Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 546

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы задач приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта “Культура и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением удельного веса инвалидов в социально-демографической структуре общества, с одной стороны, и отсутствием на региональном уровне концепции реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства — с другой.

Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек — среда” и носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности и препятствия, возникающие в процессе удовлетворения значимых социальных потребностей (непризнание ближайшим окружением, отверженность, социальная незащищенность, неблагоприятное самочувствие в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт и чувство неполноценности, отсутствие условий для самореализации в сфере досуга и др.).

Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в качестве объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции необходимо рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное окружение, которое в результате целенаправленных акций и мероприятий должно принципиально измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную значимость человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со стороны общества, его социальных институтов, ближайшего социального окружения.

Цель исследования — разработать теоретические и организационно-методические основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом региональной специфики.

Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и личностные проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и специфику различных видов художественной деятельности как средства социальной реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и определить институциональные ресурсы совершенствования социокультурной реабилитации инвалидов; определить приоритетные направления деятельности учреждений культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации инвалидов; разработать теоретические и методические основы формирования социально-культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое самочувствие инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной политики с учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; разработать межотраслевую региональную концепцию социокультурной адаптации инвалидов.


Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и инструментария исследования; проведение социологического исследования с целью изучения социальных и социально-психологических проблем инвалидов; контент-анализ публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации различных групп инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-диагностических деловых игр по разработке социально-культурных программ, оптимизирующих отношения в системе “инвалид — социальная среда”; анализ и обобщение результатов исследования; разработка межотраслевой региональной концепции социальной адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета методических рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным заведениям.

Ожидаемые результаты:

1.Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, включающая: принципы реабилитации и адаптации; региональные условия оптимизации социальной адаптации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом существующей инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и организационное обеспечение региональной политики социальной реабилитации инвалидов;

2.Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-культурных программ для инвалидов;

3.Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов социокультурной реабилитации инвалидов;

4.Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по корректировке учебных программ подготовки и пере-подготовки специалистов, способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации инвалидов средствами искусства;

5.Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций международного права.


Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Индивидуальное задание:

1. Познакомиться с условиями подачи заявки по программе “Лайн” (см. приложение)

2. Разработать замысел проекта в соответствии с требованиями программы “Лайн” по следующец структуре1:

а) Аудитория проекта (т.е. характеристика проблем целевой группы и лиц, непосредственно получающих пользу от проекта).

б) Цели и задачи проекта.

в) Содержание проекта

Направления деятельности

Содержание деятельности

1.

2.

г) Организация-исполнитель (или форма реализации проекта).

д) Планируемые результаты и критерии эфективности

Групповое задание:

1. Доработка в команде лучшего проекта.

Доклад. Защита. Экспертиза.

Защита проектов проходит в режиме игры (доклад команды — вопросы — реплики — экспертиза). Групповые роли: оптимисты, пессимисты, реалисты.

2. Устранение ошибок и окончательная доработка индивидуальных проектов.

3. Защита и экспертиза проектов:

— групповая (анонимная) экспертиза индивидуальных проектов по предложенной системе критериев оценки (см. таблицу “Оценка проекта”);

— защита трех лучших проектов (экспертами в данном случае выступают все команды в рамках своих групповых ролей — оптимисты, пессимисты, реалисты).

— обсуждение трех худших (т.е. получивших наименьшее количество баллов в процессе анонимной групповой экспертизы).

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Задание 1. Познакомиться с условиями подачи заявки в рамках программ института “Открытое общество” (см. приложение) и разработать замысел оргпроекта первого типа (от имени действующей общественной организации) в соответствии с требованиями одной из программ института “Открытое общество” по следующей структуре:

а) Постановка проблемы (обоснование приоритетной области проектирования - политика, искусство, профессия).

б) Цели. Задачи.

в) Содержание проекта

Направления деятельности (подпроекты)

Аудитория (обоснование - почему именно эта)

Содержание деятельности

1.

2. и т.д.

(описать лишь одно направление)


Доклад. Экспертиза. Защита

Задание 2. Разработать оргпроект второго типа (проект создания общественного объединения) по следующей структуре:

а) Сфера деятельности общественного объединения (путем анализа ситуации - формулировки проблем той или иной области проектирования).

