реклама горнолыжных маршрутов обязательно должна соответствовать теме спорта, здоровья. Реклама в религиозные центры (такие как Израиль, Греция) — теме паломничества. Реклама отдыха в Испании (которая является одним из самых популярных маршрутов) должна соответствовать: теме экологии (испанские курорты считаются одними из самых экологически благоприятных), теме экзотики (зрелище корриды, знойные танцы фламенко), теме развлечения (знаменитый на весь мир аквапарк и другие мощные центры развлечений), теме досуга (экскурсии).

1Возможные цели и задачи рекламной кампании: имидж-реклама фирмы (внедрение в сознание потребителей четкий, позитивный образ марки и поддержка узнаваемости марки или услуги); обеспечение продвижения туристского продукта на рынке услуг (привлечение новых потребителей); стабилизация сбыта услуг и получение стабильной прибыли; создание круга надежных клиентов и увеличение вторичного спроса; расширение рынка сбыта за счет вытеснения конкурентов (информирование потребителя о своих преимуществах перед конкурентами); формирование в сознании потребителей ценности отдыха в любое время года; создание “поля доверия” между производителем и потребителем.


2Основные должностные и функциональные единицы современного КДУ (и соответствующие социокультурные технологии):

Менеджер. Его задачи — соорганизация других функциональных ролей между собой и контекстом, в рамках которого функционирует КДУ, т.е. создание оптимальных условий для успешной совместной деятельности коллектива, для эффективного взаимодействия со средой.

Специалист— человек, профессионально владеющий тем или иным видом социально-культурной деятельности. К этой группе следуети отнести всех руководителей коллективов, студий и кружков самодеятельности, спортивных тренеров, организаторов досуга.

Творец(художник). Это носитель редких технологий (в сфере искусства, традиционного народного творчества, народной медицины, экстрасенсорики и др.), умения или продукт деятельности которого необходимо донести до потребителя.

Лидер неформальной общности.

Импрессарио(антрепренер, продюсер, агент-устроитель) — посредник и организатор взаимодействия между “специалистами”, “творцами”, “лидерами” и широким кругом публики. Его задачи — обеспечить благоприятные условия для деятельности “специалистов”, т.е. для производства культурных ценностей и услуг (продуктов досуговой индустрии), а также для их реализации (продажи, “проката”). Для него публика должна быть представлена как сложно и тонко дифференцированная среда, где каждая категория и группа населения имеет свои проблемы, потребности, интересы. Он должен уметь выстраивать индивидуально формы продуктивного контакта “специалистов” и населения.

Реформатор(проектировщик, генератор идей) — нновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга.

1См. проект слушаний в разделе “Социально-культурная программа как способ решения отраслевых проблем”.

1Подкультурно-историческим наследием следует понимать тот пласт культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью).


1См. раздел “Социокультурная ситуация и ее составляющие”.

1Социально-педагогические задачи следует отличать от задач социально-педагогической и социально-правовойслужбы. Последние заключаются в оказании помощи семьям с недостаточными воспитательными возможностями; устройство детей, оставшихсябез родителейи контроль за условиями их жизни; выявление конфликтных семей и оказание им помощи; охрана интересов семьи и детей от посягательств и т.п.

1См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

1Например, социальная база общественного объединения “Полицейская Ассоциация” — работники правоохранительных органов, состав общественного движения “Мемориал” — жертвы сталинских репрессий.

2Например, в задачи Ленинградской Областной Ассоциации скаутов входит: профилактика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей, работа с группами “социального риска” (т.е. Ассоциация в данном случае решает соцмальные проблемы предотвращения преступности), снижение числа подростков, уклоняющихся от службы в ВС и др.

3Например, ассоциация “Особый ребенок” объединяет родителей, имеющих детей-инвалидов. Общество “Спасение семьи” — это объединение родителей, у которых дети больны аутизмом.

1Результаты исследования фонда «Культурная инициатива».

2См.: ПанинЭ.И. Возвращение(о репатриации депортированных народов) // Социс, 1990, № 12.

1 Общественное объединениеэто добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

1См. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. — Российская газета, 25 мая 1995 г.

1Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

1Программа действует в 14 странах мира.

1Программа была реализована на базе одной из московских школ.

1Автор программы — Р.Виттингтон (США).

1Проект реализуется на базе одной из школ г.Архангельска.

1Проблемная ситуация и варианты проектных решений, данных в разделе, касаются, в основном, детей-инвалидов.

1В данном случае дается характеристика программ, ориентированных на детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в развитии.


1Статистика свидетельствует о том, что каждый десятый из живущих на Земле людей — инвалид. — См. “Как общаться с инвалидами”. — М., “Преодоление”, 1993.

2См. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура и инвалиды” на 1996-1998 годы. — М., Рос. Институт культурологии.1995.

1Проекты могут быть направлены на художественно-творческую и социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовную и физическую реабилитацию, профессиональную ориентацию и реабилитацию.

1Данные задачи являются общими для разработки практически всех типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и программ. Соответственно, игровые методы проектирования обнаруживают свою эффективность в процессе формирования как социально-культурных (региональных и локальных), так и социально-педагогических проектов и программ.

2См.: АрутюновЮ.С. Методологические вопросы деловых игр //Применение активных методов обучения: Тез. докл.научн.-техн.школы-семинара. — Л., 1987. —С. 85.

1Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983; Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.– М., 1986; Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983; Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986; Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.

1Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7. — С.85-86.

1Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М.,

1Более подробно об указанных методах см.: Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5. — С.106-107.

1На перспективу — строительство специального музейного здания (подготовка проектно-сметной документации, финансирование строительства и оснащения музея, комплектование штатов и т.д.).

1Эти же требования одновременно выступают в качестве критериев оценки социально-культурных проектов и программ.


1См.: Культура на перепутье. — М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. — 1994.

2Культура на перепутье. — С.214.

1В США, например, корпорации по производству сигарет финансируют крупные культурные проекты, обеспечивая тем самым косвенную рекламу своей продукции.

1Например, «заказчик» и «покупатель» социально-культурных программ– отдел культуры, а «потребитель» –конкретная социальная группа или все население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате– конъюнктурностьработы, игнорирование проблем и потребностей социальных групп и личностей.

2См.: Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991.

1Разделы и содержание пакета предложений: цель, миссия и уникальность организации (т.е. что заслуживает финансовой поддержки); краткое описание проекта или программы, под которую запрашиваются средства; ссылка на наиболее яркие моменты в творческой деятельности организации, ее зрительская аудитория, посещаемость, положительные отзывы критики, связи с известными людьми и др.; упоминание других крупных доноров организации (это подтвердит ее жизнеспособность и может усилить желание перспективных доноров вложить средства; запрашиваемая сумма, определенная в процессе предшествующего изучения; указание на преимущества, которые получит вкладчик (ценности связей, им приобретаемых, свободный вход на престижные мероприятия, скидкина билеты и др.).

Состав сопроводительных материалов, прилагаемых к запросу: Полный бюджет организации, а если средства испрашиваются на проект, то индивидуальный бюджет проекта; Краткая история организации и ее планы; Список доноров прошлого финансового года; Справка об официальном освобождении вкладчика от налогов; Список членов совета попечителей и их профессии; Список программ, выпущенных в течение года; Самый последний отчет финансовой проверки; Самый последний годовой отчет; Иллюстративный материал: брошюры, газетные и журнальные статьи.