Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 539

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности социально-культурного субъекта: человека, социально демографических, этнических, профессиональных и других групп населения, общества в целом, региона. Анализ ситуации осуществляется путем выявления типичных проблем в политической, экономической, социально-демографической, экологической и других сферах жизни. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация — характеризуется через соответствующие проблемы — социально-культурные; жизненная ситуация — фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-культурной деятельности существует прямая связь — состояние неудовлетворенности человека значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности проектировщика, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов) проблема (как личностная, так и профессиональная — для субъекта проектирования, культурной политики). Цели и задача продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, субъект проектирования видит желаемое (идеальное) состояние объекта (см. понимание проблемы как несоответствия реального и должного) и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в цели и задачи проекта — основополагающее условие успешности его последующей реализации.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является генетически первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта. Залогом разрешения проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений.


Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий. Локализация ситуации осуществляется по нескольким основаниям: анализ наиболее типичных проблем, характерных для различных субъектов и сфер культурной жизни, выявление историко-культурного потенциала и специфики региона, определение ресурсов, необходимых для осуществления проектного решения.

В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После выделения этих элементов в рамках проекта намечаются гипотетические способы их целенаправленного изменения и преобразования.


2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя:

а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности);

б) соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов (ценности, мотивы и цели деятельности, человеческий потенциал и др.).

Социокультурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социокультурным окружением, имеет набор устойчивых компонент (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы жизнедеятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными институтами и учреждениями.

В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие — поля жизнедеятельности (которые одновременно могут выступать областями проектной деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):

1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности);

2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни;

3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);

4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);


6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).

Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:

1. Предметно-пространственное окружение человека: памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;

2. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);

3. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента (поля) среды.

Основными сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), являются: образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации).

Проблемы функционирования учреждений, соответствующих определенному полю социокультурной среды или сфере жизнедеятельности, относятся к разряду отраслевых проблем, которые также учитываются при разработке социально-культурных программ.

Выбор и оценка человеком тех или иных полей жизнедеятельности (элементов среды) и сфер жизнедеятельности, устойчивое распределение своего времени и энергии между ними и определяет образ жизни, понимаемый как совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни.

Таким образом, социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — являются одновременно областями проектной деятельности.


Каждое социокультурной поле среды и сфера жизнедеятельности имеет соответствующие проблемы и ресурсы, которые представлены а) потенциалами (по каждому полю среды) и б) инфраструктурой, т.е. учреждениями, выполняющими различные функции по формированию и реализации всех составляющих образа жизни.

В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социокультурная среда жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона) является ключевой в технологии социокультурного проектировании в силу того, что она поддается изменению, преобразованию. Оказывая решающее воздействие на развитие и формирование личности, среда в то же время изменяется, преобразуется под влиянием творческой активности человека, благодаря которой потенциалы среды становятся реальными возможностями развития личности, условиями ее самореализации. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:

а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;

б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.)1;

в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.

Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности. В этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования.