Файл: Markov_A_P__Birzhenyuk_G_M__Osnovue_sociokul.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 553

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования 6

Глава 1. Сущность и методология социально-культурного проектирования

1.2. Теоретические основания социокультурного проектирования

1.3. Социально-культурная деятельность как объект проектирования

1.4. Культура как область проектНой деятельности (содержание понятия)

1.5. Социально-культурная сфера как область проектирования

1.6. Принципы социально-культурного проектирования

Глава 2. Технология анализа социокультурной ситуации

2.1. Сущность проблемно-целевого анализа

2.2. Понятие и структура ситуации

2.3. СоциокультурнАя ситуация и ее Составляющие (поля и сферы жизнедеятельности)

2.4. Образ жизни как элемент анализа ситуации

Экологическая культура

2.5. Типы проблем и технология их анализа

2.6. Современная социокультурная ситуация и проблемное поле проектирования

2.7. Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений

2.8. Социально-культурная программа как средство решения “отраслевыХ” проблем

Тематика практических занятий

Тема 1: Анализ социокультурной ситуации.

Тема 2: Обоснование содержательной части проекта.

Тема 3: Проектирование культурных услуг (“отраслевые” проблемы и их проектные решения).

Тема 4. Проектирование функционально-содержательных моделей кду.

Глава 3. Специфика и технология разработки региональных культурных программ

3.1. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики

3.2. Этапы разработки региональных социально-культурных программ

3.2. Структура и содержание региональной программы поддержки и развития культуры

Глава 4. Методика формирования целевых проектов

4.1. Специфика целевого проекТирования в социАльно-культурной сфере

4.2. Логика и технология организационного проектирования

4.3. Логика и технология разработки социально ориентированных проектов

1 Раздел — название проекта.

4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Тематика ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки социально ориентированных проектов.

Тема 2. Технология разработки оргпроектов.

Глава 5. Игровые методы социально-культурного проектирования

5.1. Типология и характеристика методов игрового проектирования

5.2. Проективные возможности инновационных игр

5.3. Принципы игрового проектирования

5.4. Условия реализации проективного потенциала инновационных игр

5.5. Опыт организации инновационной игры по разработке городской програаммы поддержки и развития культуры

Тематика Практических заданий:

Глава 6. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ

6.1. Условия получения средств (из бюджетных и иных источников)

6.2. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

6.3. Внебюджетные источники финансирования

Направления деятельности

Содержание

деятельности

База

реализации

Исполнители и соисполнители

Сроки

реализации

1

2

3

4

5

Конкретизируя содержательную часть проекта, следует помнить, что она определяется, преимущественно, характером социально-психологических проблем (в отличие от проектов первого типа, где определяющим является социально-культурная проблематика).

Приведем пример взаимосвязи проблемно-целевого и содержательного разделов проекта “Интеграция”, адресованного детям-инвалидам1. Целевая направленность данного проекта — изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам, а его задачи заключается в том, чтобы научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками, передать убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.

В соответствии с данными целями и задачи содержательная часть проекта “Интеграция” реализуется в рамках таких направлений деятельности, как кураторство над учащимися из спецшкол и интернатов; организация кукольных театров (и спектаклей), где среди персонажей будут как здоровые, так и “герои” с физическими недостатками; специальный тренинг для инвалидов (оптимальный выход из конфликтной ситуации, тренинг общения и т.д.); проведение уроков добра (воспитание способности стать на место человеку, которому плохо).

В рамках программы развития культуры Нефтеюганского района авторами данного пособия был предусмотрен проект, адресованный представителям коренных национальностей Севера, который предполагал социокультурную, социально-психологическую и профессиональную подготовку детей хантов, профилактику психогенного алкоголизма и девиантного поведения с помощью адаптационно-психологических технологий и путем приобщения их к массовым профессиям.

7 разделбюджет проекта.

8 разделисточники финансирования.

Несмотря на выраженную специфику социально-педагогического и оргпроектирвования, можно отметить единый алгоритм формирования соответствующих проектов:

– дается характеристика проблем (социально-культурных, отраслевых или личностных, носителем которых является определенная общность, группа или категории населения, локализованная на предприятии, по месту учебы, жительства, в культурно-досуговом учреждении;


– формулируются цели и основные задачи проекта;

– определяются приоритетные направления и виды социально-культурной деятельности;

– разрабатываются конкретные мероприятия (с учетом имеющихся ресурсов, педагогически целесообразного соотношения информационно-просветительных и творческих видов деятельности);

— определяется база реализации проекта, его исполнители;

– производится оценка затрат и просчитываются возможные источники финансирования проекта.


4.3. Характеристика аудитории как основа разработки социально-педагогических программ

Если основу проработки целевого и содержательного разделов проектов первого типа составляет анализ социально-культурных проблем, то первый шаг социально-педагогического проектирования — характеристика аудитории проекта (социальной группы или категории населения, самодеятельной общности и т.д.).

В основу характеристики аудитории могут быть положены различные критерии:

1. Интересы, типичные для личности или социальной общности и проявляющиеся в эмоционально окрашенном отношении человека к тому или иному объекту, явлению, в осознании его субъективной значимости, привлекательности. Интерес — это прежде всего результат и форма проявления познавательной активности. Осознанный интерес выступает как мотив, намерение, как целеустремленное отношение человека к объекту его потребностей, он отражает значимость и ценность для человека того или иного предмета или явления окружающего мира, характеризует его активность по овладению ими.