б) Потребности (проблемы), интересы потенциальной социальной базы общественного объединения.

в) Цели и задачи деятельности общественного объединения.

г) Организационно-правовая форма общественного объединения.

д) Состав учредителей (включая характеристику возможных мотивов).

е) Направления деятельности общественного объединения.

ж) Источники финансирования деятельности общественного объединения (государство, фонды, средства населения, предпринимательская деятельность).

Доклад. Экспертиза. Защита.

И в первом и во втором случае защита проектов проходит в режиме игры.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ИНСТИТУТА «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО»

ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО"

Цель конкурса - содействовать всестороннему развитию культуры в России в соответствии с идеями и ценностями открытого демократического общества.

Преимущество будут иметь проекты, способствующие:

  1. Доступу к информации, включая введение в информац. оборот (с помощью новейших информац. технологий) неизвестной или недоступной ранее общезначимой информации о культуре;

  2. Формированию новых инфраструктур культуры, нахождению новых путей развития учрежд. к-ры в изменившихся эконом. условиях;

  3. Развитию нетрадиц. форм работы учреждений с аудиторией;

  4. Сотрудничеству организаций культуры разных уровней;

  5. Поддержке новых, худож. значимых направлений культуры РФ;

  6. Проекты, способствующих пониманию особенностей культурной ситуации региона.

Критерии оценки проектов (для всех программ):

  1. Актуальность для развития культуры в России;

  2. Обоснованность запрашиваемых средств;

  3. Реалистичность (возможность реализации проекта);

  4. Уникальный/новаторский характер проекта;

  5. Квалификация участников проекта.

Приоритет отдается проектам из регионов России, проектам, которые частично финансируются из других источников, а также проектам, имеющим перспективу дальнейшего самостоятельного развития.

Не принимаются заявки:

  1. На коммерческие проекты;

  2. На проекты, связанные со строительством культурных объектов или их реставрацией;

  3. На создание индивидуальных худож. произведений;

  4. На издательскую деятельность;

  5. На гастроли.


ПРОГРАММА "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"

Цель программы - поддержка проектов, направленных на демократич. преобразования и формиров. гражд. общ-ва в России.

В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общественные организации. Финансирование будет выделяться на осуществление проектов продолжительностью до одного года.

Направления деят-ти О.О., рассм-мые в рамках конкурса:

  1. Развитие общ. движений: 1)экологических, 2)потребительских, 3)правозащитных, 4)женских, 5)молодежных и др.;

  2. Формирование сетей их взаимодействия на рег. и фед. уровнях, в том числе с использованием сети интернет;

  3. Содействие нормотворчеству на рег. и местном уровне;

  4. Организация общ. контроля за деятельностью органов гос. власти и местного самоуправления и др.

Не поддерживаются проекты, направленные на:

  1. Проведение научных и социолог. исследований;

  2. Составление различных баз данных;

  3. Оказание мат. помощи и платных услуг населению;

  4. Развитие всякого рода политич. и коммерч. деятельности.

Не принимаются заявки:

-от государственных организаций;

-от коммерческих структур (признаки некомм. орг.);

-от любых политических партий, объединений, движений, в том числе на предвыборные кампании;

- от отдельных граждан.

Организация - юридическое лицо может участвовать только в одном из объявленных конкурсов

ПРОГРАММА «ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН»

В конкурсе могут принять участие зарегистрированные общ. организации, осуществляющие

-как защиту прав отдельных групп населения,

-так и защиту отдельных конституционных прав россиян

Финансирование будет выделяться на осуществление проектов продолжительностью до 12 месяцев.

Приоритетными являются проекты, направленные на:

1) защиту прав инвалидов, детей, беженцев и вынужденных переселенцев,

2) защиту прав военнослужащих, потребителей, фермеров и иных групп населения,

3) защиту прав заключенных и помощь в соц. адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

4) а также проекты, напр. на осуществл. контроля за законностью действий и решений органов власти и местного самоуправления.

ПРОГРАММА «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ»

Условия: В конкурсе могут принять участие зарегистр. некоммерческие организации, деят-ть которых направлена на правовое просвещение и правовую помощь.

Приоритетными являются проекты, направленные на: