Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 528

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Каждая команда выбирает один их возможных типов КДУ (например, Центр экранной культуры, Дом ремесел, Музей-лаборатория, Клуб-Музей и т.д.).

Задание:

1. Обосновать актуальность проекта путем анализа:

— социально-культурных проблем;

— отраслевых проблем (отражающих специфику той или иной сферы и соответственно— учреждения);

— личностных проблем (которые определяют ожидания потенциальных посетителей учрежджения или потребителей предлагаемых им услуг).

2. Разработать модель учреждения включая:

— цели деятельности;

— направления деятельности;

— должностную структуру.

3. Определить условия реализации проекта

Защита проектов. Групповая дискуссия.

В группу экспертов можно включить такие игровые роли, как Представитель населения, Работник комитета по культуре, Юрист.

Примечание. В основу проектов такого типа необходимо положить идею соответствия: а)функций КДУ; б)проблем и потребностей населения и в)функциональных моделей специалистов2.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

1. Карточка первичного учета информации (контент-анализ публикаций)

Источник (название, дата)__________________

Автор_____________________________________

Статья_____________________________________

Содержание

Область (поле) проблематики

Носитель

Вариант

проблем

Социально-культурная среда

Сфера жизнедеятельности

Образ

жизни

проблемы

проектного

решения

Сводная таблица 1: Проблемы социально-культурной среды и образа жизни

Область (поле) проблематики

Содержание проблем

1.Художественная среда и художественная культура

2. Культурно-историческое наследие и историческая культура

3. Социально-психологическая среда и социально-психологическая культура

4. Духовно-нравственная среда и духовно-нравственная культура

5. Экологическая среда и экологическая культура

6.Общественно-политическая среда и политическая культура


Сводная таблица 2: Проблемы сфер жизнедеятельности

Область (поле) проблематики

Содержание проблем

1. Досугово-рекреационная

2. Образовательная

3. Производственная

4. Физкультурно-оздоровительная

5. Семейно-бытовая и др.

Сводная таблица 3: Проблемы социальных групп (аудитория проектов).

Носитель проблемы

Содержание проблем

1. Дети

2. Подростки

3. Пожилые

4. Многодетные семьи

5. Неполные семьи

6. Инвалиды

7. Лица, нуждающиеся в социальной адаптации

8. Лица некоренной национальности (или национальные меньшинства) и т.д.

Сводная таблица 4: Сферы проявления социально-культурных проблем и аудитория проекта

Носитель

проблем:

социальные,

Содержание проблем социокультурной среды, сфер жизнедеятельности

и образа жизни

этнические, профессиональные и др. категории и группы населения

Художественная культура

Истори-ческая

культура

Социально-психологическая

культура

Духовно-нравствственная

культура

Экологичес-кая

культура

Политическаякультура

Профессиональная культура

Физическая и психическая культура

5. Структура замысла проекта

Содержание

проблем

Носитель

(Аудитория проекта)

Сфера

пробле-матики

Цели и задачи, которые необходимо решить в рамках проекта

Идея проекта (обоснование замысла)

Социальные силы, заинтересованные в его реализации


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОБЛЕМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ

СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

  1. Слабый учет в процессе разработки туров возможных мотивов туризма различных социальных категорий и групп населения (незнание туристского спроса).

  2. Низкий уровень маркетинговых исследований рынка туристских услуг.

  3. Отсутствие технологий формирования спроса на продукты и услуги туристских фирм.

  4. Существенное преобладание выездного (международного) и кризис внутреннего (национального) туризма.

  5. Неразвитость (сокращение) детского и подросткого туризма.

  6. Снижение спроса населения на традиционные туристские услуги.

  7. Нарушение прав туриста в конфликтных ситуациях, вызванное игнорированием турфирмами основ законодательства о туризме, отсутствием информации туриста о своих правах, нарушением нормативно-правовых отношений потребителя и производителя и тур. услуг.

  8. Противоречие между ростом потребностей населения в различных деловых поездках и несформированностью маркетинговых исследований рынка делового туризма (отсутствие информации о характере спроса на услуги делового туризма, снижающее эффективность работы туристски фирм).

  9. Слабая информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, позволяющая турфирмам давать потребителю ложную информацию.

  10. Сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм.

  11. Низкий уровень культуры туристской безопасности (особенно детей и подростков), следствием которого является повышенный травматизм, конфликтные ситуации.