Опыт разработки социально-культурных программ показывает, что обращение к интересу как основной характеристике аудитории программы не всегда эффективно — в силу вторичности интереса (за ним всегда стоит какая-либо нужда, потребность), его непроявленности, несформированности или даже деформированности, а также в силу компенсаторного характера того объекта, на который он направлен. Сфера использования этой характеристики — коммерческие программы, эффективность которых обеспечивается предварительным изучением интересов населения и прогнозированием на этой основе спроса на те или иные услуги и готовности их оплатить.

Однако при этом случае следует иметь в виду, что есть определенные интересы, консолидирующие большие группы людей и представляющие в этой связи большую социальную ценность. Неучет этих интересов может вести к возникновению социального напряжения, появлению у людей проблем, которые придется, рано или поздно, решать, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

2. Потребности человека — как осознаваемая и переживаемая им нужда в определенного рода объектах и условиях, необходимых для его существования и развития, выступающая источником его активности и определяющая характер и направленность его чувств, мыслей, поведения, деятельности.

Характеристику потребностей личности необходимо и целесообразно осуществлять в том случае, если формой реализации проекта будет социально-культурная общность (клуб, ассоциация, фонд, самодеятельное объединение и т.п.). Учет в содержании проекта типичных потребностей, приводящих человека в социально-культурную общность, создаст необходимые предпосылки для творческой активности личности, обеспечит условия социальной востребованности ее потенциала, станет гарантией эффективности программы.


Наиболее актуальными потребностями, удовлетворение которых человек связывает с социально-культурной общностью, являются:

— потребность в признании, справедливости;

— потребность в самовыражении, самоутверждении, доминировании, лидерстве;

— потребность в социально-психологической включенности, безопасности, в подчинении, покровительстве;

— потребность в социально-психологической и этнокультурной идентичности;

— потребность в самореализации, смысле жизни.

3. Основной характеристикой аудитории в социально-педагогическом проектировании являются личностные (или социально-психологические) проблемы, определяющие, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и задачи проекта, виды и содержание деятельности.

Источником личностных проблем является проблемная ситуация, которая на субъективном уровне может преобразоваться либо в задачу (в том случае, когда субъект обладает возможностями ее разрешения), либо в проблему, когда субъект осознает невозможность средствами наличного знания и опыта разрешить определенные трудности и противоречия, возникшие в конкретных жизненных обстоятельствах.

При характеристике личностных проблем необходимо видеть различные аспекты и грани их содержания:

Во-первых, личностные проблемы отражают и характеризуют неоптимальное взаимодействие субъекта и его социально-культурного окружения. В таком случае их можно рассматривать как внутренние состояния человека, включенного в противоречивую по своему содержанию среду и испытывающего в ней определенные преграды, трудности (физические, биологические, психологические, социальные, культурные), возникающие в процессе удовлетворения потребностей человека, достижения значимых для личности ситуаций, благоприятных жизненных обстоятельств.

Во-вторых, личностными проблемами являются противоречия внутреннего мира человека, вызванные актуализацией противоположных целей, стремлений и ценностей, внутренней невозможностью реализации жизненного замысла (т.е. преграды и трудности, обусловленные рассогласованностью внутреннего мира человека).

В-третьих, проблема есть переживаемое личностью психологическое состояние, вызванное неудовлетворенными потребностями, недостижимыми обстоятельствами, неосуществленными жизненными замыслами.

Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы стимулирует социокультурную деятельность по изменению ситуации, ее порождающей, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем в качестве аудитории проекта.


Ниже приведем формулировки личностных проблем, типичных для категорий и социальных групп, представляющих реальную и потенциальную аудиторию социально-педагогических программ: одиночество, отсутствие круга друзей, общения; непризнание ближайшим окружением; непонимание со стороны близких; потеря авторитета, невозможность влиять на других; социальная незащищенность личности; отсутствие условий самореализации в труде; невостребованность личностного потенциала; трудности в общении с противоположным полом; невозможность реализовать себя в рамках семейных ролей; невозможность отождествить себя с определенной этнокультурной, профессиональной, социальной, духовной общностью; ощущение личностной несостоятельности, собственной ненужности, сомнения в личностной ценности; утрата (переоценка) доминирующих жизненных ценностей; кризис смысла жизни (неудовлетворенность прошлым, смысловая и эмоциональная ненасыщенность настоящего, отсутствие целей в будущем); потеря самоуважения; комплекс неполноценности; низкая самооценка, неуверенность в себе; робость, боязнь быть отвергнутым; неудовлетворенность социальным статусом, профессией, сферой интимно-личностных отношений; неуверенность в завтрашнем дне; тревога, безнадежность, беспомощность; утрата личностной, социальной или национально-культурной идентичности и т.д.

Содержание и характер личностных проблем позволяют уточнить объектную область проектирования социального педагога, которая включает личность и ее ближайшее социальное окружение — социально-психологическую среду. Следовательно, социально-педагогические проекты, ориентированных на разрешение данных проблем, укладываются в две приоритетных области проектирования: социально-психологическую и духовно-нравственную культуру.

Средства же их решения (т.е. направления и виды социально-культурной деятельности) могут быть любые — все зависит от идеи проекта, социально-педагогического потенциала того или иного вида социально-культурной деятельности, а также соответствующих ресурсов, необходимых для практической реализации проекта.

Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее сущностные социально-психологические и социально-культурные проблемы, обосновать их конкретными данными, аргументировать их актуальность, раскрыть возможности разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта.

В технологии разработки социально-педагогических программ анализ личностных проблем представляет наибольшую сложность, ибо требует не только специфических инструментальных навыков, но и способности войти во внутреннее состояние другого человека.