ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 556
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6
Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования
1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования
1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования
1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)
1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования
1.6. Принципы социально-культурного проектирования
Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации
2.1. Сущность проблемно-целевого анализа
2.2. Понятие и структура ситуации
2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)
2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации
2.5. Типы проблем и технология их анализа
2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования
2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений
2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.
Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ
3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ
3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры
Глава 4. Методика формирования целевых проектов
4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере
4.2. Логика и технология организационного проектирования
4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов
4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ
Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.
Тема 2. Технология разработки оргпроектов.
Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования
5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования
5.2. Проективные возможности инновационных игр
5.3. Принципы игрового проектирования
5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр
Тематика Практических заданий:
Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)
6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
Мероприятия по реализации проекта: разработка функциональной модели Центра, программы его деятельности; подготовка учредительной документации; заключение договора — с дирекцией МКЦ о выделении помещения для Центра или с администрацией города о передаче Центру соответствующего помещения; подбор, расстановка, подготовка специалистов и персонала.
— Проект "Центр экранной культуры"
Актуальность проекта определяется: разрушением отечественной системы кинопроката, недостатком в репертуаре высоко художественных кинофильмов, соответствующих запросам и интересам жителей г.Полярные Зори; коммерциализацией кинопроката, резким ростом эксплуатационных расходов кинотеатров, поставивших их на грань закрытия, что обусловливает необходимость пересмотра сложившихся подходов к кинообслуживанию населения и развития на новом уровне экранной культуры (кино, видео, кабельного телевидения); отсутствием в Полярных Зорях городского киноцентра, отвечающего по своим техническим параметрам и содержательным критериям современным требованиям; широкой распространенностью среди жителей города видео и компьютерной техники, обусловливающей соответствующую направленность интересов и требующей учета в определении приоритетов развития культурной жизни.
Задачи проекта: расширение возможностей для горожан в удовлетворении разнообразных интересов и запросов в сфере экранной культуры; противодействие коммерческим тенденциям в кино— и видеоиндустрии; создание условий для творческого общения и признания авторов любительских видеофильмов; обогащение художественной жизни города за счет включения в ее контекст мировой и отечественной кино— и видеоклассики; художественно-эстетическое развитие различных категорий и групп населения города; организация полноценного общения кинокритиков, работников кино и телевидения со зрительской аудиторией; повышение компьютерной грамотности населения, создание условий для общения, обмена программами, технологиями, идеями владельцев персональных компьютеров.
Направления деятельности:
— Проведение тематических кино— и видеопоказов;
— Организация дискуссий по различным проблемам в сфере экранной культуры;
— Оказание методической и практической помощи образовательным и культурно-досуговым учреждениям в использовании кино и видеоматериалов, компьютерной (в т.ч. мультимедиа) техники;
— Создание фонда видеокассет, компьютерных обучающих и игровых программ и организация пунктов проката;
— Формирование клубов по интересам в сфере экранной культуры (любители фантастики, приключений, экранизаций классики, мультфильмов, комедии и т.д.);
— Проведение смотров и конкурсов на лучший видеофильм, рецензию, компьютерную программу и т.п.
Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и учредительной документации Центра; подготовка нормативно-регламентирующей документации; подбор и оснащение помещения (на базе городского кинотеатра или в МКЦ); экономическое, материально-техническое и кадровое обеспечение Центра.
Тематика практических занятий
Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.
Первое задание: Осуществить контент-анализ 5-7 публикаций (самостоятельно).
Второе задание: По результатам контент-анализа заполнить сводные таблицы (см. карточку первичного учета информации и таблицы №1, 2, 3). На основе полученной информации определить приоритетные области проектирования и приоритетные категории населения, которые могут рассматриваться в качестве потенциальной аудитории программ.
Третье задание: Подготовить сводную таблицу проблем, характеризующих основные составляющие ситуации: социокультурную среду, сферы жизнедеятельности и образ жизни. Осуществить классификацию проблем путем отнесения их к основным составляющим социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни1.
Четвертое задание: Проранжировать проблемы по степени их значимости.
Примечание: Каждое задание выполняется в три этапа: индивидуально, в подгруппах, после чего лидеры подгрупп в свободной дискуссии приходят к единому варианту классификации и заполняют сводную таблицу.