  12. Низкие темпы роста зарубежного туризма вследствие плохого качества сервиса, несоответствия материальной базы туризма международным стандартам (на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока).

  13. Сокращение иностранных инвестиций в туристскую отрасль вследствие экономической и политической нестабильности.

  14. Неблагоприятная социально-политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты).

  15. Снижение интереса к туризму как форме социально-культурной деятельности вследствие безответственной работы фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.).

  16. Дефицит квалифицированных кадров в сфере организации туризма, слабое владение специалистами технологией разработки турпродукта (60% зарегистрованных фирм умирает, так и не начав деятельность).

  17. Отсутствие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

  18. Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли, отсутствие общественных структур межпрофессиональной консолидации.

  19. Отсутствие условий для реализации потенциала туризма в решении социально-экономических проблем (создании новых рабочих мест и снижении уровня безработицы, увеличении валютных поступлений, пополнении государственного бюджета посредством взимания налогов с хозяйствующих субъектов туристского рынка. психофизическое оздоровление населения и др.).

  20. Неразвитость инфраструктуры туризма.

  21. Игнорирование турфирмами принятой ООН концепции устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования природных и культурных ресурсов.

  22. Отсутствие специализации и кооперации в работе туристических предприятий.

  23. Неразвитость в России форм туризма социально-культурной ориентации (социального, паломнического,экологического и др.).

  24. Отсутствие заинтересованности в финансировании индустрии туризма отечественными и зарубежными инвесторами.

  25. Недооценка со стороны властей и ресурсодержателей значимости туризма как эффективного средства оздоровления населения, решения проблем занятости и пополнения местного бюджета.

  26. Отсутствие налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в туристскую отрасль и развитие туристской сферы.


  1. Сокращение туристских ресурсов за счет утраты историко-культурного своеобразия и уникальности ряда территорий. разрушения уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

  1. Невостребованность индуствией туризма ландшафтного и историко-культурного потенциала территорий, городов, др. типов поселений.

  2. Несоответствие индивидуальных туристко-рекреационных потребностей различных социальных и профессиональных групп и номенклатуры туристских услуг (по содержанию, формам, стоимости).

  3. Отсутствие системы информационного обеспечения индустрии национального и международного туризма.

  4. Низкое качество рекламы турпродукта, дезинформирующей потребителя туруслуг.

  5. Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа России как страны, благоприятной для туризма.

  6. Противоречие между экстенсивным использованием рекреационного потенциала территорий и экологической защищенностью рекреационных зон (крайняя форма — разрушение природных ресурсов региона вследствие массового развития туризма).

  7. Сокращение социальной базы туризма вследствие снижения платежеспособного спроса населения, социальной дифференциации населения по критерию материальных возможностей.

  8. Утрата единого туристско-рекреационного потенциала субъектов Российской Федерации и стран СНГ как исторически сложившейся целостной системы из-за ложно понимаемой идеи суверенизации.

  9. Противоречие между исторически сложившимися ориентациями на отдых в Крыму, в Закавказье, в Закарпатье, в Прибалтике, Среднеазиатском регионе и курсом руководства этих регионов на свертывание или переориентацию их рекреационной специфики.

  10. Изменение культурных ценностей населения в регионах интенсивного туризма вследствие культурной экспансии гостей (вызванной непониманием культурной специфики, неуважением ценностей местных культур).

  1. Негуманное отношение туристов к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека.

  1. Неразвитость оздоровительного туризма (в т.ч. семейного).

  1. Низкий уровень туристской этики (неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов, обусловленное снижением исторической, экологической и духовно-нравственной культуры населения).


  1. “Клиентизация” отношений в регионах с интенсивным развитием туризма, вызванная массовой занятостью населения “оказанием услуг” (атмосфера заискивания перед туристами, которым демонстративно предоставляются в пользование памятники культуры, недоступные местным жителям).

  1. Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, неразвитость краеведческой деятельности, препятствующие развитию национального туризма.

  2. Слабый учет в разработке туристских маршрутов персонифицированных духовных символов и национальных референтов, определяющих культурную самобытность страны, региона.

  3. Низкий уровень культуры диалога (взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий), провоцирующий межэтнические конфликты, способствующий усилению социальной напряженности.

  4. Какие еще ________________________________________