Пятое задание: Самостоятельно заполнить сводную таблицу №4 (“Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта”), которая в дальнейшем будет использована в процессе целевого и содержательного обоснования индивидуальных проектов.
Шестое задание: по результатам анализа четырех сводных таблиц дать общую характеристику социокультурной ситуации путем анализа основных проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности, образа жизни и на этой основе определить: а) приоритетные сферы проектирования и б)приоритетные категории и группы населения (потенциальную аудиторию программ).
Результаты задания представляются в форме доклада подгрупп и последующей межгрупповой дискуссии.
Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.
Задание: обосновать идею проекта (его замысел), решающего одну или несколько социально-культурных проблем (см. схему 5). Задание выполняется в два этапа: индивидуально, после чего в подгруппах дорабатывается один из проектов, который защищается в игровом режиме.
Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).
Первое задание:
Вариант 1: По результатам контент-анализа команды формулируют наиболее актуальные проблемы развития отрасли (например, культурно-досуговой сферы, туристской отрасли, кино-видеоиндустрии, рекламного дела и т.д.). Затем отраслевые проблемы ранжируются (каждая проблема оценивается по 5-ти бальной системе).
Вариант 2: Для ранжирования предлагаются готовые формулировки отраслевых проблем (например, ограниченные возможности сферы культуры в связи с сокращением объемов финансирования; невостребованность творческого потенциала населения; низкая социально-культурная активность населения; отсутствие условий для саморазвития культурной жизни и др.).
2 задание: Выбрав одну из наиболее значимых (актуальных) проблем, команды должны определить тип проблемы, источник и носителя проблем (это могут быть специалисты сферы, ресурсодержатели, власть, население) и разработать вариант ее проектного решения. После этого происходит защита идей, их экспертиза и обсуждение.
3 задание: Индивидуально каждый студент разрабатывает проектное решение отраслевых проблем. После проведения межкомандной экспертизы проектных замыслов обсуждаются три лучших три худших проекта.
Примечание. Особенности проектирования культурных услуг и варианты проектных решений “отраслевых” проблем определяются как проблемами, характерными для той или иной отрасли, так и специфическими технологиями (организация шоу-программ, рекламное дело, продюсерские и маркетинговые проекты и т.д.).
В качестве примера общей логики и содержания практических занятий по данному разделу приведем алгоритм проектирования турпродукта.
1 задание: Оценить степень актуальности проблем развития туристской отрасли1.
2 задание: Обосновать замысел проектного решения проблемы.
3 задание: Сформулировать основные потребности и проблемы человека, которые он может удовлетворить в сфере туризма, и на этой основе: а)разработать классификацию мотивов туризма и б) определить потенциальные сегменты рынка, т.е. основные (перспективные) виды туризма и их социальную базу2.
4 задание: Разработка проекта тура.
Разделы проекта:
1. Целевая аудитория тура (анализ потребностей и проблем тех категорий и групп населения, которые нуждаются в данном виде туризме и определение мотивов потенциальных туристов).
2. Цели и задачи тура.
3. Идея тура (т.е. обоснование его замысла — темы маршрута, примерного содержания путешествия).
4. Сегменты рынка (определение особых потребительских свойств турпродукта, социальной базы потенциальных потребителей).
Проекты проходят экспертизу и обсуждение. Предварительно группа экспертов формулирует критерии оценки, определяемые потребительскими свойствами турпродукта.
5 задание: Разработка проекта рекламной кампании турпродукта.
Структура проекта:
1.Анализ ситуации и сегментирование рынка сбыта, т.е. описание целевой аудитории (анализ требований потребителей, проблем и потребностей различных социальных групп), характеристика преимуществ турпродукта, характеристика конкурентов (включая содержание и способы реализации туруслуг).
2. Разработка стратегии рекламной кампании (ее идеи), включая: поиск способов позиционирования образа продукта (т.е. выделения марки, товара среди подобных); разработку основной темы рекламы или перечня тем3; обоснование целевых аудиторий потребителей.
3. Определение целей и задач рекламной кампании1;
4. Обоснование наиболее эффективных средств рекламы.
5. Формулировка критериев эффективности рекламной кампании.